скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бондовый рынок как экономическая составляющая новых членов Европейского Союза скачать рефераты

Индикатор процентной ставки для Эстонии

Страна

Feb. 04

Mar. 04

Apr. 04

May 04

June 04

July 04

Aug. 04

Sep. 04

Oct. 04

Nov. 04

Dec. 04

Jan. 05

Feb. 05

Эстония

4.77

4.56

4.63

4.53

4.36

4.23

4.29

4.00

4.15

4.17

4.28

4.08

-

2. Бондовые рынки новых членов ЕС

2.1. Мальта

Исторически бондовый рынок Мальты начинает свое развитие, практически, в то же самое время, как и все 10 стран, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, то есть относительно недавно. Общий объем бондового рынка Мальты к ВВП традиционно занимает первое место среди всех новых стран членов ЕС. Это в первую очередь связано с большим бюджетным дефицитом страны (9.7%) от ВВП относительно других стран новых членов ЕС.

Объем бондового рынка на Мальте постоянно растет все это время, что свидетельствует о позитивной динамике в развитии бондового рынка страны. Так, в декабре 2000 года он составил ?2,433 миллионов, что превысило 62% от ВВП [2]79. При этом долговые обязательства страны выпускаются тремя главными секторами. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством в 2000 году, составили 89% от всего бондового рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпоративными учреждениями (5%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (6%).

Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, были деноминированны в мальтийской лире (см. рис. 2.1.1) . Больше чем половина правительственных долговых обязательств (55%) имели срок обращения, равный или выше десяти лет, в то время как 22% оставшихся долговых обязательств имели первоначальный срок оборачиваемости в пределах от пяти лет до десяти лет.  20% от общего количества, составили казначейские билсы с различным сроком действия до одного года включительно (см. рис. 2.1.2).

2.1.1. рис.

2.1.2 рис.

В дальнейшем правительство Мальты продолжило расширение эмиссий долговых обязательств. Общая сумма долговых обязательств выпущенных к декабрю 2002 года составила ?2,836 миллионов или 68% от ВВП [3].

Долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, составили тогда 87% от всего бондового рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпорациями (8%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (5%). Как видим, рост корпоративных бондов составил 3%.

На первичном рынке, больше чем половина всех правительственных ценных бумаг (62%) были выпущены со сроком обращения  равным десяти или более лет, в то время как 17% имели продолжительность обращения в пределах от пяти до десяти лет. 21% от общего количества, являются казначейскими билсами с различными сроками обращения до одного года включительно (см. рис. 2.1.3).

.

2.1.3 рис.

Необходимо отметить, что правительство Мальты склонно к выпуску долговых обязательств только в мальтийской лире, что в целом является позитивной тенденцией в целом для экономики этой маленькой страны.

В 2003 году был проведен выпуск Мальтийских правительственных долговых обязательств на сумму около 149 миллионов лир. Из них 49 миллионов были направлены для погашения подходящих к концу сроков предыдущих выпусков. Что касается казначейских билсов, лимит их выпуска в 2003 году поднялся от 200 миллионов мальтийских лир до 300 миллионов.

Общая сумма долговых обязательств на начало 2004 года превысила ?3,055 миллионов, что составляет 71% от ВВП Мальты. Как видим, Мальта значительно превышает Маастрихсткий критерий относительно общего долга страны к ВВП среди новых членов Европейского Союза.

Из всех бондов, выпущенных к началу 2004 года[4]:

- долговые обязательства, выпушенные центральным правительством составили 87% от всего бондового рынка;

- нефинансовые и немонетарные финансовые корпорации - составили 9% от выпущенных бондов;

- монетарные финансовые организации выпустили 4% от всех выпущенных бондов.

Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, были опять же деноминированы в мальтийской лире.

На первичном рынке, более чем половина всех правительственных долговых обязательств (62%) были выпущены со сроком обращения десять или более лет, в то время как 18% имели срок обращения в пять или более лет, но меньше, чем десять лет. Значительная часть (около 20% от всех бондов), приходились на выпуск Казначейских билсов с различными сроками обращения в пределах одного года.

2.1.4 рис.

Активность на первичном бондовом рынке показала скромный рост за последние годы. Фактически, сумма эмиссий в 2001, 2002 и 2003 году составили ?1.582 миллиона, ?2,008 миллионов и ?2,098 миллионов соответственно (рис. 2.1.5.). При этом нужно отметить, что сам незначительный рост связан с увеличением выпуска центральным правительством долгосрочных бондов, что связано с желанием правительства снизить долю краткосрочных долговых обязательств на рынке.

