скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Денежные системы и их развитие в процессе формирования электронной финансовой системы РК скачать рефераты

Образование относи-тельного избытка денег в стра-не при возвышающихся и недо-статочно удовлетворяемых по-требностях реального сектора в инвестициях. Эта тенденция обнаружилась в последние два-три года после рецессии. Она сменила имевший место дефи-цит кредитных ресурсов в пери-од кризисного развития. Отно-сительный избыток формиру-ется обычно в фазе экономичес-кого подъема, начало которой в Казахстане относится к 1999г., при несбалансированности сфер воспроизводства. Он сви-детельствует об опережающем росте финансового сектора от-носительно реального сектора экономики, одновременно о проблемах трансформации свободных ресурсов финансо-вых институтов страны в инве-стиции. Разумеется, относи-тельный избыток финансового капитала образуется не только в РК. Опыт мировой финансо-вой системы дает основание рассматривать его как законо-мерное явление, в противном случае не было бы международ-ной миграции капитала. Дви-жение инвестиционных ресур-сов обусловливается интере-сами инвесторов по получению нормы прибыли. Это утвержде-ние не противоречит тому, что свободные ресурсы образуют-ся также по причине отсутствия или слабой эффективности не-обходимых финансовых инст-рументов.

Усиление конкуренции между финансовым и нефинансовым секторами за получение кредитных ресурсов на внут-реннем финансовом рынке, что в значительной мере отвлекает их от потребностей реального сектора экономики - основы экономического развития. Так, кредиты банков составля-ют 8% кредиторской задолжен-ности предприятий, что являет-ся низким уровнем и говорит о недостаточном кредитовании предприятий. В то же время удельный вес инвестиций в строительство различных офи-сов и другие непроизводствен-ные объекты в динамике повы-шается, свидетельствуя о неко-тором снижении качества инве-стиций.

Тенденция недокредитова-ния реального сектора являет-ся следствием двух процессов. Во-первых, внутри общего де-нежного обращения в масшта-бе страны существует «малое денежное обращение», функци-онирующее в рамках финансо-вого сектора и приносящее фактически безрисковый до-ход. Нами имеется в виду сис-тема стерилизации «излишков» национальной валюты и кос-венного регулирования курса валюты и уровня инфляции и система покрытия дефицита государственного бюджета страны с помощью продажи го-сударственных ценных бумаг, соответственно, Национально-го банка и Министерства фи-нансов РК. Данная монетарная «микросистема» функциониру-ет за счет государственных средств (доходов НБ и бюджет-ных средств), она в значитель-ной мере является альтерна-тивным направлением исполь-зования кредитных ресурсов коммерческих банков, активов пенсионных фондов и страхо-вых компаний, причем это свя-зано с очень малыми рисками, чем вложения в реальный сек-тор. Ресурсы финансовых институтов в значительной мере отвлечены от потребности ре-ального сектора, вследствие чего снижается (по сравнению с возможным) уровень кредито-вания предприятий. Во-вторых, развивается процесс вывоза капитала из страны. Он имеет легальные формы, возможно, происходит и нелегально. В ус-ловиях либерализации вне-шних валютных отношений на-циональный капитал с целью извлечения максимального до-хода всеми финансовыми ин-ститутами переводится в дру-гие страны. Так, он инвестиру-ется в ценные бумаги развитых стран Европы и РФ, а также в виде прямых инвестиций вкладываеся в производственные объекты или же как потреби-тельские кредиты предоставля-ется населению в ряде госу-дарств Центральной Азии, в России, Украине и др. В межстрановом движении капитала РК до последнего времени вы-ступала только как реципиент инвестиций, а теперь она вклю-чилась в миграцию денег как финансовый донор. Последнее не означает, что в стране обра-зовался некий абсолютный из-быток финансовых ресурсов. Наоборот, потребности в ре-альном секторе в инвестициях огромны, а удовлетворяются весьма ограниченно. Тем не менее, капитал выводится из страны. Причин этого процесса несколько: как правило, повы-шенный уровень инвестицион-ных рисков, узость и большая дисперсность внутреннего рын-ка целого ряда товаров, недо-статочное развитие менедж-мента в реальном секторе и др. Существенно и то, что в го-сударствах ЦА и в РФ, куда мигрирует национальный капи-тал РК, отечественные инвес-торы находят выгодные альтер-нативные сферы для инвести-ций, в перспективе к числу таких стран могут быть включены Западный Китай, Иран, Афга-нистан и другие близлежащие государства, где имеются ог-ромные рынки товаров и дефи-цит финансовых ресурсов. Ра-дикальное изменение ситуа-ции на рынке капитала в РК сигнализирует о том, что Казах-стан начал осуществлять насту-пательную стратегию в инвес-тиционной деятельности, вклю-чившись в процесс глобализа-ции, приняв вызовы времени.

Перечисленные процессы противоречиво влияют на сис-тему: с одной стороны, повыша-ют устойчивость денежно-фи-нансовой системы, вследствие финансовой стабилизации на макроуровне. С другой сторо-ны, снижают ее уровень, по-скольку ослабляется фунда-ментальная основа экономики - развитие реального сектора. Общий результат зависит от масштабов и эффективности каждой альтернативы.

