Денежные расчёты
Денежные расчёты
ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЁТЫ
Содержание
Введение
1. Принципы организации денежных расчетов в Российской Федерации
1.1. Порядок осуществления безналичных расчетов в РФ
1.2. Организация валютных операций в России
1.3. Порядок проведения кассовых операций
2. Организация бухгалтерского учета денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Благодарненский мукомольный завод»
2.2. Цели и задачи учета денежных средств
2.3. Учет кассовых операций
2.4. Учет денежных средств на расчетных счетах
2.5. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках
2.6. Учет операций по валютным счетам организаций в банках
2.7. Отчетность о движении денежных средств: российский и международный аспекты
3. Аудит операций с денежными средствами
3.1. Организация аудиторской проверки операций с денежными средствами
3.2. Аудит учета денежных средств в кассах организации
3.3. Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках
4. Автоматизация бухгалтерского учета как направление рационализации бухгалтерского учета в ОАО «Благодарненский мукомольный завод»
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что денежные средства характеризуют начальную и конечную ста-дии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предприни-мательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших характерис-тик его финансового положения.
Денежные средства предприятий представляют собой совокуп-ность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, ва-лютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных ак-кредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
Поскольку денежные средства выступают в качестве посред-ника во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормально-го кругооборота средств, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выпол-нять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных опе-раций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета де-нежных средств, расчетных и кредитных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
- точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;
- контроль за наличием денежных средств и денежных доку-ментов, их сохранностью и целевым использованием;
- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
- выявление возможностей более рационального использова-ния денежных средств.
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, т. е. немедлен-ной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежес-пособность предприятия. Для определения ее уровня объем денеж-ных средств сопоставляется с размером текущих обязательств пред-приятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для рас-четов по имеющимся у них текущим обязательствам. Однако вся-кие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, или к снижению их использования, в условиях инф-ляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания.
Поэтому искусство управления денежными потоками заклю-чается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию движения денежных потоков, чтобы к каждому очередному пла-тежу предприятия по своим обязательствам обеспечивалось по-ступление денег от покупателей и других дебиторов при сохране-нии необходимых резервов. Такой подход обеспечивает возмож-ность сохранения повседневной платежеспособности предприятия, извлечения дополнительной прибыли за счет инвестиций появ-ляющихся временно свободных денежных ресурсов без их омерт-вления.
Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, кон-троля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособно-сти предприятия.
Основная цель дипломной работы - изучить методы управления денежными потоками, принципы организации денежных расчетов в РФ, организацию учета и особенности аудита операций с денежными средствами.
Предметом исследования данной дипломной работы является порядок учет и организация аудиторской проверки денежных потоков в организациях.
Объектом исследования дипломной работы является Открытое акционерное общество «Благодарненский мукомольный завод». Органы управления Общества: общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор.
1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ
1.1. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Денежные средства представляют собой остатки средств в рос-сийской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также пла-тежных и денежных документах.
Денежные средства, необходимые для обеспечения единства производства и обращения, опосредствуют смену форм движения авансированного капитала из денежной в товарную и из товар-ной в денежную.
Движение финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений и др.) осуществляется в форме денеж-ных потоков. Для стратегического управления предприятием ва-жен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина денежного потока, интенсивность его движения в течение года.
Предприятия, осуществляя хозяйственно-финансовую деятель-ность, вступают во взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с членами трудового коллек-тива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах в процессе заготовления материалов, производства и реализации продукции (работ, услуг). У предприятия возникают обязатель-ства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; перед государственным бюджетом по налоговым и неналоговым платежам; перед учредителями (участниками) по формированию уставного капитала и распределению доходов, и др.
Денежные расчеты осуществляются организацией либо налич-ными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
Безналичные расчеты осуществляются посредством безналич-ных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских сче-тов между различными банками, клиринговых зачетов взаим-ных требований через расчетные палаты, а также с помощью век-селей и чеков, заменяющих наличные деньги.
В основном для безналичных расчетов используются банковс-кие, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокраща-ет потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Порядок осуществления безналичных расчетов определяется Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 ок-тября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ». Причем данное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные орга-низации или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обу-словлено используемой формой расчетов.
Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с ис-пользованием:
1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кре-дитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Согласно Положению расчеты - это денежные взаимоотноше-ния, возникающие между предприятиями по товарным и нето-варным операциям. К товарным операциям относят куплю-про-дажу машин, сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследова-тельскими и учебными организациями и заведениями, с комму-нальными учреждениями по квартплате, с клиентурой по пре-тензиям и т.д.
Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций без ог-раничения их перечня.
Текущий счет предназначен для обособления каких-либо опе-раций, носящих отличный от стандартных характер. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные счета, счета, открываемые структурными подразде-лениями по просьбе головной организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета операций со сред-ствами целевого назначения), и т.д.
Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Число расчетных (иных) счетов, которое может быть открыто предприятием в банковских учреждениях, в настоящее время не ограничено. Данная норма вступила в силу со 2 апреля 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291 «О признании утратившим силу пункта 2 Указа Прези-дента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплек-сных мер по своевременному и полному внесению в бюджет нало-гов и иных обязательных платежей» (именно этот пункт вводил ограничение на число расчетных и валютных счетов).
На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказ-чиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйствен-ные и представительские расходы, приобретение горюче-смазоч-ных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и при отсутствии претензий, подлежащих удовлетворению в пер-вую очередь.
Все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, с расчетных счетов производятся в по-рядке календарной очередности платежей, поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд РФ вно-сятся в первоочередном порядке.
Для открытия расчетного счета представляют в банк следую-щие документы:
- заявление установленной формы на открытие счета;
- копии устава предприятия и учредительного договора, за-веренные нотариально;
- копию регистрационного свидетельства предприятия, заве-ренную нотариально;
- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
- копию документа о регистрации в качестве налогоплатель-щика в Пенсионный фонд РФ;
- копию документа о регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщи-ка в фонд обязательного медицинского страхования;
- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нота-риально.
Право первой подписи на всех банковских документах при-надлежит руководителю предприятия, а второй - главному бух-галтеру.
При смене руководителя или главного бухгалтера предприя-тия в учреждение банка представляют документы, подтверждаю-щие эти изменения.
Предприятия, если у них имеются хозрасчетные подразделе-ния (филиалы, представительства) в других регионах России, мо-гут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить в банк ходатайство об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом. Хо-датайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью. Предприятия обязаны инфор-мировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена и на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.
При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в календарной очередности, кроме обязательств, которые оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых платежей в бюджет, налоговые платежи во внебюджетные фонды, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, уплата денеж-ных сборов по решению суда и арбитража и ряда других.
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;
- после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта счета;
- частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рам-ках договорных отношений без ущерба для финансового положе-ния сторон.
Для осуществления товарных операций применяются следую-щие формы безналичных расчетов:
1) аккредитивная;
2) расчеты по инкассо;
3) с использованием платежных поручений и платежных тре-бований-поручений;
4)с использованием чеков;
5) путем плановых платежей;
6) с помощью почтовых переводов;
7) с использованием векселей.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель-ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккреди-тив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие пла-тежи при условии представления им документов, предусмотрен-ных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккреди-тива.
Порядок расчетов по аккредитивам показан на рис. 1. Для открытия аккредитива предприятие представляет в обслу-живающий банк аккредитив на типовом бланке. Могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантиро-ванные);
- отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считают аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные сред-ства плательщика или предоставленный ему кредит в распоря-жение банка поставщика
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|