Денежная система Франции
Денежная система Франции
23
Денежная система Франции.
Введение.
1. Основные институты кредитно-денежной системы Франции
2. Денежная система Франции до введения евро
3. Денежно - кредитная политика Франции
4. Влияние введения евро на экономику Франции
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность изучения денежных систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния денежных систем стран - участников ЕС.
Франция же занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-денежной политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани-мая седьмое место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе-ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй-ственного производства Западной Европы. Поэтому изучение денежной политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции.
1. Основные институты кредитно-денежной системы Франции
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленно-сти, интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма как ростовщического оп-ределил ту особенность кредитной системы Франции, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с вы-пуском и размещением государственных займов, не только внутренних, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в про-мышленном отношении и отошла от прежних «ростовщиче-ских» традиций. Французские банки стали широко внедряться в промышленность Франции, а некоторые из них во-шли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.
Современная институты денежной системы Франции характеризуется такими чертами:
разнообразная и жесткая система регулирования за банковской деятельностью;
высокая доля государственных и полугосударственных кредитных учреждений (около 80% активов всех кредитных институтов Франции);
высокий уровень развития :
на долю бан-ков приходится 3,8% ВНП, что соответствует примерно объему производства таких отраслей как транспорт, энергетика или сельское хозяйство
в кредитной системе Франции за-нято 425 тыс. человек
банки Франции входят в число крупнейших в мире
высокая плот-ность сети кредитных учреждений;
разнообразие форм организации кредитных институтов и выполняемых ими функций;
концентрация банковского дела : на конец 1992 г. на долю первых пяти кредитно-финансовых учреждений приходилось 59,3% депозитов и 45,6% креди-тов, на долю первых десяти -- соответственно 74,2 и 61,8% и первых двадцати -- 81,3 и 74,7%. С 1984г. происходит быстрый рост концентрации среди сберегательных и пенсионных касс;
децентрализация клиентов банков (почти 95% общего количества досье клиен-тов приходится на долю региональных и ме-стных форм).
Основными звеньями кредитной системы Франции являются: 1) центральный банк - Банк Франции; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Во Франции нет деления кредитных институтов на банковские и небанковские; но введено различие между кре-дитными учреждениями, имеющие пра-во принимать вклады до востребования и сроком до двух лет, и другими кредитными учреждениями, лишенными этого права. К по-следним относятся 800 учреждений, включая учреждения потребительского кредита (около 90), лизинговые компании движимого и не-движимого имущества (соответственно 108 и 132), учреждения жилищного кредита (150), факторинговые компании (14) и др.
Важнейшую роль в регулировании деятель-ности кредитных учреждений Франции игра-ют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Они находятся во главе кредитной системы, причем их обязанности после 1984г. распределены примерно поровну: Министерство финансов осуществляет скорее общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства ра-ботают в теснейшей взаимосвязи.
Согласно закону «О банках» от 24.01.1984 г. во Франции выделяют 6 категорий кредитных учреждений и отдельной строкой выделена фондовая биржа (данные середины 90-х годов):
Универсальные банки - 367.
Кооперативные кредитные учреждения (банки взаимного кредитования) - 194.
Сберегательные и пенсионные кассы - 430.
Кассы муниципального кредита - 21.
Финансовые компании - 1071.
Специальные кредитные учреждения - 32.
Всего: 2059.
До принятия закона «Об уставе Банка Франции» от 1993 года Банк Франции полностью зависел от Министерства финансов, он был одним из наименее независимых центральных банков. С принятием этого закона он получил право самостоятельно разрабатывать денежно-кредитную политику в рамках единой государственной политики.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 года Банк Франции стал выполнять функции только центрального банка, выполняемые им операции ком-мерческих банков значительно сократились, а его роль в кредит-ном регулировании возросла. Кроме изменения ставки учетного процента, Банк Франции начал осуществлять регулирование путем выполнения операций на открытом рынке. Согласно дек-рету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банков-ских резервов: отдельно банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4,5% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.
Новое и специфическое явление в банковской системе Фран-ции (в других странах этого не существует) -- введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной -- 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с ап-реля 1972 г.