Слабое взаимодействие структурных элементов систе-мы на уровне территориальных единиц страны и недостаточная регионализация финансовых отношений, в частности, в бюд-жетной сфере. Это, в первую очередь, касается г. Астаны и Акмолинской области, г. Алматы и Алматинской области, г. Атырау и области, других облас-тей и городов, где городские бюджеты располагают опреде-ленными средствами для инве-стиционной деятельности, но местные органы практически не ведут совместных инвестицион-ных проектов, представляющих общий интерес для городов и областей. Бюджетная подсис-тема жестко централизована, построена по принципу верти-кальных связей, в ней в сущно-сти не развиты межбюджетные горизонтальные связи. Это сни-жает эффективность и устойчи-вость денежно-финансовой системы в целом. То же самое можно сказать о банковской си-стеме, где практически отсут-ствует практика синдицирован-ных инвестиционных проектов, что, конечно же, отрицательно сказывается на фундаменталь-ных особенностях системы. Межрегиональные территори-альных бюджетные связи пока остаются «ахиллесовой пятой» функционирования ДФС.

Степень саморегуляции и государственного регулирова-ния существенно различна в раз-ных структурных элементах сис-темы и не всегда адекватна при-роде финансовых рынков и ин-ститутов. Эта дифференция имеет объективную основу, вме-сте с тем она обусловлена и субъективными причинами. Са-морегуляция характерна для кре-дитной системы, фондового и валютного рынков. Регулирова-ние особенно присуще денежно-му обращению, налоговой и бюджетной подсистемам. Одна-ко законодательно не определе-но, что в условиях кризисных ситуаций государственное регу-лирование резко усиливается. Это актуально, к примеру, для валютного рынка, для формиро-вания эффективного курса наци-ональной валюты. До последне-го времени применявшийся ре-жим свободного плавания офи-циального курса национальной валюты не являлся чистым, а соединял в себе и элементы ре-гулирования со стороны Нацио-нального Банка РК («грязное пла-вание»). Сейчас обозначилась тенденция полного ухода НБ с валютного рынка за исключени-ем особых случаев (спекулятив-ные атаки на валюту и др.), ког-да участие Национального бан-ка необходимо для стабилиза-ции ситуации. Курс валюты сильно зависит от динамики мировых цен на сырье, состав-ляющее основу экспорта страны. В этих условиях влияние монетарных факторов закономерно снижается.

При параллельном хожде-нии в денежном обращении двух валют-тенге и американ-ского доллара степень доллари-зации экономики остается дос-таточно высокой. Проблема эта должна решаться посредством рационального валютного регу-лирования Национальным бан-ком Казахстана.

Согласно законодательству РК, под валютным регулирова-нием понимается деятельность уполномоченных государствен-ных органов по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, Закон Республики Казахстан «О ва-лютном регулировании» являет-ся основополагающим актом по вопросам валютного регулиро-вания.

Для решения задач валют-ного регулирования Нацио-нальный Банк Казахстана ис-пользует следующие основные методы:

а) установление порядка проведения валютных операций, предусматривающего определе-ние субъектов и объектов валют-ных операций, прав и обязанно-стей субъектов валютных опера-ций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользова-ния и распоряжения валютными ценностями и др.;

б) введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимо-сти от их характера, субъектов, объектов, объема операции и т.д.; В настоящее время к ним относятся следующие ограни-чения: все платежи по операци-ям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за ис-ключением случаев, предусмот-ренных нормативными правовыми актами Национального Бан-ка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и обмен иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные орга-низации, осуществляющие от-дельные виды банковских опе-раций, а также их обменные пун-кты запрещены, иностранная валюта, получаемая резидента-ми в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кре-дита, подлежит обязательному зачислению на их счета в упол-номоченных банках;

в) лицензирование деятель-ности, связанной с использова-нием иностранной валюты, ко-торое относится к проведению банковских операций в иност-ранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предос-тавлением услуг за наличную иностранную валюту; открытию резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финан-совых институтах за границей; операциям, связанным сдвиже-нием капитала;

г) регистрация валютных операций, связанных с движе-нием капитала, предусматрива-ющих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, пре-вышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эк-вивалент в другой валюте;

д) сбор и анализ отчетнос-ти о валютных операциях;

е) контроль за соблюдени-ем валютного законодатель-ства.

Президент Республики Ка-захстан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограниче-нию или приостановлению лю-бых валютных операций. Наци-ональный Банк Республики Ка-захстан» вправе ввести необходимые ограничения на проведе-ние операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ста-вок вознаграждения (интереса), согласно режиме обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Как видно, валютное регу-лирование в стране включает целый ряд ограничений и меха-низмов. В условиях открытости финансового сектора и глобализации стоит проблема суще-ственной либерализации ва-лютных отношений и снятия из-быточного регулирования. Для этого понадобится изменение валютного законодательства в сторону расширения свободы перемещения капитала. В то же время либерализация должна сопровождаться усилением от-ветственности за нарушения установленного режима прове-дения операций, предоставле-ния сведений и отчетности. Ра-циональное сочетание экономи-ческой свободы и государствен-ного регулирования, возможно на основе нелинейного подхода. Индикатором рациональности такого управления денежно-фи-нансовой системой может слу-жить, в частности, уровень воз-врата капитала в страну. В свя-зи с проведением легализации капитала и имущества предпринимателей увеличивается приток капитала в страну. Кос-венным свидетельством про-должения этого процесса слу-жит резкий рост спроса на не-движимость в городах, особен-но в Астане, Алматы, Атырау и др. и объясняемый им скачок цен на жилье. Приток капитала занимает, конечно, определен-ную долю в динамике спроса на-ряду с другими факторами (рост доходов населения, ипотечное кредитование и др.)

