скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Денежно-кредитная политика, ее эффективность скачать рефераты

Денежно-кредитная политика, ее эффективность

28

Донецкий экономико-гуманитарный институт

кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: государственное регулиро-вание экономики

на тему: “Денежно-кредитная политика, ее

эффективность”

выполнила:

студентка гр.МЭО-1

Габидуллина А.Х.

проверила:

Малых О.Е.

Донецк-2003г.

ПЛАН

Введение

1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики

1.1.Методы и типы монетарного регулировыания

2.1.Инструменты денежно-кредитной политики

2.1.1. Операции на открытом рынке

2.1.2. Изменение учетной ставки

2.1.3. Пересмотр резервных требований

Макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Денежно-кредитная политика в период экономических реформ

3.1.Результаты кредитно-денежной политики за 1999год и основные ориентиры на 2000год.

Некторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.

4.1. Денежно-кредитная политика в Японии

4.2. Монетарная политика в Мексике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно-го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику,не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе-ме. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием эконо-мики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практичес-ких решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри-мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос-сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В не-которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде-ния выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи-ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики,достижения товар-но-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Цетрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда зароботной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне-это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процесам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточ-но сложная.

В своей работе я попыталась расмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики, расмотренные с точки зрения монетаристов и кейсианцев, кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира Японии и одной из самых развитых стран Латинской Америки Мексиске, результаты кредитно-денежной политики за 1999 год, основные ориентиры на 2000 год и по возможности делала сравнительный анализ и выводы.

Методы и типы монетарного регулирования.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо-чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра-тивные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно-шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воз-действия наиболее широко используются следующие виды ограниче-ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре-сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений,определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан-ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю-той и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в стра-нах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит-ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пы-тается сделать упор именно на административные методы. Видимо, сохраняется пережиток социалистической системы центрального хо-зяйственного управления.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые хозяйс-твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф-фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нор-мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре-зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли-катора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступа-ет в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с цен-ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Централь-ного банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депо-зитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования госу-

дарство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми-нистративными инструментами. Согласно установкам официальной де-нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп-ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле-ния и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Цент-ральный банк делает выбор между двумя основными типами монетар-ной политики, для каждого из которых характерен свой набор инс-трументов и определенное сочетание экономических и администра-тивных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто-чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес-ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприя-тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная де-нежно-кредитная политика может быть использована не только в це-лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба-ний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня про-цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный ха-рактер. При тотальной монетарной политике мероприятия Централь-ного банка распространяются на все учреждения банковской систе-мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се-лективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан-ку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инстру-ментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), ус-тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при про-ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи-ков, установление кредитных потолков.

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо-танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре-дитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффек-та от его реализации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики - средс-твами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:

операции на открытом рынке,

изменение резервной нормы

изменение учетной ставки.

1.2.1 Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обра-щения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценых бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответсвующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позици банковской системы и используется как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственых ценых бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценыхх бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулиро-вания денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необык-новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли-ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных облигаций высоко развит (правда, скорее количественно, нежели качественно). Их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом слу-чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель - финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент моне-тарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

Казначейские обязательства, например, являются беспреце-дентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке по-явился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, госу-дарственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

На первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступают в качестве своеобразного суррогата денег - средства обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обяза-тельства (подпадающие, на мой взгляд, под определение денежного агрегата MR - реально использующихся в российском платежном обо-роте средств обращения) "появляются" в результате оформления за-долженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доход-ностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в част-ности, осуществления расчетов только со строго определенными от-раслями народного хозяйства).

После того как бумаги получают определенное количество ин-доссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому юридическому лицу, то есть поступают на открытый рынок как госу-дарственные ценные бумаги с доходностью 40%. Объемы про-даж казначейских обязательств на открытом рынке в 1997 году росли. Вот здесь-то и открывались для Центробанка возможности по прове-дению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многоп-рофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств налоговыми освобождениями, увеличивала фискальную и преуменьшала денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.

Что же касается государственных краткосрочных обязательств (ГКО), то в денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной) они играли совсем иную роль, нежели казначейские векселя, ис-пользуемые Федеральной Резервной Системой. Главным результатом их использования при реализации мероприятий монетарной политики являлось регулирование курса американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4