скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита скачать рефераты

5) оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ-ляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложе-ния в отрасли экономики должны решать задачи структур-ной ее перестройки, концентрироваться в перспективных от-раслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджет-ных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного фи-нансирования отраслей экономики в целом должны осуще-ствляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с разви-тием и укреплением хозяйственного расчета и самофинанси-рования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня на-селения;

6) в целях изыскания дополнительных источников фи-нансирования социально-культурных расходов следует рас-смотреть целесообразность и возможность сокращения неко-торых расходов государства, в частности, на военные расхо-ды, управление и т.п. Это позволит профинансировать в на-чальный период развития рыночной экономики статьи за-трат, обеспечивающие систему защищенности населения;

7) обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

8) совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевремен-ным является переход к планированию расходов учрежде-ний непроизводственной сферы по научно обоснованным фи-нансовым нормативам, скорректированным с учетом воз-можностей бюджета -- нормативам бюджетной обеспечен-ности. При этом определенная часть расходов в непроизвод-ственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных ус-луг населению;

9) корректировка трансфертной политики, предполага-ющая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт-ных платежей;

10) реформирование бюджетного процесса в целом. Необ-ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете раз-вития и финансируются в пределах дополнительно получен-ных доходов, а также привлеченных безинфляционных ис-точников;

11) составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас-ходов;

12) развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе-ния денежной массы в обороте;

13) принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные рас-ходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и ус-луг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увели-чиваются платежи в бюджет.[2, с. 262]

Таким образом, разработка и последовательная реализа-ция мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправ-ленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способство-вать стабилизации финансового положения республики.

Принимая во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе станов-ления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

Имеется в виду, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно получен-ных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег), а

оставшиеся расходы балансируются с доходами.

Возможно и другое решение -- составление бюджета в двух вариантах в виде:

· текущего бюджета;

· бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить воз-можность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюд-жета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть до-полнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

Опыт составления двухвариантных бюджетов уже имеет-ся. По такому варианту был составлен бюджет СССР на 1989 г.

В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет раз-вития дополнительные расходы предусматривали возмож-ность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщи-ков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объек-тов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.

Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на ка-питальные вложения, но и за доходом (прибылью), получен-ным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в по-гашении государственного долга.

Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначи-тельным положительным сальдо профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формиро-вать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необ-ходимости использоваться на финансирование дополнитель-ных расходов (при наличии непогашенного долга -- на его уплату).

В качестве вывода, хочу заметить, что в странах с переходной экономикой це-лесообразно отказаться от дефицитного составления бюдже-та. В условиях действия стихийных рыночных сил государ-ство должно усилить свои функции по регулированию эконо-мических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих разви-тию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в экстремальных усло-виях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регули-рования.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случай-ным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недоста-точности -- привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государ-ству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

3.3. Государственный долг Республики Беларусь

К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес -- будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности. По международным стандартам Республика Беларусь имеет скромный внешний долг. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей республики 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан - 1%, Латвия -4%, Эстония - 4%, Литва - 5%, Туркменистан - 5%, Узбекистан - 5%, Молдова - 6%, Украина - 6%, Киргизия - 7%, Армения - 7%, Казахстан - 7%). К 1998 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Данный показатель у большинства транзитных стран вырос весьма значительно (для уже названных стран он составил: Азербайджан - 18%, Латвия - 12%, Эстония - 15%, Литва - 19%, Туркменистан - 88%, Узбекистан - 16%, Молдова - 63%, Украина - 30%, Киргизия - 69%, Армения - 42%, Казахстан - 26%). Рост внешнего долга отдельных государств был настолько быстрым и значительным, что Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время рассматривают возможность допуска Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы и Таджикистана к участию в глобальной инициативе по облегчению долгового бремени беднейших государств планеты.[15] Казалось бы, долговых проблем у республики не существует. Однако формально незначительный внешний долг республики (около 80 долларов США на человека, для сравнения в России -- около 1000 долларов) уже не один год требует значительных усилий государства по его обслуживанию и погашению. С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо отметим, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно. Динамика государственного внешнего долга приведена в табл.1. [15]

Таблица 1. Внешний государственный долг Республики Беларусь (1992-2000 гг.)

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

1. Внешний долг на конец года, млн.USD

431,9

1013,6

1251,1

1513,1

950,0

976,4

1010,7

886,3

812,5

Рост, %

 

234,7

123,4

120,9

62,8

102,8

103,5

87,7

91,7

2. Получено иностранных кредитов, млн.USD

431,9

583,7

327,5

361,8

453,8

137,4

89,7

59,4

152,9

Рост, %

 

135,1

56,1

110,5

125,4

30,3

65,3

66,2

231,0

3.Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, млн.USD

0,6

11,6

121,6

170,8

96,2

127,5

139,1

193,3

226,7

По погашению основного долга

0,0

2,0

90,0

103,7

48,1

65,7

85,6

140,4

156,9

По уплате процентов

0,6

9,6

31,6

67,1

48,1

61,8

53,5

52,9

69,8

Рост, %

 

1933,3

1048,3

140,5

56,3

132,5

109,1

139,0

117,3

 

Примечание: источник [15]

Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.

Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.

