скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Единый социальный налог скачать рефераты

После вступлений в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов при оказании ими бесплатной юридической помощи физическим лицам, адвокаты уплачивают ЕСН по ставкам, предусмотренным п.3 таблицы.

Ставки, предусмотренные п. 1 таблицы, применяются работодателями при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного наемного работника превышала 50 000 руб. Если налогоплательщик осуществляет деятельность в течение менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, то для расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина такой налоговой базы умножается на четыре. Налогоплательщики, не соответствующие этому критерию, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным п. 1 таблицы для налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от ее фактической величины.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие доходы, а у налогоплательщиков с численностью до 30 человек включительно -- выплаты 30 процентам наиболее высокооплачиваемых работников.

В случае, если на момент уплаты авансовые платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным п. 1 таблицы для налоговой базы на каждого наемного работника до 100 000 руб., не зависимо от ее фактической величины, исчисленной в порядке, предусмотренном абз. 1. I п. 2 ст. 241 НК РФ.

При расчете Налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая о порядке, установленном Государственным комитетом РФ по статистике.

При этом следует обратить внимание, что при расчете величины налоговой базы принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы ЕСН. уплачиваемой в со-ставе ЕСН в Пенсионный фонд РФ.

Согласно переходным положениям ст. 245 НК РФ в течение 2001 г. работодателями будут применяться ставки, предусмотренные п. 1 таблицы, при условии, что фактический размер выплат, начисленных ими и среднем на одного работника у налогоплательщиков и принимавшихся за базу при расчете платежей в фонды во втором полугодии 2000 г., превысит 25 000 руб. При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в фонды, в организациях с численностью свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие доходы, а в организациях с численностью до 30 человек включительно -- выплаты 30 процентам наиболее высокооплачиваемых работников.

Налогоплательщики, несоответствующие вышеуказанным критериям, уплачивают ЕСН поставкам, предусмотренным п. 1 таблицы для налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от ее фактической величины. При этом учитываются только те выплаты, на которые начислялись страховые взносы в ПФР.

3.5. ИСЧИСЛЕНИЕ И СРОКИ УПЛАТЫ ЕСН

Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН предусмотрены ст. 24 НК РФ для налогоплательщиков-работодателей и ст. 244 НК PФ для налогоплательщиков, не являющихся работодателями.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками-работодателями отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Таким образом уплата налога или авансовых платежей по нему осуществляется отдельными платежными поручениями в ПФР, ФСС, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС. При этом сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ

В этом случае налогоплательщики обязаны представлять ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС в региональные отделения Фонда, о суммах:

-- начисленного налога в этот Фонд;

-- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, а также на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

-- направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

-- расходов, подлежащих зачету:

-- уплачиваемых в ФСС РФ,

По итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и ставки налог. При этом сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата анисовых платежей производится ежемесячно в срок. установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату трудя со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом по ЕСН в соответствии с п. 2 ст. 240 НК РФ признается календарный месяц.

Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-ги числа месяца, следующего за отчетным, в налоговом органе по форме, утвержденной МНС РФ. При этом разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период- и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога предусмотрен ст. 78 НК РФ, а также письмом Минфина РФ от 17 ноября 2000 г, № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 «О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора, а также пеней производится налоговым органом по месту учета налогоплатель-щика без начисления процентов на эту сумму.

Зачет в счет предстоящих платежей производится в национальной валюте и осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же внебюджетный фонд, и который была направлена излишне уплаченная сумма налога,

Налоговые органы вправе самостоятельно произнести зачет, в случае, если имеется недоимка по налогу в другой внебюджетный фонд, и при этом проинформировать налогоплательщика о вынесении такого решения не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Возврат сумм излишне уплаченного налога производится также по письменному заявлению налогоплательщика. Если у налогоплательщика имеется недоимка или задолженность по пеням, начисленным по тому же внебюджетному фонду, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в национальной валюте за счет средств внебюджетного фонда, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, а при нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. В этом случае процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центробанка России, действовавшей на день нарушения срока возврата, а при уплате налога в иностранной валюте проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центробанка России на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В этой ситуации не ясно, почему законодатель предусмотрел дату пересчета переплаченной суммы налога в иностранной валюте в рубли, когда переплата была произведена, а не когда был осуществлен возврат. Это означает, что при устойчивой тенденции к повышению курсов иностранных валют курсовые разницы будут оставаться в соответствующем внебюджетном фонде, а налогоплательщики недополучат переплаченных сумм налога.

