скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Единый социальный налог скачать рефераты

При определении налоговой базы учитываются любые до-ходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам мате-риальных, социальных или других благ или в виде иной мате-риальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды, налогоплательщики -- работодатели при исчислении единого социального налога должны опреде-лять налоговую базу отдельно по каждому работнику в тече-ние всего налогового периода с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом следует подчеркнуть, что при определении налоговой базы не должны учитываться доходы, полученные работниками от других работодателей.

В этом случае возникает вопрос, как быть в том случае, когда работник получает налогооблагаемые доходы от несколь-ких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, по итогам за год подпадает под иную ставку единого социального налога? Законодатель-ство дает четкий ответ на этот вопрос: в этом случае право на перерасчет не возникает и, естественно, не должен произво-диться зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога.

Налоговая база налогоплательщиков -- предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обло-жения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательс-кой или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов полностью совпадают с перечнем, порядком и размером про-фессиональных налоговых вычетов, осуществляемых при ис-числении налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их сто-имость определяется на день получения данных доходов исхо-дя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов на эти товары, работы и услу-ги -- исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную сто-имость, налога с продаж, а для подакцизных товаров -- и соответствующая сумма акцизов.

В составе облагаемых доходов должна также учитываться дополнительная материальная выгода, получаемая работника-ми или членами их семей за счет работодателя.

К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности, дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров, работ, услуг или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в ин-тересах работника.

Включается в налоговую базу и дополнительная выгода от приобретения работником или членами его семьи у работодателя товаров, работ и услуг на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями.

Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях также включается в налоговую базу. В этом случае в налоговую базу включается сумма превышения процентов за пользование заемными средствами в рублях, ис-численная исходя из трех четвертых ставки рефинансирова-ния Банка России, действующей на дату получения средств, над суммой процентов исходя из условий их получения от работодателя. Если ссуда получена в иностранной валюте, то доход определяется в виде разницы суммы процентов, исчис-ленной из 9 % годовых, и суммы процентов исходя из усло-вий получения заемных средств.

Подлежит налогообложению и, следовательно, должна включаться в налоговую базу материальная выгода, получае-мая работником в виде суммы страховых взносов по догово-рам добровольного страхования за исключением тех случаев, когда эти взносы осуществляются за счет средств, остающих-ся в распоряжении организации после уплаты налога на дохо-ды организаций в случаях, когда страховые взносы полнос-тью или частично вносились за него работодателем.

Не должны включаться в облагаемый доход перечислен-ные виды материальной выгоды лишь в том случае, если она образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг на основании законодательства Российской Феде-рации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления.

Налоговые базы налогоплательщиков - работодателей и налогоплательщиков -- предпринимателей в соответствии с налоговым Кодексом определяются независимо друг от друга.

Одновременно с этим. Налоговый кодекс России опреде-лил широкий перечень доходов, которые не являются объек-том обложения единым социальным налогом и соответствен-но не подлежат налогообложению.

В частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе по-собия по временной нетрудоспособности, по уходу за боль-ным ребенком, по безработице, беременности и родам.

Не включаются в налоговую базу большинство установ-ленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.

В первую очередь это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоро-вья, бесплатным предоставлением жилых помещений и ком-мунальных услуг, оплатой стоимости или выдачей полагаю-щегося натурального довольствия, а также выплатой денеж-ных средств взамен этого довольствия. К указанным компен-сационным выплатам относятся также оплата стоимости пи-тания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-трениро-вочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

Не являются объектом обложения и компенсационные вып-латы, связанные с увольнением работников, включая компен-сации за неиспользованный отпуск, их трудоустройством в свя-зи с осуществлением мероприятий по сокращению численнос-ти или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Не подлежат включению в налоговую базу и компенсаци-онные выплаты, связанные с выполнением работником тру-довых обязанностей, в том числе переездом на работу в дру-гую местность, возмещением командировочных и иных рас-ходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.

При оплате работодателем расходов на командировки ра-ботников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных федеральным законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, на-значения или пересадок, на провоз багажа, расходы по най-му жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сбо-ры за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностран-ную валюту. При непредставлении документов, подтвержда-ющих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в преде-лах норм, установленных в соответствии с федеральным законодательством.

Все эти выплаты не включаются в налоговую базу в пре-делах норм, установленных в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации.

Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями в следу-ющих случаях.

Материальная помощь работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в це-лях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью не подпадает под обложение только в том случае, если она оказана на основании решений органов зако-нодательной или исполнительной власти, решений предста-вительных органов местного самоуправления.

