Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие
В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.
Структура доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах) Составлена по данным табл. 1.3.2.
Табл. 2.3.2
Виды доходов
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Налоговые доходы
|
85
|
92
|
92
|
92
|
92
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль
|
18
|
14
|
23
|
21
|
19
|
|
Налоги на товары и услуги
|
44
|
53
|
43
|
43
|
35
|
|
Таможенные пошлины
|
20
|
21
|
15
|
18
|
24
|
|
Платежи за природные ресурсы
|
2
|
3
|
10
|
10
|
13
|
|
Прочие налоги
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
Неналоговые доходы
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от государственного имущества
|
3
|
4
|
4
|
4
|
5
|
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
8
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
ВСЕГО ДОХОДОВ
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
|
Исходя из табл. 1.3.2 и 2.3.2, можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления. Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары и услуги.
Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.
В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.
Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Впервые с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:
· налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;
· налог на доходы физических лиц - 70 %;
· налог на наследование или дарение - 100 %;
· акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
· акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
· акцизы на автомобильный бензин - 60 %;
· акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;
· акцизы на пиво - 100 %;
· налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;
· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;
· сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;
· единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;
· единый сельскохозяйственный налог - 30 %;
Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:
· часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
· плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;
· платежи за пользование лесным фондом - 100 %.
Анализ динамики и структуры доходов позволяет сделать следующие выводы:
- за последние пять лет доля налоговых поступлений в среднем составляет 52%. Из них основные платежи приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;
- доля неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного бюджета;
- суммы безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в среднем составляют 33 %;
- доходы от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего 2 % от общей суммы доходов бюджета.
Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.
Состав налоговых и неналоговых доходов, которые зачисляются в местные бюджеты, определен в ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса:
· собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов;
· отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, передаваемые местным бюджетам (ст. 52, 58, 63 Бюджетного кодекса).
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41 - 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров;
· государственных займов в виде ценных бумаг;
· договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации по срокам погашения подразделяются:
- краткосрочные - до одного года;
- среднесрочные - свыше одного года до пяти лет;
- долгосрочные - свыше пяти лет до 30 лет.
Долговые обязательства субъекта Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации.
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10 лет и могут существовать в следующих формах:
· кредитные соглашения и договора;
· займы в виде муниципальных ценных бумаг;
· договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
· договоры о предоставлении муниципальных гарантий.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.
Динамика государственного долга представлена в табл. 3.3.2 и 4.3.2.
Подавляющий объём государственного внутреннего долга приходится на государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ). Объём товарных обязательств перед населением России, обязательств по векселям Министерства финансов РФ, государственным гарантиям и ряду прочих обязательств в настоящее время незначителен. Проведение в настоящее время пенсионной реформы предполагает выпуск для институциональных инвесторов привлекательных инструментов - государственных сберегательных облигаций (ГСО). Министерство финансов РФ планирует скорректировать порядок расчетов купонного дохода для ГСО.
Государственный внутренний долг Российской Федерации в 2000-2004 гг.(в млрд. рублей) www.minfin.ru.Департамент управления государственным внутренним долгом.
Таблица 3.3.2
Долг на 1 января
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Внутренний долг, всего
|
530
|
532
|
511
|
655
|
664
|
|
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
|
7
|
3
|
20
|
19
|
3
|
|
Облигации федеральных займов (ОФЗ)
|
514
|
506
|
471
|
625
|
650
|
|
Прочие долги
|
9
|
23
|
20
|
11
|
11
|
|
|
Проблемы в области внешнего государственного долга возникли в связи с тем, что после распада СССР Российская Федерация взяла на себя значительные финансовые обязательства бывшей сверхдержавы.
Динамику изменения величины и структуры долга можно проследить по данным таблицы 4.3.2.
Государственный внешний долг Российской Федерации в 2000-2004 гг (в млрд. долларов США) www.minfin.ru Интернет-сайт Министерства финансов РФ
Таблица 4.3.2
Долг на 1 января
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Задолженность кредиторам Парижского клуба
|
42,8
|
47,5
|
42,3
|
44,7
|
47,7
|
|
Задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба
|
18,0
|
19,5
|
14,8
|
7,7
|
7,0
|
|
Коммерческая задолженность
|
6,0
|
6,7
|
6,1
|
3,4
|
3,8
|
|
Задолженность международным финансовым организациям
|
19,4
|
16,1
|
15,2
|
13,9
|
12,0
|
|
Еврооблигации
|
15,7
|
36,4
|
35,3
|
36,9
|
35,7
|
|
ОВГВЗ*
|
11,1
|
10,8
|
10,0
|
9,3
|
7,3
|
|
Кредиты Банка России
|
6,4
|
6,4
|
6,4
|
6,2
|
6,2
|
|
Внешний долг, всего
|
148,4
|
143,4
|
130,1
|
122,1
|
119,7
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|