Доходы от реализации продукции
2.2 Расчет плановой выручки от реализации продукции
Плановую выручку от реализации продукции определяют, как мы уже отметили выше, с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий.
Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле:
В = Р * Ц,
где В - выручка, Р- количество реализованных изделий, Ц - цена реализации каждого изделия.
Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:
Р = О1 + Т - О2
где Р - объем реализации в плановом периоде; О1 - остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т - выпуск товарной продукции в плановом периоде; О2 - остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.
Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение.
Пример расчета объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в таблице 1.
Таблица 1
Расчет выручки от реализации продукции
Номенклатура
|
Полная себестои-мость,
тыс. ден.ед.
|
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед.
|
в том числе
|
Стоимость без акцизного сбора и НДС,
тыс. ден.ед.
|
Прибыль (+) или убыток (-),
тыс. ден.ед.
|
|
|
|
|
акцизный сбор,
тыс. ден.ед.
|
НДС
тыс. ден.ед.
|
|
|
|
Основная продукция (товарный выпуск)
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
480
|
633,6
|
-
|
105,6
|
528
|
+48
|
|
Б
|
150
|
187,7
|
-
|
31,3
|
156,4
|
+6,4
|
|
В
|
240
|
302,4
|
-
|
50,4
|
252
|
+12
|
|
Г
|
400
|
782,4
|
228
|
130,4
|
424
|
+24
|
|
Всего основной продукции
|
1270
|
1906,1
|
228
|
317,7
|
1360,4
|
+90,4
|
|
Всего реализации основных видов продукции с учетом изменения ее остатков
|
1345
|
2146,1
|
228
|
487,7
|
1430,4
|
+85,4
|
|
Другие виды продукции
|
210
|
|
|
|
270
|
+60
|
|
Общий объем реализации
|
1555
|
|
|
|
1700,4
|
+145,4
|
|
|
Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом. Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре остатков изделий, прибавляют к нему стоимость остатков на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и за себестоимостью (табл. 2).
Таблица 2
Укрупненный метод расчета выручки от реализации продукции
Номенклатура
|
Полная себестои-мость,
тыс. ден.ед.
|
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед.
|
в том числе
|
Стоимость без акцизного сбора и НДС,
тыс. ден.ед.
|
Прибыль (+) или убыток (-),
тыс. ден.ед.
|
|
|
|
|
акцизный сбор,
тыс. ден.ед.
|
НДС
тыс. ден.ед.
|
|
|
|
Остаток готовой продукции на начало планового периода
|
40
|
60,7
|
-
|
10,1
|
50,6
|
10,6
|
|
Товарный выпуск продукции в плановом периоде
|
220
|
333,7
|
-
|
55,7
|
278
|
58
|
|
Остаток готовой продукции на конец планового периода
|
50
|
75,8
|
-
|
12,6
|
63,2
|
13,2
|
|
Всего
|
210
|
318,6
|
-
|
53,2
|
265,4
|
55,4
|
|
|
Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.
3. Факторы роста выручки от реализации продукции и орга-низация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции
На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются:
· объем
· ассортимент
· качество и конкурентоспособность производимой продукции
· уровень цен
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.
Кроме того, сумма выручки зависит от:
· ритмичности работы предприятия
· комплектности продукции
· характера отгрузки
· спроса на данную продукцию
· форм расчета за продукцию
Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк- важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту- непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
· перебои в работе транспорта
· несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей
· задержки банковских расчетов и т.д.
В условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. С 1992 года система ценообразования была сведена по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными предприятиями.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим предприятиям или торогово-сбытовым организациям. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую накидку (скидку).
Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда
· предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
· организационно- технические условия вынуждают предприятие изменить цены;
· конкуренты изменяют цены;
· нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.
Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но влияет на них.
При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:
· учетную, так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;
· стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;
· распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;
· регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.
Заключение
В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы:
· выручка от реализации- важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг;
· ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами финансового планирования;
· на величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов;
· для расчета плановой выручки от реализации используются методы прямого расчета, товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции, пофакторный метод и метод суммарного расчета;
· выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является источником формирования валового дохода предприятия;
· в условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.
Расчетная часть
1. Рассчитать и распределить амортизационные отчисления (табл. 1).
Таблица 1
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
№ стр.
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
1
|
Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года
|
15530
|
|
2
|
Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов
|
3717,58
|
|
3
|
Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов
|
4067,58
|
|
4
|
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах)
|
1030
|
|
5
|
Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) - всего
|
14150,00
|
|
6
|
Средняя норма амортизации, %
|
13,5
|
|
7
|
Сумма амортизационных отчислений - всего
|
1910
|
|
8
|
Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы
|
1910
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|