Особо следует отметить, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном ему факте излишней уплате налога и его сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Налоговая декларация по ЕСН представляется налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделении.

В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщики обязаны, а в случае значительного уменьшения дохода -- вправе, предоставить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей ЕСН на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками, не являющимися работодателями, на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:

-- за январь--июнь -- не позднее 15 июля текущего гола в размере половины годовой суммы авансовых платежей:

-- за июль--сентябрь -- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

-- за октябрь--декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой головой суммы авансовых платежей.

Расчет ЕСН по итогам налогового периода производится лицами, осуществляющими самостоятельную частную деятельность, за исключением адвокатов, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и установленных ставок. При этом сумма ЕСН исчисляется ими отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате и соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету и счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.

Исчисление и уплата ЕСН адвокатами осуществляется коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков-работодателей.

Лица, осуществляющие самостоятельную частную деятельность, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом адвокаты при представлении налоговой декларации обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них ЕСН за истекший налоговый период.

3.6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЗНОСАМ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ОТЧЕТНОСТЬ

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94-н и Инструкции по его применению - в разделе VI ."Расчеты" предусмотрен счет 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с тремя субсчетами:

-- 1 -- «Расчеты по социальному страхованию», на котором учитываются расчеты по социальному страхованию организации;

-- 2 -- «Расчеты по пенсионному обеспечению» для расчетов по пенсионному обеспечению;

-- 3 -- «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию для расчетов по обязательному медицинскому страхованию.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.

Таким образом, счет 69 предназначен для обобщения информации о расчетах с государственными социальными внебюджетными фондами.

По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование.

По кредиту счета 69 показываются суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также их обязательное медицинское страхование, подлежащее перечислению в соответствующие фонды.

При этом записи производятся в корреспонденции со:

а) счетами, на которых отражается начисление оплаты труда, в части отчислении, производимых за счет организации;

б) счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» -- в части отчислений, производимых за счет работников организации. Однако в настоящее время сами работники не производят отчислении во внебюджетные фонды.

Кроме того, по кредиту сч. 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденция со сч. 51 "Расчетные счета" -- суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над платежами.

Счет 69 в новом Плане счетов практически не претерпел изменении, за исключением того, что субсчет для учета взносов в государственный фонд занятости исключен, в связи с его отменой с 1 января 2001 года. Кроме того, исключены из перечня счетов, корреспондирующих по дебету, счета, не применяемые и соответствии с новым Планом счетов, а также некоторые счета учета имущества, на которые списание начисленных взносов не предусмотрено (10, 11, 15). Перечень счетов, корреспондирующих по кредиту, не изменился. Также изменились несколько проводок вследствие изменения номеров и характеристики корреспондирующих счетов.

Однако остается вопрос, куда списывать суммы взносов, начисленных на премии и иные выплаты за счет чистой прибыли организации -- счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и перечне счетов отсутствует, а характеристика счета 99 не предусматривает подобных начислений.

Соответствие бухгалтерских проводок по учету резервов и расчетов по социальному страхованию н обеспечению согласно прежнему и новому Плану счетов.

Содержание операции

Прежний План счетов

Новый План счетов

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Начисленные взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены на расходы на продажу

43,44

69

44

69

2

Суммы начисленных взносов отнесены на прочие расходы организации

47

69

91

69

3

Начислены взносы в государственные внебюджетные фонды за счет ранее созданного резерва (например, при оплате отпусков)

89

69

96

69

4

Начислены взносы в государственные внебюджетные фонды на заработную плату работников, занятых при выполнении работ, относимых к расходам будущих периодов(например, ремонта объектов основных средств)

31

69

97

69

5

Начислены взносы на заработную плату работников, занятых на ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств

80

69

99

69

Страницы: 1, 2, 3, 4