скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эффективное управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия скачать рефераты

Финансовые коэффициенты изменялись в рассматриваемом периоде следующим образом:

- Чистый оборотный капитал, чистые текущие активы, чистые текущие пассивы увеличились;

- Рабочий капитал сначала увеличился, но затем снизился;

- Коэффициенты общей ликвидности, быстрой ликвидности и абсолютной ликвидности увеличились;

- Коэффициент финансирования и коэффициент автономии снизились;

- Коэффициент маневренности СОС увеличился;

- Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности сначала увеличились, но затем снизились;

- Финансовый, производственный и операционный циклы сначала увеличился, но затем снизились.

Данные изменения финансовых коэффициентов можно признать положительной тенденцией. За анализируемый период предприятие смогло увеличить чистый оборотный капитал, чистые текущие активы, чистые текущие пассивы в абсолютном выражении. Рабочий капитал снизился в 2000-м году потому, что ЧТП приросли сильнее в абсолютном выражении, чем ЧТА. Коэффициенты ликвидности свидетельствуют, что ликвидность предприятия увеличивается. Коэффициенты финансирования и коэффициент автономии снизились потому, что предприятие смогло увеличить объем привлеченных средств. Коэффициент маневренности СОС увеличился, что вызвано ростом СОС и снижением объема собственных средств. Периоды оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности снизились, если не считать незначительного увеличения их в результате "августовского" кризиса. То же можно отнести и к финансовому, производственному и операционному циклам. В целом, за счет сокращения времени циклов оборачиваемости, предприятие смогло мобилизовать дополнительный объем оборотных средств. Но дальнейшая оптимизация управления затратами на управление запасами позволит высвободить дополнительные средства.

Рассчитаем показатели рентабельности предприятия.

Таблица 5

Показатели рентабельности ООО "Нижегородтехнострой" в 1999-2001 гг.

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Рентабельность активов

1.38%

5.8%

11.75%

Рентабельность продаж

3.38%

11.47%

11.62%

Из таблицы видно, что с каждым годом происходит рост рентабельности активов и продаж, что является следствием роста спроса на потребительском рынке на продукцию ООО "Нижегородтехнострой".

Подводя итог, можно сказать что на предприятии стоит неразрешенная проблема: с ростом объемов запасов все больший объем финансовых средств предприятия замораживается в запасах, поэтому снижение уровня затрат на обслуживание производственных запасов является очень актуальной проблей, которая требует решения.

2.2. Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью

Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задол-женности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупа-телям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ве-домость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в об-ласти управления дебиторской задолженностью (активами) и расчет-ными операциями.

Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

· срок оплаты не наступил;

· просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

· просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

· просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

· просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

· просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности [12, c.428].

При анализе состояния расчетов по данным аналитического учета следует выявить объем скрытой дебиторской задолженности, возни-кающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщи-кам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной оплате. Существуют следу-ющие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

* продажа долгов банку (факторинг);

* получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);

* учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются ли оправдательные документы.

В заключение анализа состояния оборотных активов следует оце-нить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности [15, c. 267].

Политика управления дебиторской задолженностью представ-ляет собой часть общей политики управления оборотными акти-вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

· ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

· выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

· определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

· ускорение востребования долга;

· уменьшение бюджетных долгов;

· оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

· исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

· периодический пересмотр предельной суммы кредита;

· использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

· формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

· выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

· определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

· формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

· формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

· использование современных форм рефинансирования задолженности;

· диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

 

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                      (1)

                                                                          

где ИДЗ - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРК - планируемый объем реализации продукции в кредит;

КСЦ - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

 Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства [17, c. 213].

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п [18, c. 498].

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7