Не подлежит обложению единовременная материальная помощь, оказанная работодателем членам семьи умершего ра-ботника или наемным работникам в связи со смертью членов семьи, а также оказанная работникам, пострадавшим от тер-рористических актов на российской территории.

Суммы материальной помощи, оказываемой работодателя-ми своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не включаются в налоговую базу, если они не превышают в налоговом периоде 2000 руб.

В налоговую базу не включаются суммы полной или час-тичной компенсации стоимости путевок (за исключением ту-ристических) в расположенные на российской территории санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выпла-чиваемые работодателями своим работникам или членам их семей, за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций.

Суммы, уплаченные работодателями из средств, оставших-ся в их распоряжении после уплаты налога на доходы органи-заций, за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинс-ких учреждений соответствующих лицензий, а также при на-личии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание также не подпадают под налогообложение.

При этом следует иметь в виду, что указанные средства освобождаются от налогообложения не только в случае без-наличной оплаты работодателями медицинским учреждени-ям этих расходов, но и при выдаче денежных средств на эти цели непосредственно работнику или членам его семьи, а также при зачислении предназначенных на указанные цели средств на счета работников или членов их семей в учрежде-ниях банков.

Не являются объектом обложения и не включаются в свя-зи с этим в налоговую базу доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от про-изводства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации.

Освобождение применяется в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства, и только в отношении доходов тех членов этого хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства.

Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей

или взносов по обязательному страхованию, осуществляемому в установленном федеральным законодательством порядке.

Оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лаге-рях, являющихся российскими юридическими лицами, и ла-герях, находящихся на балансе работодателей, также не вклю-чается в налоговую базу, но только при условии, что указан-ные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в рас-поряжении работодателя после уплаты налога на доходы орга-низаций.

Выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год, не являются объектом обложения.

Не включаются в состав облагаемых доходов не превышаю-щие 2000 руб. суммы возмещения в течении налогового пери-ода работодателями своим бывшим работникам- пенсионерам или инвалидам, а также членам их семей стоимости приобре-тенных ими медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей за-числению в Фонд социального страхования) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и ли-цензионным договорам.

Одновременно с тем, что значительные суммы, выплачи-ваемые работодателями своим работникам не включаются в налоговую базу, российское налоговое законодательство уста-новило также отдельные налоговые льготы по единому соци-альному налогу.

Одной из важнейших льгот является стимулирование ис-пользования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты на-лога освобождаются организации любых организационно-пра-вовых форм -- с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных работникам, явля-ющимся инвалидами I, II и III групп.

В этих же целях освобождаются от налогообложения сум-мы доходов, не превышающие 100 000 руб. в течение налого-вого периода на каждого отдельного работника, у следующих категорий работодателей.

Во-первых, у общественных организаций инвалидов, сре-ди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений.

Во-вторых, у организаций, уставный капитал которых пол-ностью состоит из вкладов общественных организаций инва-лидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

И в-третьих, учреждения, созданные для достижения об-разовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, един-ственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.

Вместе с тем указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Российским Правительством по представлению общероссийских общественных организа-ций инвалидов.

Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-- предпринимателей, являю-щихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и дру-гой профессиональной деятельности в размере, не превыша-ющем 100 000 руб. в течение налогового периода.

Одновременно с этим, налогоплательщики -- предприни-матели -- инвалиды освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования.

В случаях, если в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на российской территории деятель-ность в качестве индивидуальных предпринимателей, не об-ладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств российс-кого Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования, то они ос-вобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соот-ветствующие фонды.

2.4. Ставки единого социального налога

Ставки единого социального налога, учитывая целевой ха-рактер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам.

Для налогоплательщиков -- работодателей, за исключени-ем организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, при-меняются следующие ставки налога (табл. 1).

Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следую-щие ставки налога (табл. 2).

Все выше перечисленные ставки налога применяются, при условии, что в предыдущем налоговом периоде, то есть за истекший календарный год, величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб. В том случае, если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех меся-цев, то в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал ве-личина налоговой базы в среднем на одного работника ум-ножается на четыре. Если данное условие не соблюдается, то налогоплательщик должен уплачивать налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждо-го отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдель-ного работника Указанные положения вступают в действие с 2002 г. В течение 2001 г. указанные ставки применяются налогоплательщиками - работо-дателями при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете плате-жей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 г., превышал 25 000 руб. Налогоплательщики, не соответствующие указан-ному критерию, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Страницы: 1, 2, 3