Денежные системы и их развитие в процессе формирования электронной финансовой системы РК
Таблица 1 Динамика финансовых услуг и ВВП в РК
Годы
|
Стоимость финансовых услуг, млрд.тг.
|
ВВП, млрд.тг.
|
Удельный вес финансовых услуг, ВВП%
|
|
1990
|
497,0
|
47871
|
1,04
|
|
1991
|
2342
|
85863
|
2,73
|
|
1992
|
66028
|
1217689
|
5,42
|
|
1993
|
1,8
|
29,4
|
6,12
|
|
1994
|
3,6
|
423,5
|
0,85
|
|
1995
|
12,6
|
1014
|
1,24
|
|
1996
|
15,4
|
1416
|
1,09
|
|
1997
|
18,1
|
1672
|
1,08
|
|
1998
|
29,8
|
1733
|
1,72
|
|
1999
|
54,6
|
2017
|
2,71
|
|
2000
|
80,7
|
2600
|
3,10
|
|
2001
|
111,5
|
3251
|
3,43
|
|
|
Источники: Финансы РК., Статистический ежегодник 1990-2001 г.г. Данные 1990-1992 г.г., в млн. руб.
Известно, что успешное развитие одной отрасли пози-тивно отражается на других от-раслях, тем более рост финан-сового сектора, эффективное функционирование которого является существенным факто-ром эффективного функционирования всех без исключения отраслей экономики. Развитая ДФС позволяет повысить рен-табельность предприятий. На-пример, что особенно актуаль-но в настоящее время для Ка-захстана, расширение вексель-ного обращения способно со-кратить дебиторскую задол-женность, составляющую до-вольно немалые суммы оборот-ных средств предприятий, по-вышает рентабельность нацио-нальных производителей. Кро-ме того, продвинутый финан-совый сектор - это большое ко-личество высококвалифициро-ванных работников, получаю-щих относительно высокие до-ходы. Это влечет за собой рост совокупного спроса на товары (например, жилье и др.) и услу-ги (например, образование, спорт, отдыхи др.), получение мультипликативного эффекта во всей экономике, а значит, стимулирует экономический рост.
Опережающий рост фи-нансового сектора создает мультипликативный эффект в экономике по следующим ли-ниям:
· возрастание финансо-вых ресурсов и, как следствие, снижение их стоимости, в ре-зультате чего открывается для реального сектора доступ к де-шевым деньгам, к инвестици-ям, в конечном счете, ускоряет-ся экономический рост;
· снижение трансакционных издержек;
· расширение спектра пре-доставляемых финансовых ус-луг и использование современ-ных информационных техноло-гий способствуют ускорению производственных процессов в реальном секторе;
· рост профессионального уровня менеджеров в финансо-вом секторе, что закономерно в условиях жесткой конкуренции и высокой оплаты их труда, можно сказать, «по цепочке» вызывает повышение качества кадров в реальном секторе че-рез предъявление высоких тре-бований к инвестиционным проектам, бизнес-планам, а также к самому инвестору, вы-полнение требований обеспе-чивает получение кредитных ресурсов, а игнорирование их, очевидно, закрывает путь к ин-вестициям.
Из двух альтерна-тив реализуется, разумеется, первая. Финансовая элита от-носится к референтной элите, являющейся некоторым этало-ном для других групп населения в плане профессионализма в сфере денежных отношений, куда вовлечены практически все взрослые граждане, в пла-не развития конкуренции и от-ветственности перед клиента-ми денежно-финансовой сис-темы.
Под грузом высоких требо-ваний растут кадры и в финан-совом и в реальном секторах. Заметим, что профессиональ-ное качество менеджеров фи-нансовых организаций по роду деятельности всегда должно быть не ниже, а желательно выше, чем уровень финансово-го менеджмента в отраслях ре-ального сектора экономики.
В силу характера своей по-среднической деятельности, связанной с аккумулированием и использованием финансовых ресурсов, выполнением обяза-тельств перед своими клиента-ми, финансовые менеджеры должны быть особенно высоко-профессиональными, чтобы рационально решить двуеди-ную задачу: «высокая доход-ность - высокий риск», и, разу-меется, многие другие сложные задачи. Поэтому в финансовых институтах весьма важно рабо-тать, прежде всего, с собствен-ным персоналом, повышать его профессиональный уровень. Финансовые услуги, их количе-ство и качество являются фун-кцией от качества работников.
Таким образом, правомер-но утверждать: в современных условиях финансовый сектор может стать и становится «ма-лым локомотивом» экономи-ческого роста в стране, важным источником и ускорителем дви-жения денежных потоков.
