скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Cтруктура капитала ОАО "Фирма АРИАР" с точки зрения его стоимости скачать рефераты

Cтруктура капитала ОАО "Фирма АРИАР" с точки зрения его стоимости

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1 Теоретические аспекты формирования цены и структуры капитала организации
    • 1.1 Понятие капитала организации и его цены
    • 1.2 Общая характеристика собственного капитала организации
    • 1.3 Общая характеристика заемного капитала организации
    • 1.4 Управление ценой и структурой капитала организации
  • Глава 2 Анализ цены и структуры капитала на примере конкретной организации
    • 2.1 Анализ капитала организации и его структуры
    • 2.2 Определение средневзвешенной цены капитала организации
    • 2.3 Анализ финансовых рисков организации
  • Глава 3 Проблемы совершенствования управления ценой и структурой капитала организации
    • 3.1 Методы оптимизации цены и структуры капитала организации
    • 3.2 Пути снижения финансовых рисков в процессе управления структурой капитала
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

С позиций финансового менеджмента капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

Рассматривая экономическую сущности капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:

Капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий -- капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс..

Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора -- в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.

В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.

Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.

В настоящее время основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами российских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д.

Руководители большинства российских компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что только 3% российских компаний используют эмиссионное финансирование.

Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.

Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала российскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме настоящего диссертационного исследования особую актуальность.

Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.

Вопросы привлечения средств рассматривались в литературе достаточно подробно. Этой проблематикой занимались такие российские ученые, как: И.Т. Балабанов, В.В. Бочаров, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, И.Г. Кучукина, Н.Н. Тренев, Е.С. Стоянова, Э.А. Уткин, М.А. Эскиндаров и др. Значительный вклад в изучение этой тематики внесли зарубежные экономисты, рассмотрев привлечение заемного капитала достаточно подробно. Среди них можно выделить работы З. Боди, Ю. Бригхема, Дж. Ван Хорна, Б. Коласса, Л. Крушвица, Ч.Ф. Ли, С. Росса, Дж. И. Финнерти, У. Шарпа и др.

Однако вопрос выбора источников финансирования деятельности предприятий по-прежнему остается дискуссионным.

Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для ОАО «Фирма АРИАР» с точки зрения его стоимости.

Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:

1. раскрыты сущность, виды и эффективность использования источников финансирования предприятия и способы управления ценой и структурой капитала организации;

2. проведен анализ предпринимательской деятельности ОАО «Фирма АРИАР» и источников ее финансирования;

3. разработаны предложения по повышению эффективности использования капитала на ОАО «Фирма АРИАР».

Объектом исследования послужило ОАО «Фирма АРИАР».

Предметом исследования явились особенности использования заемного капитала в ОАО «Фирма АРИАР».

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы. Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования, экспертных оценок.

Информационную базу составили данные периодической и годовой отчетности анализируемого предприятия за период с 2005 по 2007 год.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломного исследования, включающего в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования цены и структуры капитала организации

1.1 Понятие капитала организации и его цены

Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Термин «капитал» происходит от латинского «саpitalis», что означает основной, главный.

Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы по своему происхождению делятся на собственные и заемные. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется решением органов управления.

Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

В составе внешних (привлеченных) источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Для некоторых предприятий дополнительным источником формирования собственных финансовых ресурсов является предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В частности, это могут быть бюджетные ассигнования на безвозвратной основе, как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общегосударственное значение.

К прочим внешним источникам относятся безвозмездно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса.

Одним из основных признаков классификации капитала предприятия является признак по титулу собственности формируемого капитала. По титулу собственности формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида -- собственный и заемный. В системе источников привлечения капитала такое его разделение носит определяющий характер.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:

- формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия;

- оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;

- обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска;

- обеспечение минимизаций финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности;

- обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;

- обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей;

- обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия;

- оптимизация оборота капитала;

- обеспечение своевременного реинвестирования капитала.

Рассмотрим классификацию финансовых ресурсов предприятий на основе источников их формирования (Рис. 1.1). В основу положено деление финансовых ресурсов предприятий на собственные и привлеченные.

Рис. 1.1 - Классификация финансовых ресурсов предприятий

Собственные финансовые ресурсы предприятий образуются за счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации, прочие операционные доходы. В состав источников собственных финансовых ресурсов включаются также личные средства собственника, первоначальные взносы учредителей. Предприятия и организации в своей деятельности опираются, прежде всего, на собственные источники. Однако необходимо отметить, что данный источник ограничивает рост предприятия, поскольку он зависит от темпов роста прибыли (вкладов собственников) Беловицкая А.А. Финансовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства / Автореферат дисс. … канд. эк. наук. Саратов, 2008..

В соответствии с данной классификацией, привлеченные финансовые ресурсы предприятий, разделяют на три большие группы: заемные средства, средства государственной поддержки и средства, поступающие от третьих лиц.

Привлеченные финансовые ресурсы формируются на основе перераспределения средств между хозяйствующими субъектами и характеризуют степень взаимодействия предприятия с ними. Источниками привлеченных заемных финансовых ресурсов предприятий являются кредиты коммерческих банков и небанковских организаций, займы, частные кредиты.

В особую группу можно выделить финансовые ресурсы в виде средств государственной поддержки. На сегодняшний день государство начинает все больше влиять на деятельность и финансовую устойчивость предприятий и организаций как в виде прямой, так и в виде косвенной финансовой поддержки с целью поощрения и стимулирования инвестиционной активности бизнеса. В этой связи целесообразно выделение данного вида финансовых ресурсов в отдельную группу, в том числе и по причине того, что данные источники зачастую имеют нерыночную природу, связанную с протекционистской государственной политикой, а также преследуют социальные, политические и иные цели. Источником их образования являются средства, которые предоставляются на возмездной основе и предполагают их возврат - бюджетный кредит, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, программы кредитования. Также источниками выступают средства, предоставляемые на безвозмездной основе, с целью более эффективного перераспределения ресурсов между отраслями экономики, а также для решения других социально-экономических проблем. Среди данных форм поддержки можно выделить субвенции, субсидии, дотации (бюджетные ассигнования, бюджетные инвестиции).

Источником средств, привлеченных от третьих лиц являются ресурсы, полученные от юридических и физических лиц, поступлении из отраслевых и научно-исследовательских фондов, благотворительные взносы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых региональных структур, гранты от общественных организаций, международных организаций, благотворительных фондов и др. Бращей А.А. Проблемы финансирования малого бизнеса в России на современном этапе / Финансы, денежное обращение и кредит: Альманах. Вып.2.- Саратов: СГСЭУ, 2007.

Данная классификация отражает специфику финансового обеспечения деятельности бизнеса, т.к. собственные средства являются опорой деятельности предприятий, а привлеченные средства господдержки преимущественно ориентированы на поддержку хозяйствующих субъектов. Также данная классификация определяет характер взаимодействия предприятий и организаций с внешней средой и облегчает управление финансовыми ресурсами.

Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8