скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бондовый рынок как экономическая составляющая новых членов Европейского Союза скачать рефераты

2.8.1. рис.

Больше чем половина государственных бондов деноминированны в евро, и приблизительно одна треть в национальной валюте. Около 14% правительственных долговых обязательств были деноменированны в американских долларах (2.8.2. рис.). Большая часть правительственных долговых обязательств деноминированных в национальной валюте были краткосрочными бондами. Такие ценные бумаги составляли половину от общей суммы. Правительственные долговые обязательства, выпущенные в национальной валюте, составили 10% от общего количества. Не было выпущено ни каких правительственных долговых обязательств с первоначальным сроком действия дольше, чем десять лет.

2.8.2. рис.

Объем рынка долговых обязательств составил ?2,344 миллионов в конце 2002 года, составляя 16% от ВВП (2.8.1. рис.) [3]. Доля выпуска правительственных бондов составила ?2,241 миллионов. Доля долговых обязательств выпущенных нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями была незначительна и составила только 4%. Все краткосрочные правительственные бонды деноминированны в национальной валюте. Долгосрочные правительственные долговые обязательства денаминированны в национальной валюте, составили 29% от общей суммы. Эти долговые обязательства, имеют следующее распределение: со сроком действия до одного года - 21%, от одного до пяти лет - 41%, от пяти до десяти - 34%, более десяти лет - 4% (2.8.4. рис.). На рисунке (2.8.3.) видно, что в 2000 году в Литве не выпускались бонды с продолжительностью более 10 лет, а на рисунке (2.8.5.) к началу 2004 года их объем уже составляет 11%. Анализируя динамику увеличения доли долгосрочных бондов можно говорить, что экономика Литвы находится в нормальной стадии развития.

2.8.3. рис.

2.8.4. рис.

2.8.5. рис.

Выпуск правительственных долговых обязательств зависит непосредственно от нескольких связанных индикаторов: от предела общего количества займа и долгового перефинансирования.

В 2001 году правительство выпускало ценные бумаги со сроком обращения один и шесть месяцев, три, пять, семь и десять лет на внутреннем рынке. Тогда оно планировало непрерывно увеличивать средний срок погашения правительственных ценных бумаг. На (2.8.5.) рисунке хорошо видно, что эти планы были приведены в действия.

Долговые обязательства с десятилетним сроком продолжительности были выпущены впервые на внутреннем рынке в 2002 году; затем были также планы выпускать 15-летние долговые обязательства в будущем.

Из-за относительно небольшого объема выпуска долговых обязательств другими секторами, развитие деятельности первичного рынка в 2002 году было главным образом, определено потребностями государства в заимствовании дополнительных средств. Увеличился рост первичного рынка в 2002 году вследствие увеличения заимствования государством на внутреннем рынке через выпуск правительственных долговых обязательств на аукционах, и на иностранных рынках, выпуском евробондов. Уменьшение доли правительственных бондов, деноменированных в национальной валюте и проданных на первичном рынке в 2002 году, объединилось с улучшением условий заимствования на внутреннем первичном рынке, побудив центральное правительство выпустить больше долговых обязательств с более длинным сроком обращения. Это уменьшит потребность в перефинансировании долговых обязательств в будущем. Доля долгосрочных правительственных бондов выпущенных на внутренний рынок увеличилась с 47% в 2001 до 58% в 2002 году. Все правительственные долговые обязательства деноминированные в национальной валюте были выпущены в 2002 году посредством аукционов. Долговые ценные бумаги, выпущенные нефинансовым и не денежно-кредитным финансовым сектором составили 1.4% от всего первичного рынка. Все из них были частные выпуски.

На следующим рисунке можно увидеть, как менялись объемы первичного рынка с 1998 года по 2002 года.

2.8.6. рис.