* Недостаточная «прозрач-ность» системы и повышенный уровень теневого оборота финансовых ресурсов. Задача эта актуальна в отношении респуб-ликанского и местных бюдже-тов, особенно, Национального фонда, других государственных фондов, финансовой деятель-ности различных компаний и фирм, где не исключена, по-ви-димому, т.н. двойная бухгалте-рия. По данным Агентства РК по статистике, масштабы тенево-го сектора экономики в 2002г. составляли 20-25% ВВП. В то время как нормальным уровнем считается 5% ВВП (легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной ста-тистикой, не подлежащая нало-гообложению и не включаемая в ВВП). С ограниченной про-зрачностью связана проблема одновременного функциониро-вания тенге и доллара в стране, это усложняет управление де-нежным обращением, снижает эффективность системы. Лега-лизация капитала и имущества создает условия для экономи-ческого роста, стабилизации финансового сектора.

- Устойчивость денежно-финансовой системы в целом подвержена значительным коле-баниям (от кризисного состоя-ния до устойчивого развития).

Об этом можно судить по пока-зателю общей платежеспособ-ности всех экономических субъектов.

Как видим, уровень общей платежеспособности субъектов ДФС в РК до 2000 г. оставался явно недостаточным, 1996г. и 1998г. отмечены снижением его до 62,3-63,2%. Эти сигналы со-общали о наступающей кризис-ной ситуации, разрядка которой произошла в апреле 1999г., ког-да была проведена почти 60%-ная номинальная девальвация национальной валюты и в ос-новном преодолена «голландс-кая болезнь» в Казахстане. ДФС, длительное время нахо-дившаяся в состоянии сильной неустойчивости, приобрела до-статочную устойчивость.

Особого внимания заслу-живает вопрос о состоянии зо-лото-валютных резервов страны в 1997-1998 гг. Как указывалось выше, ЗВР практически заново создавались после обретения независимости в тяжелых усло-виях экономического кризиса. Если механизмы их формирования являлись правильными (50%-ная обязательная продажа государству экспортерами сво-их валютных поступлений и кредиты МВФ), то в отношении спо-собов использования их вряд ли возможно такое однозначное ут-верждение. Дело в том, что ЗВР в значительной мере стали рас-ходоваться для интервенции на валютном рынке страны. Так, в 1997г. чистые международные резервы составляли 1727 млн. долларов, а в 1998г. они сокра-тились до 1292 млн. долларов, т.е. на одну четверть. При подоб-ных высоких темпах «таяния» ЗВР не требовалось бы долгого времени, чтобы их ликвидиро-вать и свести на нет эффект их форсированного создания на начальных этапах реформ це-ной больших усилий. Тем более целесообразности искусствен-ного сдерживания падения ре-ального курса национальной ва-люты не было, поскольку это шло вразрез с интересами экс-портных производств, отече-ственных предприятий легкой, пищевой промышленности, всех импортозамещающих от-раслей, а также государствен-ного бюджета. А сокращение международных резервов могло снизить инвестиционный рей-тинг страны, затруднить получе-ние при необходимости креди-тов от МВФ, других междуна-родных финансовых организа-ций. Образовались и другие не-гативные последствия. В ре-зультате снизились темпы на-чавшегося посткризисного эко-номического подъема (в 1998г. на 2,5% к предыдущему году).

Если страна сумеет быстро адаптироваться к реалиям фи-нансовой глобализации, сумеет основательно подготовиться к вступлению в ВТО, то денежно-финансовая система получит дальнейшее развитие, становясь более крупной, современной и конкурентоспособной. Важней-шее значение для финансовой стабильности имеет диверсифи-кация структуры экономики, фор-сирование реализации Програм-мы индустриально- инновацион-ного развития РК, внедрение мо-ниторинга индикаторов финан-совой ситуации в стране, своев-ременное принятие упреждаю-щих антикризисных мер, сниже-ние системных рисков.

Самое главное, в денежно-финансовой системе инвести-ционные, кредитные, иные ре-шения и действия должны пред-приниматься на основе преиму-щественно нелинейного подхо-да, нелинейного стиля мышле-ния, предполагающего необхо-димость экономической свобо-ды субъектов, самоорганизации сложной системы при мини-мальном, самом необходимом государственном регулирова-нии, постоянного приспособле-ния к изменяющимся условиям и факторам.

1.2. Денежная система РК. Сущность и виды денег.

Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда.

Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9