Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие
Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Все-российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докла-дом, подчеркнул:
- Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финан-совой политике. Ленин В.И. Полн. собр. соч. -- Т. 36 -- С. 351
Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола-гающим в формировании финансовой политики Советского государ-ства на всех последующих этапах истории СССР.
Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулирова-ны цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент дик-татуры трудящихся способствует основной цели -- экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения мест-ных и общегосударственных нужд Советской республики, не останав-ливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле-нии единства государственного бюджета и всей финансовой сис-темы Российской Федерации, включении государственных дохо-дов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Со-циалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
В 1920 г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий 97,5
в том числе:
от промышленности 35,6
транспорта 14,1
сельского хозяйства 5,1
налоги и сборы 0,3
прочие поступления 2,2
Территориальные бюджеты формировались за счет: поступ-лений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, го-родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж-ды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущест-ва; ссуд и пособий из государственного бюджета.
Однако в условиях военного времени, экономической разру-хи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов -- 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской войны, переходом к новой эко-номической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяй-ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по-вышения экономической деятельности местных Советов в октяб-ре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядоче-нию финансового хозяйства», в соответствии с которым государ-ственный и территориальные бюджеты были разъединены.
С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистиче-ских Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государст-венный бюджет СССР, в который вошли государственные бюд-жеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансо-вое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.
При формировании доходной части всех бюджетов использо-вался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри-ятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз-ных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, город-ского подчинения) -- в соответствующие бюджеты. В свою оче-редь из соответствующих бюджетов финансировались предпри-ятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из кото-рых были отчисления от прибылей предприятий союзного под-чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автоном-ных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929--1930 гг. -- сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 --1932 гг. Она зало-жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще-ствуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократ-ность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый кон-троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи -- налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соот-ветствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов -- налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую-щими источниками для сбалансирования территориальных бюд-жетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распро-страняться на другие общегосударственные источники. Он ис-пользуется и в ныне действующей бюджетной системе России.
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами госу-дарства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го-сударственный бюджет СССР были включены местные бюдже-ты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю-чен бюджет государственного социального страхования.
Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.1):
рис.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.
В зависимости от степени централизации распределение фи-нансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно про-следить по следующим данным:
1928/29 г 1938 г 1946 г 1965 г 1988 г
Государственный бюджет СССР (расходы)
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
|
в том числе союзный бюджет
|
60,7%
|
72,2%
|
79,5%
|
42,5%
|
56,9%
|
|
Бюджеты союзных республик
|
39,3%
|
27,8%
|
20,5%
|
57,5%
|
43,1%
|
|
из них бюджеты АССР и ме-стные бюджеты
|
26,5%
|
21,5%
|
13,9%
|
20,8%
|
15,9%
|
|
|
2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых налогов в %:
· налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;
· налог на добавленную стоимость - 100 %;
· акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
· акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
· акцизы на табачную продукцию - 100 %;
· акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
· акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
· налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
· водный налог - 100 %;
· единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;
· государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.
Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:
· доходы от использования государственного имущества и платных услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) - 100%;
· часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
· лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;
· прочие лицензионные сборы - 100 %;
· таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;
· плата за пользование водными объектами - 100 %;
· плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;
· консульские сборы - 100 %;
· патентные пошлины - 100 %;
Динамика доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млн. рублей) www.minfin.ru.Отчеты об исполнении федерального бюджета Министерства финансов РФ
Табл. 1.3.2
Виды доходов
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Налоговые доходы
|
1131802
|
1460398
|
2035598
|
2394160
|
3154341
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль
|
205 650
|
217 366
|
512 924
|
537 303
|
648 209
|
|
Налоги на товары и услуги
|
504 932
|
845 547
|
970 977
|
1135752
|
1188151
|
|
Таможенные пошлины
|
229 224
|
331 340
|
323 369
|
452 789
|
859 737
|
|
Платежи за природные ресурсы
|
18 569
|
49 693
|
214 237
|
249 508
|
434 253
|
|
Прочие налоги
|
6 407
|
16 452
|
14 091
|
18 808
|
23 991
|
|
Неналоговые доходы
|
74 104
|
119 069
|
153 123
|
176 724
|
221 996
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от государственного имущества
|
31 274
|
56 991
|
79 624
|
112 687
|
169 394
|
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
37 406
|
51 506
|
65 423
|
52 924
|
38 470
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
5 424
|
10 572
|
8 076
|
11 113
|
14 132
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов
|
92 915
|
14 512
|
15 130
|
14 349
|
14 075
|
|
ВСЕГО ДОХОДОВ
|
1131 802
|
1593978
|
2204726
|
2586197
|
3426334
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|