скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Cтруктура налоговой сиcтемы России скачать рефераты

Не подлежат налогообложению на основании подпунктов 1 и 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, установленные законодательством. В частности, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, вступившим в силу с 1 февраля 2002 года, установлено «компенсационная выплата - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей».

В случае получения налогоплательщиками доходов, полностью освобождаемых от налогообложения, независимо от суммы таких доходов, эти доходы при определении налоговой базы не учитываются.

Единый социальный налог - взнос - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками ЕСН признаются: а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. Налогоплательщиками не являются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в установленном порядке на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части доходов получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются: для налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), - выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу гражданско-правового характера, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским или цензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты указанных налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц; для налогоплательщиков, указанных в вышеприведенном пункте (б), - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяются как сумма доходов, начисленных работодателями по всем основаниям за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ, или в виде иной материальной выгоды). Налоговым периодом при уплате ЕСН признается календарный год, но налогоплательщики производят уплату авансовых платежей отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд как соответствующую процентную долю налоговой базы.

Налоговым кодексом предусмотрены для налогоплательщиков ЕСН налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются: а) организации любых организационно-правовых форм - с сумм дохода, не превышающих 100 тыс. pуб. в течение налогового периода, начисленных работникам являющимся инвалидами I, II и III групп; б) следующие категории работодателей - с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные в этом пункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Налог на прибыль является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет. В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: 1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ; 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой; 3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль, считается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Ставки налога на прибыль приведены в Приложении 4.

Наибольшее число изменений, вступающих в силу с 2008 года, касаются расчета налога на прибыль. В частности, с 1 января повышается (с 10 000 руб. до 20 000 руб.) лимит первоначальной стоимости основного средства для признания его амортизируемым имуществом (закон №216-ФЗ). Отныне в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Налогового кодекса в состав косвенных расходов будет прямо включена амортизационная премия (закон №216-ФЗ). Это дает бухгалтерам ясность в данном вопросе, поскольку ранее порядок учета амортизационной премии не был прямо прописан в Налоговом кодексе. С позиции предприятия, амортизация является наиболее существенным моментом для развития бизнеса: повышение планки, после которой имущество признается основным средством, позволит относить большую часть приобретений к материальным расходам. Например, это упростит учет и амортизацию интеллектуальной собственности.

Возможно, теперь придется задуматься о включении в соцпакет компании личного страхования для работников. Ведь с 1 января 2008 года закон №216-ФЗ увеличивает сумму взносов на добровольное личное страхование, признаваемую для целей налогообложения прибыли - с 10 до 15 тысяч рублей в год на одного работника (п. 16 ст. 255 НК). При этом появится порядок расчета данной суммы (отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по договорам добровольного личного страхования, к количеству застрахованных работников). Помимо этого расширены основания для выплат: теперь они считаются обоснованными по всем случаям причинения вреда здоровью застрахованного лица (сейчас только в случае утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей).

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые (если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 Кодекса): 1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; 3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, налоговая база при добыче которых определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Налоговые ставки приведены в Приложении 5.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения считаются виды пользования водными объектами.

Налоговая база исчисляется по видам водопользования; при заборе воды; при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Налоговым периодом считается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и приведены в Приложении 6.

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются согласно ст. 333.1 НК РФ организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1 - 3 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения. Ставки сбора представлены в приложении 7.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

2. Региональный уровень структуры налогов РФ

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

С 1 января 2004 года вместе с принятием главы 30 Налогового кодекса РФ на территории Оренбургской области введен в действие региональный налог на имущество организаций. Порядок применения налога регламентирован Областным законом от 26.10.2003 «О налоге на имущество организаций».

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектом налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст. 9 Закона Оренбургской области «О налоге на имущество организаций» общая налоговая ставка установлена в размере 2,2 процента.

Областным законодательством о налоге на имущество организаций введены налоговые льготы для некоторых организаций, в частности в отношении объектов жилищного фонда, организации и учреждения, деятельность которых финансируется из средств областного и (или) местных бюджетов, средства массовой информации.

Уплата налога осуществляется по месту нахождения имущества и подлежит зачислению в доход областного бюджета.

Транспортный налог установлен Областным законом Оренбургской области от 16.11.02 №322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» согласно главе 28 Налогового кодекса РФ и действует на территории области с 1 января 2003 г.

Налогом облагаются все транспортные средства, включая автомобили, мотоциклы, самолеты, яхты, моторные лодки, баржи и т.д.

Налоговой базой в зависимости от типа транспортного средства являются единицы мощности двигателя, силы тяги (для реактивных самолетов) или вместимости (для несамоходных судов).

Предусмотрены дополнительные льготы для инвалидов, Героев СССР и Российской Федерации, Героев труда, общественных объединений указанных категорий граждан, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Также имеют льготы государственные предприятия, осуществляющие обслуживание, ремонт и строительство территориальных дорог.

Налог на игорный бизнес в Оренбургской области взимается в соответствии с главой 29 Налогового кодекса РФ и Областным Законом Оренбургской области «О ставках налога на игорный бизнес» от 17.09.2003 г.

Областным законом от 29 августа 2005 года, внесшим изменения в Закон Оренбургской области «О ставках налога на игорный бизнес» от 17.09.2003 г. согласно положениям Налогового кодекса, определены ставки налога для различных объектов налогообложения, составляющие: за один игровой стол - 100000 руб.; за один игровой автомат - 7000 руб.; за одну кассу тотализатора, одну кассу букмекерской конторы - 100000 руб.

Налоговым периодом является месяц. Налог уплачивается до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Льготы по данному налогу не предусмотрены.

3. Местный уровень структуры налогов РФ

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются в соответствии с положениями НК РФ соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки. Объект налогообложения - земельные участки, расположенные на территории города Оренбурга. Налоговая ставка зависит от кадастровой стоимости и назначения земельного участка.

Налоговым периодом признается календарный год.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей:

- организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 5 февраля;

- физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, не позднее 15 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями: за первый, второй, третий кварталы не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября;

- физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, не позднее 15 сентября календарного года.

Основанием служат Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, Решения Оренбургского городского Совета от 24.11.2005 №384-III «Об установлении земельного налога» и №385-III «Об утверждении порядка исчисления суммы земельного налога».

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения зависят от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на сновании данных об их инвентаризационной стоимости посостоянию на 1 января каждого года. Налоговым периодом признается календарный год.

Основанием служат Закон РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», «Положение о налоге на имущество физических лиц» (утв. Решением Оренбургского городского Совета от 24.11.2005 №386-III).

Заключение

Таким образом, в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются в соответствии с положениями НК РФ соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

В процессе исследования была дана краткая характеристика каждого из вышеперечисленных налогов, в которой определялись налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов и сборов, налоговые периоды и т.д.

Страницы: 1, 2