скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита скачать рефераты

Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.

Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), но на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.

Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота.

В 1986-1988 гг. произошло сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и внешнеэкономической деятельности.

В 1984-1987 гг. величина налога с оборота сократилась на 8,3 млрд. р. (со 102,7 до 94,4 млрд. р.) частично вследствие продажи спиртных напитков и с пересмотром оптовых цен в промышленности в 1982 г. Считалось, что налог с оборота на некоторые изделия был уменьшен как компенсация за рост оптовых цен.

В 1988 г. величина отчислений от прибыли по государственным предприятиям уменьшилась по сравнению с 1987 г. и оказалась на уровне 1985 г., что явилось следствием перестройки хозяйственного механизма, когда предприятиям было разрешено оставлять для собственных целей большую часть прибыли. предприятия в 1987 г. выплачивали в бюджет 46% своей прибыли по сравнению с 56% в 1985 г. Теоретически это должно бы было повлечь за собой сокращение расходов государственного бюджета. Однако на практике этого не произошло.

Поступления от внешнеэкономической деятельности в период 1986-1988 гг. сократились на 8,5 млрд. р. Это было обусловлено резким снижением уровня мировых цен на нефть и политикой сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на предотвращение возникновения дефицита торгового баланса. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.

Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Их доля во всех расходах бюджета увеличилась с 48,2% в 1970 г. до 57,1% в 1987 г. одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. Например, в 1986 г. весь прирост капиталовложений в народном хозяйстве страны был направлен на агропромышленный комплекс, в то время как расходы бюджета на развитие промышленности и строительства уменьшились.

На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений.

В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

В результате за 1986-1989 гг. суммарный прирост доходов бюджета против уровня 1985 г. составил 39 млрд. р., но прирост расходов--243 млрд. р., дефицит государственного бюджета вырос почти в 7 раз, с 18 млрд. р. в 1985 г. до 121 млрд. р. по плану на 1989 г.; плановый размер дефицита на 1990 г. составил 60 млрд. р. [2, с. 257] Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд. р., что составило 11,6% ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд. р. В основном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, но государственный бюджет на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Эти данные указывают на рост абсолютного значения бюджетного дефицита--с 19,4 млн. р. в 1992 г. до 276371,5 млн. р. в 2001 г. В процентам к доходам республиканского бюджета размер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам , соответственно, с 9,8 до 4,6%. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993-1994 гг.--17-18% к доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 г.: 16,9% к объему доходов бюджета и 14,4% к объему расходов.

В 2000 году дефицит бюджета составил 55,4 млрд. руб., к расходам и доходам государственного бюджета он составил 1,7%, к ВВП 0,6%. Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5% против 33,4% в 2000 г. Покрытие дефицита н осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза), расходы соответственно равнялись 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего). Дефицит бюджета был равен 247,8 млрд. р. (1,6% от ВВП).[16, с.55-57]

За последние годы можно предоставить следующую картину дефицита бюджета. Так, по итогам 2003 года наблюдается суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами в размере 584,4 млрд. рублей, что составило 1,6% к ВВП. При этом республиканский бюджет сведен с дефицитом в 579,6 млрд.рублей, а местные -с дефицитом в 4,8 млрд. рублей. Обратимся к рисунку1.[20]

Рис. 1. Дефицит консолидированного бюджета за 1996-2003 годы, в процентах к ВВП.

Примечание: источник [20]

Невзирая на увеличение бюджетного дефицита в 2003 году до 1,6% ВВП в целом за последние восемь лет сохраняется тенденция роста бюджетной сбалансированности, что хорошо видно по линии тренда, которая направлена вверх. Однако конкретно по годам для бюджетного дефицита присуща значительная амплитуда колебаний в пределах 0,2-2,9% ВВП.