3. Как указывалось выше, сложилась преимущественно корпоративная модель инвес-тирования в ДФС, что соответ-ствует социально-экономическим особенностям страны и господствующему менталитету народа. У населения пока еще недостаточно развито рыноч-ное мышление (хотя следует особо подчеркнуть растущую тенденцию его усиления), от-сутствуют навыки инвестиро-вания в ценные бумаги с реаль-ной оценкой риска, имеется преобладающий процесс вкла-дывать денежные средства в банки. В результате этого, а также вследствие того, что ком-мерческие банки бурно разви-вались в период высокой инф-ляции, создалось в стране ли-дирующее положение банковс-кой системы среди финансо-вых посредников. На их долю падает до 78% всех активов.
Как правило, пассивы бан-ковских систем - практически единственная составляющая денежно-кредитных систем в странах СНГ.
Как видим, пассивы бан-ковских систем растут быст-рее, чем рост ВВП во всех стра-нах, за исключением России и Беларуси, тем не менее, они не превышают 83%.
Таблица 2. Пассивы банковских систем государств СНГ и Балтии относительно ВВП в 1998-2000гг.
Государства
|
1998
|
1999
|
2000
|
|
Армения
|
16,7
|
18,5
|
19,8
|
|
Беларусь
|
37,2
|
32,2
|
31,0
|
|
Эстония
|
56,7
|
60,0
|
64,3
|
|
Латвия
|
48,3
|
54,6
|
58,0
|
|
Литва
|
37,0
|
39,9
|
41,8
|
|
Молдова
|
35,0
|
37,2
|
38,9
|
|
Украина
|
72,0
|
77,3
|
82,5
|
|
Россия
|
38,8
|
34,9
|
33,9
|
|
Казахстан
|
21,3
|
7,5
|
31,4
|
|
|
Источник: «Финансы», №5, 2001г.
В странах с развитой ры-ночной экономикой наблюдает-ся совершенно иная ситуация. Удельный вес вовлеченного на-ционального богатства госу-дарств Америки, Европы, Ази-атского региона в финансовый оборот несравнимы с аналогич-ными показателями стран с пе-реходной экономикой. Размер пассивов денежно-кредитных систем стран с развитой ры-ночной экономикой в несколь-ко раз превышает объем ВВП. Это свидетельствует о мощи ресурсной базы институцио-нальных инвесторов в экономи-чески развитых государствах, которой очень недостает мно-гим СПЭ.
4. Неполная структурная завершенность процесса фор-мирования денежно-финансо-вой системы и наличие круп-ных проблем в развитии ресурсной базы и ее использовании. Это влечет за собой маломощ-ность и довольно «зыбкую» ус-тойчивость системы. За 14 лет независимости в Казахстане удалось создать ряд ее струк-турных элементов, основные подсистемы (бюджетную, нало-говую и денежно-кредитную). Каркас ее в основном сформи-рован, но реформирование фи-нансового сектора должно про-должаться. Ряд важнейших (для подлинно рыночной ДФС) эле-ментов системы, включая сис-темообразующие, вследствие ряда причин находится либо в стадии зарождения(рынок ак-ций, страховой рынок), либо вовсе отсутствует, вследствие чего, в известном смысле, де-нежно-финансовая система РК пока остается фрагментарно формирующейся, еще полнос-тью незавершенной системой. Ее основная проблема заключе-на в медленном формировании институциональных инвесто-ров. Например, в Казахстане такой институциональный ин-вестор, как страховые компа-нии, располагают мизерными (относительно ВВП) активами по сравнению со странами раз-витой рыночной экономики. Данный показатель составлял в 1999г 0,2%, а в 2000г - 0,3%. Иначе говоря, страховой рынок по объемам страхования про-должает оставаться, в сущнос-ти, в начальной фазе развития. Но в перспективе он должен быть высоко развитым и вос-требованным рынком. Многое зависит от создания компании по страхованию рисков ипотеч-ных кредитов, получающих очень быстрое развитие в на-стоящее время и в будущем. Или взять фондовый рынок страны. Его можно рассматри-вать как развивающийся фи-нансовый рынок. В сравнении с мировыми финансовыми цен-трами он является недостаточно зрелым, хотя постепенно ус-ложняется и интегрируется в мировые рынки. Он потенциаль-но может давать высокие при-были, правда, при высоком рис-ке. Опережа-ющее развитие фондового рын-ка предполагает создание со-временной системы данного рынка. Многое зависит от орга-низации инвестиционных бан-ков, к безусловным приорите-там денежно-кредитной поли-тики Национального банка сле-дует отнести создание Казах-станского центра межбанковс-ких расчетов, Национальной межбанковской системы пла-тежных карточек на основе микропроцессорных карточек. Структурному совершенствова-нию финансового сектора бу-дет способствовать и органи-зация общей платежной систе-мы стран Единого Экономичес-кого пространства и ЕврАзЭС. В условиях финансовой глоба-лизации неоценимое значение приобретает подключение ка-захстанских финансовых ин-ститутов к Сообществу всемир-ных межбанковских финансо-вых телекоммуникаций. Инсти-туциональное развитие участ-ников финансового рынка и всей денежно-финансовой си-стемы связано также с постро-ением 3-х уровневой системы кредитования, созданием кре-дитного бюро, фонда гаранти-рования ипотечных кредитов, жилищного строительного сбе-регательного банка, страховых (перестраховочных)пулов, на-ционального оператора почты с дополнительными функциями банка.