Вторичный рынок долговых обязательств не был очень активен в 2002 году. Вторичный рыночный товарооборот состоял главным образом из долговых обязательств, выпущенных государством. В 2002 году на фондовой бирже не торговали долговыми ценными бумагами никакие другие сектора. Торговля на вторичном рынке долгосрочными правительственными ценными бумагами деноминированными в национальной валюте увеличилась в 2002 году, составив приблизительно 69% от общего количества вторичного рыночного товарооборота. Большинство сделок (94%) правительственных долговых ценных бумаг было зарегистрировано как блокированные продажи, и только 6% были проданы на фондовой бирже. Внебиржевая торговля бондов составила приблизительно 8% от общего количества вторичного рыночного товарооборота.

Ключевая цель национального долгового управления состоит в том, чтобы гарантировать полное и своевременное финансирование общественных расходов и своевременное погашение долгов по самой низкой стоимости и с приемлемыми рисками, не превышая пределы, помещенные в национальный долг и в новое заимствование и в соответствии с требованиям, ЕС обращенным Государствам - членам ЕС, стремящиеся присоединяться к Экономическому и Денежно-кредитному Союзу (the Economic and Monetary Union).

В Литве, средний уровень инфляции в течение 12 месяцев до августа 2004 составил 0.2 процента. Дефицит страны составил 1.9% от ВВП в 2003, и правительственный долг составил 21.4% от валового внутреннего продукта, что не превышает Маастрихстских критериев. Уровень средней долгосрочной процентной ставки Литвы к августу 2004 года составил 3,8%.

2.9. Латвия

Объем рынка долговых обязательств в конце декабря 2000 года составлял ?657 миллионов [2] (стр.63) или 9% от Валового Внутреннего Продукта (2.9.1. рис.). Рынок долговых обязательств для Латвии - явление довольно новое. В 1993 году был проведен первый аукцион по одномесячным казначейских билсам. С тех пор постепенно правительство начало выпускать на рынок ценные бумаги с более длинным сроком обращения. В 2000 году были выпущены пятилетние бонды.

2.9.1. рис.

Центральное правительство является главным эмитентом долговых ценных бумаг, составляя 95% от всех долговых обязательств, выпущенных в конце декабря 2000 года. Остальное было выпущено денежно-кредитными финансовыми учреждениями 4% и нефинансовыми не денежно-кредитными финансовыми корпорациями 1%. 64% от всех правительственных долговых обязательств деноминированы в латах и 36% в евро (2.9.2. рис.). Можно видеть, что и в последующие года пропорция долговых обязательств выпущенных в евро и в латах примерно сохраняется (LVL>EUR), что является положительным фактом для Латвии. В 2003 году 53% всех правительственных долговых обязательств деноминированы в латах, а 47% в евро.

2.9.2. рис.

В конце 2000 года, распределение первоначального срока обращения долговых обязательств, выпущенных центральным правительством в национальной валюте, было следующим: 29% со сроком погашения до одного года, 44% - от одного года до пяти лет, и 27% - от пяти до десяти лет (2.9.3. рис.).

2.9.3. рис.

В целом латвийский бондовый рынок имеет следующие характеристики:

1) центральное правительство самый крупный эмитент бондов,

2) правительство имеет тенденцию к выпуску более долгосрочных бондов, чем краткосрочных;

3) эмиссия евробондов является важным источником финансирования для правительства,

4) финансовая система, сфокусированная на бэнкинге, делает эмиссию корпоративных бондов менее важным для рынка, потому что главным источником финансов для корпораций являются банковские кредиты [19].

Правительство прекратило выпускать двухлетние долговые обязательства и одномесячные билсы в 2000 году. Трехлетние и пятилетние обязательства выпущены в соответствии с ежегодным расписанием, с выпусками обычно весной и осенью.

В ноябре 2001 года, Латвия выпустила семилетние евробонды в количестве ?200 миллионов.

В 2001 году латвийское правительство планировало выпустить десятилетние правительственные обязательства в латах, но, тогда временя выпуска, зависело от состояния рынка капитала, процентных ставок и правительственных потребностей в финансировании. К 2004 году так и произошло (2.9.5. рис.).

