скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Единый социальный налог: назначение, сущность и методы взимания скачать рефераты

Данные таблицы показывают, что налогооблагаемая база из года в год увеличивается. Так, в 2004 году по сравнению с 2002 она увеличилась на 38686 тысяч рублей. Это увеличение произошло в основном за счет изменения заработной платы работников. В связи с этим происходит и рост начисленных страховых взносов.
Из-за стабильного финансового состояния предприятия перечисленные взносы соответствуют суммам начисленных. Срок перечисления - ежемесячно в установленный срок для получения заработной платы, а именно 17 числа. За исследуемый период штрафы и пени отсутствуют, а начисленные и перечисленные суммы увеличились в 2 раза в связи с увеличением заработной платы работников.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на целевое финансирование социальных мероприятий. Не допускается зачисление средств на личные счета застрахованных. Контроль расходования средств на социальное страхование осуществляется с участием профсоюзов. По этой причине на ОАО «Курскмедстекло» уже много лет председателем комиссии по социальному страхованию является председатель профсоюзного комитета предприятия.
Расходы средств социального страхования в 2002-2004 годах представлены в таблице 3.3.
Здесь общая сумма расходов увеличилась в 3,8 раза. В структуре расходов лидирующее место занимают выплаты по временной нетрудоспособности. Второе - выплаты, связанные с беременностью, родами и с уходом за детьми в возрасте до полутора лет. Это доказывает, что жизненный уровень населения постепенно стабилизируется и повышается, из чего следует, что в нашей стране начали действовать реформы с положительным результатом. Третье место - на санитарно-курортное обслуживание работников и их детей. Здесь выплаты возросли в 6,7 раза. Это еще раз доказывает о стабилизации жизненного уровня за исследуемый период населения страны в целом и о надлежащем качестве жизни трудового коллектива ОАО «Курскмедстекло».
Однако, профсоюзы считают, что с введением ЕСН в 2001 году и отменой взносов произошло снижение уровня социальной защиты населения России, снизились социальные выплаты, число отдыхающих в санаториях и их детей. А с 2003 года были полностью отменены выплаты по государственному социальному страхованию на санаторно-курортное обслуживание работающих. В данной ситуации следует предположить, что финансово устойчивые предприятия, такие как ОАО «Курскмедстекло» в состоянии будут обеспечить всех нуждающихся работников санитарно-курортными путевками из прибыли, а предприятия с тяжелым финансовым положением этого сделать не смогут. Следовательно, в ближайшее время вопрос взаимосвязи финансово-экономического состояния предприятия (организации) и уровня жизни их работников встанет более остро: чем стабильнее работает трудовой коллектив, тем больше социальных благ могут получить его работники.
Таблица 3.3. - Использование средств фонда социального страхования
Наименование

показателя

годы

2004г. в % к 2002г.

2002

2003

2004

1.На выплату пособий всего, тыс. рублей,
в том числе:
- по временной нетрудоспо-
собности;
- по уходу за детьми-инва -
лидами;
- по беременности и родам;
- при рождении ребенка;
- по уходу за детьми в воз-
расти до 1,5 лет;
- социальное пособие на

погребение.