В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США, а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 - начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1992 по 2003 год (по состоянию на 01.01.2004 по данным Минфина) Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), МВФ (259,94), ЕБРР (174,63), МБРР (160,75), Чехию (146,58) (данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2004 в млн. долл. США). Фактически в 2003 году профинансированы поставки товаров и услуг под гарантии Правительства на сумму 48,83 млн. долларов США, что значительно ниже уровня поступлений в течение последних трех лет (фактически получено в 2000 году - 152,9 млн., 2001 году - 118,2 млн., 2002 году - 142,54 млн. долларов США). В 1 квартале 2004 года фактически привлеченные средства внешних займов составили 6,363 млн. долларов США. В отчетном периоде продолжалась реализация следующих проектов: строительства корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехники РО «Белагросервис» за (кредитная линия Германии), реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» (кредит Кувейта), модернизации инфраструктуры в социальной сфере за счет кредита МБРР и проект финансирования малого и среднего бизнеса с привлечением средств ЕБРР. Снижение в поступлении кредитных средств в республику в 2003 году обусловлено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный комплекс «Минск», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и машинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвестиционных проектов. Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 годом, когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР. В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно превышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предоставления Беларуси кредитных линий Эксимбанком Турции, Эксимбанком Ирана, консорциумом банков АКА под гарантии страхового общества Гермес.

По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем закредитованности. По данным на 1 января 2004 года отношение внешнего долга Беларуси к валовому внутреннему продукту (ВВП) не превысило 4,3 % (максимально допустимый показатель по методике МВФ - 50%), отношение платежей по обслуживанию и погашению внешних займов к объему экспорта товаров и услуг - 1,7 % (при нормативе - до 30%), отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг - 6,4% (норматив - не более 275%) Несмотря на значительные потребности экономики страны в притоке иностранного капитала, в том числе в форме кредитов, в начале февраля 2004 года Правительство и Национальный банк Беларуси приняли согласованное решение об отсутствии необходимости привлечения в страну кредитных ресурсов Международного валютного фонда. В дальнейшем сотрудничество с Фондом, который прекратил кредитование Беларуси с 1996 года из-за несоответствия проводимой в стране экономической политики его рекомендациям, будет ограничено работой технических миссий. В конце января 2004 года Минфин осуществил очередной платеж по кредиту МВФ в сумме 5,84 млн. СДР. Остаток задолженности на 01.04.2004 по кредитам МВФ составил 11,68 млн. СДР (приблизительно 17,3 млн.долл. США). В соответствии с установленным графиком, окончательный расчет по кредиту состоится 01.02.2005, т.е. менее, чем через год. В сложившейся ситуации правительство увеличивает объемы заимствований на внутреннем рынке. Объем находящихся в обращении государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций, номинированных в белорусских рублях, увеличился за январь-март 2004 г. на 19,2% до 740,4 млрд. рублей по номиналу. При этом увеличение объемов эмиссии государственных долговых бумаг происходит при профиците бюджета (за январь-март он составил 118 млрд. рублей, или 1,2% от ВВП) и росте чистых иностранных активов Нацбанка и Правительства. Исходя из того, что профицит бюджета - явление временное (по плану у нас в 2004 г. должен быть дефицит в размере 1,5% от ВВП), увеличение объемов эмиссии долговых бумаг особого вреда экономике страны нанести не могло.

На основании последних данных величина государственного долга Беларуси вплотную приблизилась к 4 трлн.рублей. В структуре государственного долга видны тенденции сокращения внешнего госдолга при постепенном возрастании долга внутреннего, за счет которого и обеспечивается прирост совокупной задолженности. Интересно, что государство не стесняется осуществлять дополнительные заимствования сверх потребностей рефинансирования существующего долга при профиците бюджета, который по итогам января-сентября 2004 года с составил 176 млрд. рублей, или 0,5% к ВВП. Если в первом полугодии прирост внутреннего долга обеспечивался за счет размещения ГКО, то в третьем квартале недоразмещение ценных бумаг было компенсировано выдачей гарантий правительства по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственным сектором страны. Так, если на 01.07.2004 в структуре внутреннего долга задолженность, гарантированная правительством, составляла 13% (323,7 млрд.руб), то к 01.10.2004 ее доля увеличилась до 22% (583,3 млрд.руб).

Рис.2. Динамика государственный долга за ряд лет

Примечание: [21]

Основным внешним источником финансирования государственных нужд являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Однако в январе-сентябре 2004 года фактическое поступление средств по этой линии весьма незначительно. В 2004 году белорусское правительство неожиданно щедро стало раздавать свои гарантии иностранным кредиторам. Таким образом, за 2004 год ожидать резкого увеличения внешнего долга нельзя. В предыдущие несколько лет основными получателями иностранных кредитов под гарантии правительства были организации, занимающиеся поставками сельхозтехники в республику. Однако уже в 2003 году было очевидно, что эра комбайнов в сфере внешних заимствований заканчивается. Таким образом, показатели кредитной безопасности РБ имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой -- участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.

Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.

Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.

Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.

Л. А. Дробозина. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.

Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы : учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.

Приложение 1 к Закону Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь за 2004 год""//Звезда. №1. 2004. С. 2-5.

Корнеев В.Е.Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения//Веснiк БДЭУ.2004.№2 (43). С. 61-66.

Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень. 2000. № 44. С.35.

Нешатаретский С. Н. Требуются гранты, а не кредиты// Белорусская газета. 2004. № 15. С.23-25.

Матяс А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ//Белорусский банковский бюллетень.2003.№ 39 (242) C. 44-46

Раков А.С. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом//Белорусский банковский бюллетень.2000.№23 (82). С.38-46.

Швайко П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ// Банкаускi веснiк. 2003. №40. С.34-39.

Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.

Цедрик С.К. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков. 2001.№ 44. С.14-20

Статистический бюллетень,2004 г. №1 (6), с.66-67

Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. Белорусский экономический журнал. 1999. № 4. С.4-16.

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 года № 259-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"//Звезда. №1. 2004. С. 2-5.

Жушма П.А. Жить по средствам// НЭГ .2000 . №6 С.1-2.

http://www.ncpi.gov.by/minfin/Sum/Y2003/M1_12/D1_12.html

http://www.gaspadar.com/modules.php?name=News&file=article&sid=136

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5