Объем рынка долговых обязательств к началу 2003 года составил ?1,010 миллионов евро или 12% ВВП. Центральное правительство, как и в 2000 году все еще является главным эмитентом долговых обязательств, теперь уже составляя 90% от всех долговые обязательств, выпущенных к началу 2003 года. Остальные 10% выпущены неправительственными финансовыми организациями. К началу 2004 года объем бондового рынка Латвии практически не изменился, он составил ?1,098 миллионов, или 11% от ВВП (2.9.1. рис.) [4] (стр.53).

К началу 2003 года распределения срока погашения уже выглядело следующим образом: 13% долговых обязательств имели срок обращения до одного года, 24% от одного до пяти лет и 63% от пяти до десяти лет (2.9.4. рис.). Хорошим показателем развития бондового рынка в Латвии является тот факт, что к 2004 году 26% составляли бонды со сроком погашения более 10 лет (2.9.5. рис.), которых до этого года в Латвии не выпускалось. Наличие долгосрочных долговых обязательств говорит о стабилизации в экономике страны.

2.9.4. рис.

2.9.5. рис.

В 2003 году правительство выпустило бонды на сумму ?396.3 миллионов на внутренний рынок и на сумму ?328 миллионов на внешнем рынке. В 2003 году правительство выпустило казначейских билсов на сумму ?101.9 миллионов трех и пяти летних бондов на сумму ?110.6 миллионов и десятилетних бондов на сумму ?182.8 миллионов. В 2003 году произошел первый выпуск десятилетних бондов деноменированых в латах. Их средняя доходность была 5,19% с купонной ставкой 5.125%. В первом квартале 2004 года правительство выпустило евробонды для погашения первого выпуска евробондов, которые закончили свой срок в мае 2004 года.

2.9.6. рис.

С 1998 по 2000 годы наблюдался рост деятельности на первичном рынке. В 1999 году, ежегодное увеличение суммы брутто выпуска на первичном рынке составили 99.2%, вследствие эмиссии евробондов [2]. В 2000 году, сумма брутто выпуска составила ?419 миллионов (2.9.6. рис.).

В 1998 году, доля государственного управления в ценности сделок была приблизительно 96%, увеличившись до 98% в 2000 году. С 1999 года количество сделок с долгосрочными бондами, выпущенными центральным правительством было больше чем с краткосрочными бондами.

Центральное правительство обычно выпускает облигации деноминированые в национальной валюте в постоянном номинальном количестве: двухлетние обязательства на ?30 миллионов, трехлетние обязательства на ?44 миллиона, и пятилетние обязательства на ?107 миллионов (и был только один выпуск пятилетних обязательств).

Активность первичного бондового рынка Латвии ограничена емкостью финансового рынка.

Правительственные бонды выпускаются в нескольких частях. В конце 2000 года было семь выпусков облигаций центрального правительства (шесть внутренних выпусков и один - на внешний рынок - евробонды). Внутренние долговые ценные бумаги были проданы на аукционе, проведенные Банком Латвии.

Вторичный рынок государственных долговых обязательств имеет низкий оборот, поскольку инвесторы, купив облигации, держат их до срока погашения и редко продают. Стабильность в стране делает правительственные бонды особенно привлекательными для пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни.

Вторичный рыночный товарооборот уменьшился с 1998 - 2000 годы. В 1998, краткосрочные бонды активно использовались в операциях рынка денег, но, в 2000 году, выпуск краткосрочных бондов уменьшился, так же, как и их ценность на рынке денег.

Что касается распределения сектора, доля облигаций, выпущенных денежно-кредитными финансовыми учреждениями в ценности сделок, увеличенных с 0% в 1998 до 9% в 2000 году. Распределение срока погашения показало, что, на вторичном рынке, доля долгосрочных правительственных облигаций увеличилось с 66% в 1998 до 87 % в 2000.

Правительственные долгосрочные долговые ценные бумаги в основном продаются на OTC рынке (95% в 2000 году), а данные о сделках сообщаются на Рижской Фондовой Бирже. Рижская Фондовая Биржа начала торговлю правительственными облигациями в третьем квартале 1999 года.