417,2
358,3
12,5
24,0
8,8
12,7

0,8

890,6
847,7
25,3
7,0
6,3
6,7

1,7

1570,4
1452,2
16,4
81,5
10,5
9,6

-

376,4
405,3
131,2
339,6
119,3
75,6

0

2.На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, тыс. рублей

11,1

35,6

74,1

667,6

3 На новогодние подарки, тыс. рублей

6,5

17,9

-

0

4.На премирование страхо-

вого актива, тыс. рублей

-

0,7

2,0

-

Всего расходов, тыс. рублей

434,7

948,9

1646,3

378,7

Справочно: невыплаченные

пособия на конец отчетного периода

-

-

-

-

С введением единого социального налога в 2001 году взносы в Государственные социальные внебюджетные фонды прекратили свое самостоятельное существование, кроме страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 1.01.2001 года это единственный вид обязательных внебюджетных страховых взносов в Российской Федерации. Взносы на указанный вид страхования раньше включались в состав взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сейчас же согласно статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 года № 188-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» они не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
ОАО «Курскмедстекло» производит своевременно и в полном объеме начисления и перечисления взносов по средствам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На конец 2004 года пени и штрафы отсутствуют. Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска на предприятии равен 0,9 %.
Сведения о затратах, связанных с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями по ОАО «Крскмедстекло» за период 2002-2004 годы сведем в таблицу 3.4.
Данные таблицы показывают, что затраты, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями на ОАО «Курскмедстекло» из года в год уменьшаются. Так, в 2004 году по сравнению с 2002 годом пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями снизились на 48 тысяч рублей и в 2004 году составили 974 тысячи рублей; ежемесячные страховые выплаты, пострадавшим на данном предприятии снизились на 64 тысячи рублей.
По данным таблицы можно сделать вывод, что на предприятии ведется большая работа по улучшению условий труда, по принятию мер техники безопасности и предотвращению несчастных случаев на производстве. Работе с кадрами здесь уделяется особое внимание, что способствует выпуску качественной продукции, повышению производительности труда и улучшению финансового положения ОАО «Курскмедстекло».
3.3 Порядок расчета и уплаты средств в Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования, где бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе которых определяющими являются обязательные страховые взносы работодателей и предпринимателей. Здесь бюджетные средства обеспечивают финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетные - работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Во втором случае - предприятия, предприниматели, лица свободных профессий.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения стабильной государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов его проведения. Финансовые средства фонда находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. До 2001 года они формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование, а в настоящее время - за счет уплат единого социального налога и прочих поступлений.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. По объему аккумулируемых средств эти фонды занимают третье место среди государственных внебюджетных фондов социального характера.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Его основные задачи: обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
Территориальный фонд ОМС создается по решению органов государственной власти субъектов РФ для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Его основные задачи: обеспечение законодательных прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.
Уплата страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования РФ носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно, в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц (для ОАО «Курскмедстекло» - 17 числа).
Рассмотрим взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с Фондом обязательного медицинского страхования на основании данных таблицы 3.4. За анализируемый период объект налогообложения вырос более, чем в 3 раза. Это прежде всего связано с увеличением заработной платы работникам завода.
Таблица 3.4. - Взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования

Наименование показателей

В Федеральный фонд

обязательного медицинского страхования

В территориальный фонд обязательного медицинского страхования

2004 год в
%

к 2002 году

2002

2003

2004

2002

2003

2004

Федер.

Террит.

Объект налогообложения по всем основаниям, тыс.рублей

16697,6

27978,7

55383,:

16697,6

27978,6

55383,6

331,7

331,7

Начислено страховых взносов всего,

тыс.рублей

33,6

55,9

105,1

570,5

951,2

1785,8

310,0

310,0

Перечислено взносов, тыс. рублей

32,2

59,0

105,1

564,9

984,2

1785,8

330,1

330,1

Остаток на конец года,

тыс. рублей

3,1

4,2

-

32,9

70,9

-

-

-

В 2002 и 2004 годах ОАО «Курскмедстекло» перечисляло, в рамках единого социального налога, взносы по страховому тарифу в размере 3,1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в размере 1,1 %; в территориальный фонд- в размере 2,0 %).
ОАО «Курскмедстекло» в рамках обязательного медицинского страхования через страховую медицинскую компанию всем работающим на предприятии выдает страховые полисы, по которым граждане получают бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входят, как минимум, скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных, другая медицинская помощь по программе обязательного медицинского страхования.
Наряду с обязательным медицинским обслуживанием трудовой коллектив получает дополнительные услуги, так как руководство ОАО «Курскмедстекло» ежегодно заключает договор со страховой компанией ЗАО СК «АСКО-Курск» на добровольное медицинское страхование каждого работника предприятия и членов их семей. Все нуждающиеся в течении года могут получить объем медицинских услуг в поликлиниках города на сумму на одного человека 1500 рублей и в больницах - на сумму 3500 рублей (здесь оплата производится из средств предприятия). Этот факт еще раз подтверждает, чем стабильнее работает предприятие, тем больше социальных благ получают члены его коллектива.
Из проведенного исследования видно влияние внебюджетных социальных фондов на уровень жизни населения. Отсюда можно сделать вывод, что реализация конституционных прав граждан и удовлетворение их социальных потребностей в нашей стране еще не достигли достаточно высоких результатов. Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами порой достаточно сложны. Это обусловлено и объективными, и субъективными причинами, влияющими на реализацию социальной функции государства. Эффективность введения ЕСН для уменьшения налогового бремени и простоты расчетов и оформления документов с налоговыми и социальными органами пока тоже не оправдала надежды ни налогоплательщиков, ни государства. Но сегодня ясно одно: какой бы результат не дали проводимые государственные реформы, жизненный уровень работающей части населения почти полностью зависит от финансово-экономического состояния и социальной работы, проводимой на предприятиях, в организациях на местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения, хотя следует признать, что снижение налоговой нагрузки на этом этапе будет мало заметным для большинства организаций и само по себе не слишком повлияет на их политику в отношении заработной платы.
Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий применение регрессивной шкалы не реально.
Все-таки сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.
Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на допущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет - на сегодняшний день не достаточно для финансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.
Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь.
Целью дипломной работы является раскрытии сущности единого социального налога и его влияния на внебюджетные.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность ЕСН;