Банк Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кре-диты правительству.
По закону «О банках» определены следующие типы банковских операций:
1. Непосредственно банковские операции, которые составляют суть финансового посредничества: привлечение вкладов населения; распре-деление кредитов; предоставление в распоряжение клиентов средств платежа и управление ими.
2. Дополнительные виды деятельности: валютные операции, опе-рации с золотом, ценными металлами, монетами и ценными бумага-ми, консультации в области управления состоянием и финансового ме-неджмента, лизинговые операции.
3. Небанковские операции, главным образом в области страхования; по французскому законодательству их объем не должен превышать 10% объема чистого банковского продукта.
4. Участие в капитале других банков и предприятий.
В кредитной системе Франции различаются коммерческие де-позитные банки, которые специализируются в области кратко-срочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положе-ние между депозитными и деловыми банками, являются так назы-ваемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной.
Во Франции очень развито банковское дело. Так, насчитывается 142 вида банковских кре-дитов, в том числе 32 для обслуживания те-кущей деятельности предприятий, 73 -- для инвестиций, 37--для частных лиц. При этом постоянно идет поиск наиболее эффективных видов кредитов.
Во Франции из 400 банков, входящих во Французскую ассоциацию банков, -- 168 ино-странных банков. Преобладают филиалы круп-ных банков, имеющих огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализа-ции банков в США, а в Великобритании, Бель-гии -- еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешне-экономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов.
В свою очередь крупные французские бан-ки имеют зарубежную сеть в 1000 городах в 106 странах, занимая по этому показателю второе место после США.
Во Франции весьма развита система различных кредитных кооперативных учреждений. В конце 1986 г. в стране было 192 таких учреждения и 11214 при-надлежащих им отделений. Среди них по сумме активов первые два места занимают кредитные кооперативы, объединяемые На-циональной кассой сельскохозяйственного кредита и Централь-ной кассой народных банков, которые имели 135 банков и 7268 от-делений, или соответственно 70 и 65 % всего количества коопера-тивных банков и их отделений.
К специализированным кредитным инсти-тутам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников фор-мирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные опе-рации в специфической области деятельности.
Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК).
По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для уп-равления средствами государственной Национальной сберегатель-ной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе - это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом.
В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний.
Рассмотрим государственные органы регулирования банковской деятельности.
Консультационные:
1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является ми-нистр финансов, а вице-президентом -- управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 предста-вителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение усло-вий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).
2) Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.
Регламентирующие:
1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г. ) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функциониро-вания кредитных учреждений, дает им пред-писания о финансовых условиях их деятель-ности, определяет порядок открытия отделе-ний и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.
2) Комитет кредитных учреждений занимается более частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, про-веряет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и фи-нансовых средств, качества акционеров, лич-ных и профессиональных качеств двух руко-водящих лиц.
Контролирующие:
Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом предста-вителями правительственных органов.
Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочия-ми по проверке любой банковской докумен-тации).
2. Денежная система Франции до введения евро.
В 1799 году вводится единая денежная валюта - ливр.
В 1803 году Франция переходит к системе биметаллизма и официальной денежной единицей становится франк. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неогра-ниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра -- 200 франков (т.е. соотношение 1: 15,5).
С 1865 по 1878 гг. Франция возглавляла Латинский монетный союз. В 1873 году Франция отменяет свободную чеканку серебра и официально переходит к золотомонетному стандарту (1 франк = 0,29гр золота). Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила за-конного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».
Золотомонетный стандарт просуществовал до первой мировой войны по август 1914 года. 5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банк-нот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Золотые монеты ушли из обращения, а последнее было запол-нено неразменными банкнотами, переродившимися в бумаж-ные деньги. Начинается эра инфляции.
О масштабах инфляции во Франции в это время свидетельствуют следующие данные: за 1913-18 гг. количество банкнот в обращении возросло с 5,7 до 31,1 млрд фр., сумма вкладов на текущие счета в главных ком-мерческих банках -- с 4,6 до 8,1 млрд фр., а индекс оптовых цен повысился в 3,4 раза Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с..
Страницы: 1, 2
|