Еженедельные обороты на вторичном бондовом рынке составляли в 2001 году ?2.85 миллионов, а в 2002 году ?1.41 миллионов.

Наиболее ликвидными правительственными бондами являются пятилетние бонды, деноминированые в латах в основном благодаря массовости их выпуска и их доступности. К началу 2003 года сумма выпущенных пятилетних бондов была в 2.6 раза выше, чем общая эмиссия трехлетних бондов и в 7.3 раза выше, чем эмиссия не правительственных бондов со сроками погашения от пяти до десяти лет.

Латвия выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года 1.5% от ВВП. Выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 14.6% от ВВП.

Уровень средней долгосрочной процентной ставки Латвии к августу 2004 года составил 4.03% и по этому показателю Латвия выполняет критерий по конвергенции долгосрочных процентных ставок. В целом Латвия не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила на конец 2004 года 6,2%, что означает невыполнение критерия по ценовой стабильности. Пороговым уровнем инфляции является 2.4%.

2.10. Эстония

Эстонский рынок долговых обязательств является наименьшим из всех стран новых членов ЕС и по абсолютным показателям и в проценте от Валового Внутреннего Продукта (3%).

2.10.1. рис.

На рынке есть только несколько не погашенных правительственных долговых обязательств в местной валюте (EEK), и они имеют не большой объем и короткую остаточную продолжительность. Следовательно, невозможно найти долговые обязательства, соответствующие всем критериям конвергенции. ECB вместе с национальным центральным банком Эстонии исследовал очень близко эстонский финансовый рынок, чтобы найти возможный заместитель. Вследствие чего был найден, самый сопоставимый индикатор, полученный из процентной ставки банковских ссуд: взвешенная средняя процентная ставка по ежемесячным новым бизнес ссудам, денаминированным в кронах, выданных внутренним нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам, с первоначальной продолжительностью более 5-и лет.

Этот индикатор только до некоторой степени выполняет согласованные статистические понятия. Индикатор был довольно устойчив с начала 2003 года. 12-месячное среднее значение в феврале 2004 - 4.9%.

Индикатор долгосрочных процентных ставок 2.10.2. рис.

На начало 2001 года объем рынка долговых обязательств в Эстонии, составил ?123 миллионов, или 2 % от ВВП (2.10.1. рис.) [2]. Из них:

- 52 % долговых обязательств были выпущены нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями,

- 27 % - денежно-кредитными финансовыми учреждениями и

- 21 % - правительством.

Большинство долговых ценных бумаг, выпущенных правительством были деноминированы в национальной валюте (99.8 %). Не было выпущено никаких ценных бумаг в евро и только 0.2% в других валютах (2.10.3. рис.).

2.10.3. рис.

В конце 2000 года, почти половина долговых обязательств, выпущенных государством в национальной валюте (49%) имели срок действия от 5 до 10 лет, 26% - от 1 до 5 лет, 15% - 10 и более лет и 10 % имели срок действия до одного года (2.10.4. рис.) [2].

2.10.4. рис.

Объем рынка долговых обязательств на конец декабря 2002 года составил ?235 миллионов или 3% от ВВП (2.10.1. рис.). Из них:

- 18 % долговых обязательств выпущено нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми учреждениями,

- 32 % были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями и

- 50 % государством.

Правительственные бонды не являлись движущей силой в развитии небанковского финансового рынка Эстонии, вследствие благоразумной финансовой политики. Поэтому, рынок долговых обязательств в Эстонии - прежде всего, развивается на основе потребностей в основном частного сектора, первичный рынок которого главным образом, состоит из частных размещений, вторичный же рынок в Эстонии очень скромный.

В 2002 году центральное правительство выпустило евробондов на сумму ?100 миллионов, большинство долговых обязательств, выпущенных центральным правительством деноминировано в евро (86%). Остающиеся 14% центральных правительственных бондов были выпущены в национальной валюте - в эстонских кронах (EEK).

