скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие скачать рефераты

В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Структура доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах) Составлена по данным табл. 1.3.2.

Табл. 2.3.2

Виды доходов

2000

2001

2002

2003

2004

Налоговые доходы

85

92

92

92

92

в том числе:

Налоги на прибыль

18

14

23

21

19

Налоги на товары и услуги

44

53

43

43

35

Таможенные пошлины

20

21

15

18

24

Платежи за природные ресурсы

2

3

10

10

13

Прочие налоги

1

1

1

1

1

Неналоговые доходы

7

7

7

7

7

в том числе:

Доходы от государственного имущества

3

4

4

4

5

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3

3

3

3

1

Прочие неналоговые доходы

1

1

1

1

1

Доходы целевых бюджетных фондов

8

1

1

1

1

ВСЕГО ДОХОДОВ

100

100

100

100

100

Исходя из табл. 1.3.2 и 2.3.2, можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления. Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары и услуги.

Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.

В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.

Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Впервые с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:

· налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;

· налог на доходы физических лиц - 70 %;

· налог на наследование или дарение - 100 %;

· акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;

· акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;

· акцизы на автомобильный бензин - 60 %;

· акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;

· акцизы на пиво - 100 %;

· налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;

· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;

· сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;

· единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;

· единый сельскохозяйственный налог - 30 %;

Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:

· часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;

· плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;

· платежи за пользование лесным фондом - 100 %.

Анализ динамики и структуры доходов позволяет сделать следующие выводы:

- за последние пять лет доля налоговых поступлений в среднем составляет 52%. Из них основные платежи приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;

- доля неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного бюджета;

- суммы безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в среднем составляют 33 %;

- доходы от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего 2 % от общей суммы доходов бюджета.

Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

Состав налоговых и неналоговых доходов, которые зачисляются в местные бюджеты, определен в ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса:

· собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов;

· отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, передаваемые местным бюджетам (ст. 52, 58, 63 Бюджетного кодекса).

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41 - 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров;

· государственных займов в виде ценных бумаг;

· договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;

· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации по срокам погашения подразделяются:

- краткосрочные - до одного года;

- среднесрочные - свыше одного года до пяти лет;

- долгосрочные - свыше пяти лет до 30 лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10 лет и могут существовать в следующих формах:

· кредитные соглашения и договора;

· займы в виде муниципальных ценных бумаг;

· договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;

· договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Динамика государственного долга представлена в табл. 3.3.2 и 4.3.2.

Подавляющий объём государственного внутреннего долга приходится на государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ). Объём товарных обязательств перед населением России, обязательств по векселям Министерства финансов РФ, государственным гарантиям и ряду прочих обязательств в настоящее время незначителен. Проведение в настоящее время пенсионной реформы предполагает выпуск для институциональных инвесторов привлекательных инструментов - государственных сберегательных облигаций (ГСО). Министерство финансов РФ планирует скорректировать порядок расчетов купонного дохода для ГСО.

Государственный внутренний долг Российской Федерации в 2000-2004 гг.(в млрд. рублей) www.minfin.ru.Департамент управления государственным внутренним долгом.

Таблица 3.3.2

Долг на 1 января

2000

2001

2002

2003

2004

Внутренний долг, всего

530

532

511

655

664

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

7

3

20

19

3

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

514

506

471

625

650

Прочие долги

9

23

20

11

11

Проблемы в области внешнего государственного долга возникли в связи с тем, что после распада СССР Российская Федерация взяла на себя значительные финансовые обязательства бывшей сверхдержавы.

Динамику изменения величины и структуры долга можно проследить по данным таблицы 4.3.2.

Государственный внешний долг Российской Федерации в 2000-2004 гг (в млрд. долларов США) www.minfin.ru Интернет-сайт Министерства финансов РФ

Таблица 4.3.2

Долг на 1 января

2000

2001

2002

2003

2004

Задолженность кредиторам Парижского клуба

42,8

47,5

42,3

44,7

47,7

Задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба

18,0

19,5

14,8

7,7

7,0

Коммерческая задолженность

6,0

6,7

6,1

3,4

3,8

Задолженность международным финансовым организациям

19,4

16,1

15,2

13,9

12,0

Еврооблигации

15,7

36,4

35,3

36,9

35,7

ОВГВЗ*

11,1

10,8

10,0

9,3

7,3

Кредиты Банка России

6,4

6,4

6,4

6,2

6,2

Внешний долг, всего

148,4

143,4

130,1

122,1

119,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6