- рассмотреть порядок формирования налоговой базы ЕСН;

- исследовать структуру исчисления ЕСН;

Роль и значение данного налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельны-ми платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогопла-тельщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физиче-ским лицам.

Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

От того, как будут аккумулироваться средства, взимаемые через НДС во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

За последние годы наблюдаются отдельные подвижки в решении этих задач, однако, коренных улучшений все же не достигнуто. Мало того, многие из них обостряются. Главная причина - недостаток бюджетных средств, в том числе, формируемых данным налогом. Этот недостаток средств фактически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей в зависимости от размера получаемого дохода.

Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Решение социальных проблем в стране связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).

Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода создается предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба формирования самих специальных бюджетных социальных фондов

Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

СПИСОК НОРМОТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный Закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Федеральный закон от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»

Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Закон РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1999 года.

«Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.03.2005)

Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. М.: ЭКМОС, - 2007.

Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2007.

Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика».- М.: Финансы и статистика, 2004г.

Анашкина А.К. - «Единый социальный налог». М.: Статус кво 97, 2004г.

Васильева Т.В. «Оздоровление за счет средств ФСС России» Российский налоговый курьер, 2006, №10.

Воробьева Е.В. «Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.2002-2003» . - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2002.

Воробьева Е.В. «Заработная плата в 2004году с учетом требований налоговых органов» - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2004.

Гейц И.В. «Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов» - М.: НОУ ЛИК, 2003.

Дубова М.Д. «ЕСН в реализации социальной политики государства» - Финансы, 2005, №12.

Евмененко Т.О. «Единый социальный налог и страховые взносы» - Бухгалтерский учет, 2006, №7

Евстигнеев Е.Н. - «Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие» - М.: ИНФРА-М, 2007

Захарьин В.Р. «Теория бухгалтерского учета» - - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2006.

Земляченко С.В. «Единый социальный налог и страховые взносы» - Бухгалтерский учет, 2005, №7

Кондратьев О.Е. «Исчисление единого социального налога» - М.: НОУ ЛИК, 2007

Курбангалеева О.Д. «Исчисление и уплата единого социального налога» - Главбух, 2006, №4.

Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации».. Учебник. - М.: Книжный мир, 2005 г.

Никитов Н.Н. «Единый социальный налог - проблемы и перспективы» - Российский налоговый курьер, 2006, №6.

Николаева О.Н. «ЕСН: возможности оптимизации» - Экономика и жизнь, 2006 №4.

Никонов А.А. «Единый социальный налог (взнос)» - М.: ФКБ-Пресс, 2001.

Онуфриева М.Л. «ЕСН в 2002году» - Консультант, 2005, №4

Пансков В. Г. «Налоги и налогооблажение в Российской Федерации» - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.

Разгулин С.В. «Порядок уплаты ЕСН организациями» - Финансы, 2006, №11.

Русанова Н.И. «Налоги и налогообложение». - Учебное пособие.. - М.: ЮНИТИ, 2007 г.

Стафилова О.В. «Как работодатель работнику».. М.: Дело и сервис, 2007г

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. М.: “Издательство ПРИОР”, 2006.

Черник Д.Г. «Налоги» - М.: Финансы и статистика, 2006

Шаталов С.Д. «Единый социальный налог(взнос)» - М.: МЦФЭР, 2006.

Щукина А.С. «Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов» - Бухгалтерский учет, 2005, №24.

Юткина А.М. «Налоги и налогообложение».. М. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006 г.

Бесплатная справочная информация, бланки отчетности, ПБУ www.buhgalteria.ru

Официальный сервер МНС РФ www.nalog.ru

Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6