В конце 2002 года 93% долговых обязательств выпущенных государственным управлением имеют продолжительность жизни от 5 до 10 лет; 3% от 10 и более лет и долговые ценные бумаги со сроком действия от 1 до 5 лет составили 4% от общего количества.

Согласно структуре сроков действия долговых обязательств в национальной валюте, выпущенных государственным управлением, в Эстонии не имеют место краткосрочные долговые обязательства сроком действия до 1-го года. Наибольшая часть правительственных облигаций (49%) в национальной валюте имеют продолжительность, пять лет или больше, но меньше десяти лет. Долговые ценные бумаги с продолжительностью жизни от одного до пяти лет составляют 28% от общего объема. Наименьшая часть (23%) составляла долговые обязательства с первоначальным сроком действия от десяти лет и больше (2.10.5. рис.) [3]. К 2004 году в Эстонии стали вновь выпускаться краткосрочные долговые обязательства до 1-го года (2.10.6. рис.) [4] (стр. 33).

2.10.5. рис.

2.10.6. рис.

В 2001 году наблюдается заметное уменьшение показателей в деятельности первичного рынка. Общая сумма эмиссий упала от ?155 миллионов в 2000 году до ?74 миллионов в 2001 (2.10.7. рис.). В 2002 году, общая сумма выпущенных долговых обязательств составила ?309 миллионов, из которых ?100 миллионов составляли новую эмиссию центральных правительственных евробондов, внесенных в список Люксембургской Фондовой Биржи.

2.10.7. рис.

Выпуск долговых обязательств нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями составил:

- 59% на первичном рынке в 2000,

- 48 % в 2001 и

- 18 % в 2002.

Выпуск денежно-кредитных финансовых учреждений составил:

- 40 % в 2000 году,

- 42 % в 2001 году и

- 49 % в 2002 году.

Выпуск государственных бондов увеличился от 2% в 2000 до 33 % в 2002, в основном новые выпущенные правительственные долговые евробонды были со сроком действия больше пяти лет.

Главным методом выпуска долговых обязательств в Эстонии является частное размещение.

Вторичный рынок долговых обязательств в Эстонии довольно скромный. Деятельность вторичного рынка оставалась слабой в период между 2000 и 2002 годами, со средним ежедневным объемом сделок 0.6 миллионов евро в 2000 году, ?0.2 миллиона в 2001 и ?0.4 миллионов в 2002 году.

В соответствии распределения сектора, наиболее высокая пропорция среди имеющихся в продаже долговых обязательств в 2000 году были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями (55%). Эта цифра уменьшилась до 9 % в 2001 и увеличилась снова до 58% в 2002 году. Долговые ценные бумаги, выпущенные нефинансовым и не денежно-кредитным финансовым корпоративным сектором, составили 44% от всех сделок в 2000 году, 82% в 2001 году и только 37% в 2002 году. Доля долговых обязательств, выпущенных центральным правительством и другими государственными управлениями, среди всех сделок составили: 1% в 2000, 9.1% в 2001 и 4.5% в 2002.

Долговые обязательства, выпущенные государственным управлением, в основном, были долгосрочными бондами. В 2002, все долговые обязательства продавались на нерегулируемом рынке (OTC), за исключением 2% фонда долговых обязательств (Compensation Fund) которые продавались на Таллиннской бирже ценных бумаг (HEX Tallinn). Евробонды центрального правительства в размере ?100 миллионов были проданы на Люксембургской бирже.

Бондовый рынок Эстонии не оказывает какого-либо заметного воздействия на рост экономики и не учитывается как конвергенционный индикатор после вступления в Европейский Союз и ожидаемого вступления в Еврозону. Главная цель правительства в фискальной политике поддерживать сбалансированный бюджет в среднесрочной перспективе, что должно быть результатом низкого долгового уровня относительно ВВП. Правительство имеет общий долг на уровне 5.3% относительно ВВП к началу 2004 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6