На основании закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" от 29 декабря 2003 г. №259-3, предельный размер бюджетного дефицита на 2004 год был установлен в сумме 690200000,0 тыс. руб. Финансирование дефицита было принято осуществлять из следующих источников (тыс. руб.): [6]

Общее финансирование 690200000,0

Внутреннее финансирование 238504145,6

Источники, получаемые от Национального банка

Республики Беларусь -914,4

Кредиты Национального банка Республики Беларусь

на финансирование дефицита республиканского бюджета -914,4

погашение основного долга по долгосрочным кредитам -914,4

Источники, получаемые от банков, иных юридических

и физических лиц 97705060,0

привлечение средств 754192900,0

погашение основного долга -656487840,0

получение средств 500000,0

в том числе:

поступления непогашенной задолженности за

энергоносители, образовавшейся по состоянию на

1 февраля 1996 года 500000,0

погашение основного долга -500000,0

в том числе:

погашение задолженности юридическим лицам по

заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР

по состоянию на 1 января 1992 года -500000,0

Поступления от реализации принадлежащего

государству имущества 100000000,0

Изменение остатков средств бюджета 40800000,0

остатки на начало отчетного периода 40800000,0

Внешнее финансирование 451695854,4

Кредиты международных финансовых организаций -31604653,2

использование кредитов 34656000,0

погашение основного долга -66260653,2

Кредиты правительств иностранных государств -109511090,4

погашение основного долга -109511090,4

Прочие источники внешнего финансирования 592811598,0

получение средств 647531598,0

погашение долга -54720000,0

Необходимо заметить, проект бюджета на 2004 год был критически оценен представителями Международного валютного фонда. Обоснованием стало то, что бюджет являлся несбалансированным, а рекомендуемая уровень дефицита бюджета назначался в размере не более 0,5% ВВП. Представители МВФ утверждали, что данный проект бюджета предусматривает финансирование дефицита в основном за счет внешних источников (при запланированном дефиците 690,2 млрд. руб. внешнее финансирование дефицита должно составить 451,7 млрд. руб. Объем внешнего финансирования дефицита в размере 1% ВВП очень высок для Беларуси и нереален для исполнения. Также говорилось о том, что планы по привлечению в следующем году на финансирование дефицита бюджета средств от приватизации госсобственности в размере 100 млрд. руб.являются нереальными , так как в текущем году поступления от приватизации были крайне незначительны (26 млрд. руб. при плане 430 млрд.руб.)

Что же касается прогноза на 2005 год, то здесь доходы республиканского бюджета должны составлять 18 трлн.рублей, расходы--19трлн.рублей. Консолидированный бюджет, который включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты шести областей и Минска, составит по доходам 25,96 трлн. рублей, по расходам - 26,87 трлн. рублей, а его объем по сравнению с нынешним годом вырастет на 30 процентов. Финансирование дефицита бюджета планируется осуществлять за счет внутренних и внешних источников. Среди внутренних источников определили государственные ценные бумаги, от размещения которых планируется привлечь 278 млрд. рублей, а также средства от приватизации государственного имущества в сумме 100 млрд. рублей. За счет внешних источников дефицит бюджета планируется профинансировать примерно на 500 млрд. рублей. В основном эти средства будут получены также от размещения государственных ценных бумаг. Кредиты международных финансовых организаций на эти цели привлекать не планируется. [21]

3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ

Для устранения отрицательных последствий бюджет-ного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития го-сударственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы сокращения бюджетного де-фицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2--3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефи-цита, превышающего предельно допустимые размеры, тре-бует принятия экстренных мер по его сокращению и стаби-лизации. При определении источников покрытия бюджетного де-фицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и ис-пользовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рас-сматриваться как исключительная и недопустимая мера, на-рушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на фи-нансовом рынке государственных ценных бумаг, а также ис-пользованием разнообразных форм государственного креди-та. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения ди-намизма в развитии экономики и повышения ее эффектив-ности невозможно добиться финансовой устойчивости госу-дарства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной политике нашего го-сударства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную под-держку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддерж-ку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит обще-государственный характер, в связи с чем сокращать их сле-дует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования долж-ны выделяться под обоснованную программу и по мере полу-чения определенного эффекта.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отка-заться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой -- способствовали со-кращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществ-ляться по специально разработанной программе. Она долж-на предусматривать следующие меры:

1) повышение эффективности общественного воспроиз-водства, которое будет способствовать росту финансовых ре-сурсов -- основного источника увеличения доходов бюджета;

2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше-ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

3) расширение круга плательщиков должно осуществ-ляться одновременно с улучшением налогового законода-тельства. В условиях развития рыночных отношений нало-говые ставки должны гарантировать стабильные перспекти-вы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повы-шении производительности труда, рациональном использо-вании материальных и финансовых ресурсов;

4) развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пере-смотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: рес-публиканского и местных органов власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5