Вследствие некомплесности и несистемности использо-вания механизмов сложилась во многом, низкорисковая мо-дель инвестирования, в кото-рой преобладающая роль при-надлежит коммерческим бан-кам и пенсионным фондам. Это вызвано, с одной стороны, не-давним негативным опытом на-селения, связанным с инвести-рованием в национальные не-банковские институты (гром-кие скандалы с финансовыми пирамидами «Смагулов и К» и т.д.), с другой стороны, возрас-тными особенностями инвес-торов. Основными вкладчика-ми являются люди старше 50 лет. Наиболее высокооплачи-ваемая часть населения в воз-расте 30-40 лет пока недоста-точно склонна к сбережениям. Если рассмотреть структу-ру денежных потоков от сектора домашних хозяйств к ДКС, то можно увидеть, что финан-совые ресурсы аккумулируют-ся преимущественно в банков-ской и пенсионной системах. Более 70% активов денежно-финансовой системы страны -это активы банков второго уров-ня и накопительных пенсионных фондов. При этом в пенсион-ную систему платежи идут пре-имущественно в размере обя-зательных отчислений. Только 0,4% вкладчиков Накопитель-ных пенсионных фондов дела-ют добровольные взносы. На долю остальных финансовых институтов (страховые компа-нии, кредитные товарищества, ломбарды и др.) приходится менее 10%.
Открытость денежно-фи-нансовой системы. Республи-ка Казахстан относится к стра-нам с наиболее высокой степе-нью открытости экономики, что отражается в соотношении объемов товарооборота и ВВП. Если в 1998г. оно составляло 60%, то в 2003г. - более 90%. Для сравнения заметим: этот показатель (данные за 1998г.) в Японии равен 14%, Франции - 35%, а в Великобритании - порядка 42%. ДФС в динамике становится в фундаментальном плане все более открытой. Уси-ливается участие страны во
внешнеторговых отношениях, обуславливаемое особеннос-тями экономической системы (развитие экспортоориентированных производств, узость и дисперсность внутреннего спро-са для развития отдельных от-раслей потребительского сек-тора). Как и всякое большое явление, глобализация несет в себе как позитивные, так и не-гативные последствия для всех включенных в нее народов, стран и регионов. С одной сто-роны, глобализация предостав-ляет возможности для стреми-тельного роста государствам, сумевшим приспособиться к процессам глобализации. С другой стороны, большинство стран, не сумевших полноцен-но участвовать в глобализации, подвержены маргинализации и разорению. Если на начальном этапе интеграция республики в мировую экономическую сис-тему проходила на уровне товар-ных потоков и получения внешних займов, как правило, под гарантии Правительства, то сейчас, по нашему мнению, на-блюдается этап включения РК в финансовую глобализацию. Это проявляется в том, что ка-захстанские финансовые ин-ституты и компании все чаще выходят на мировые и регио-нальные рынки капитала как в качестве заемщиков, так и в качестве кредиторов. Данное явление предполагает ослабле-ние государственного регули-рования финансовой сферы, что само по себе несет опреде-ленные риски. В условиях гло-бализации финансово-эконо-мических отношений откры-тость должна соответствовать современным мировым тенден-циям. В то же время открытая модель в целом отвечает наци-ональным интересам страны при соблюдении условий, га-рантирующих финансовую бе-зопасность РК. Эти условия еще не созданы, в результате чего имеют место обороты нар-кодолларов в денежном обра-щении, не перекрыты каналы финансирования теневого биз-неса и, возможно, террористи-ческих организаций, неся угро-зы для национальной экономи-ческой системы в целом, для будущего страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|