2.1.5. рис.

Рост первичного бондового рынка был связан  с двумя факторами.

Первым фактором было значительный рост объема выпусков казначейских билсов на первичном рынке, в то время как центральное правительство продолжало обращаться на первичный казначейский рынок билсов, чтобы поднять краткосрочные фонды, даже притом, что оно было частично расположено к существенному снижению в выпуске долгосрочных обязательств.

Второй фактор, повлиявший на рост объема бондового рынка, это присутствие других участников, выпускающих ценные бумаги на бондовом рынке. В 2000 году, оба сектора - нефинансовый и не денежно-кредитные финансовые корпорации и денежно-кредитные финансовые учреждения - каждый выпустил больше чем 5% от всего объема выпущенных долговых обязательств. В 2001 году, однако, почти все долговые обязательства были выпущены центральным правительством. Кроме того, в следующем году, нефинансовый и не денежно-кредитный финансовый корпоративный сектор выпустил лишь 6% от общего объема. Не было никакого заимствования денежно-кредитным финансовым сектором на первичном рынке в 2001 и 2002 годах.

Центральное правительство продолжает обращаться к первичному рынку казначейских билсов, чтобы увеличить краткосрочные фонды. Напротив, участие других игроков на рынке эмитентов бондов упало более чем на половину к началу 2004 года по сравнению с предыдущим годом.

К началу 2004 года корпорации выпустили почти 3% всех долговых обязательств против 6% от всего бондового рынка к началу 2003 года. Таким образом, развитие корпоративного бондового рынка пока не имеет позитивной динамики.

За последние несколько лет центральное правительство, как правило, выпускало краткрочных долговых обязательств больше, чем долгосрочных. Фактически, краткосрочные бонды составили чуть более 91% от всего выпуска к началу 2003 года, а к началу 2004 года около 83%.

Как уже отмечалось выше, увеличение пропорции в сторону выпуска краткосрочных долговых обязательств может послужить причиной экономической нестабильности. Это связано с тем, что мальтийская лира привязана к корзине валют. Привязка национальной валюты к какой-то другой валюте или корзине валют может вызвать инфляционное давление на экономику при значительном увеличении выпуска краткосрочных долговых обязательств.

Политика центрального правительства по выпуску бондов направлена только на внутренний рынок. Поэтому Мальта не выпускает бонды на международный рынок.

Мальтийское правительство не проводит свои бондовые аукционы через первичных дилеров. Также они не проводятся электронным способом. Вместо этого, предложения по конкурсным ценам на покупку оптовых пакетов направляются в Казначейство. Неконкурсное участие в аукционах не разрешается.

Казначейские билсы выпускаются со следующими сроками обращения: один, три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Долгосрочные бонды в национальной валюте выпускаются центральным правительством три раза в год. Казначейские билсы в национальной валюте выпускаются регулярно раз в неделю.

Мальтийские правительственные бонды включены в список и торгуются на Малтийской Фондовой Бирже в дематериализованной форме. Мальтийские казначейские билсы имеют форму сертификатов и торгуются на внебиржевой основе (OTC).

Активность на вторичном рынке проявляется, прежде всего, торговлей на вторичном рынке казначейскими билсами. Общий оборот вторичного рынка составил в 2002 году - ?3.1 миллиона, в 2002 году -?1.7 миллионов и в 2003 году - ?1.9 миллионов.

Вторичный рынок Мальты характеризуется довольно низким уровнем ликвидности. Это объясняется тем, что большинство и институциональных и частных инвесторов предпочитают держать свои инвестиции до конца срока обращения бондов и, как правило, не выпускают их на вторичный рынок до конца срока обращения.

В целом, за ликвидность вторичного рынка отвечает Центральный Банк Мальты, хотя это и не закреплено законом. Центральный Банк, выступая в роли маркетмейкера, ежедневно публикует предложения на покупку казначейских билсов и ежедневные предложения на покупку правительственных бондов. Министерство Финансов не проводит интервенционной политики на вторичном рынке ни косвенно, ни прямо.

Развитие корпоративного бондового рынка Мальты пока не имеет позитивной динамики. К началу 2004 года корпорации выпустили почти 3% всех долговых обязательств против 6% от всего бондового рынка к началу 2003 года. Тем не менее, можно отметить, что оборачиваемость корпоративных бондов постоянно увеличивается. В феврале 2005 года оборачиваемость корпоративных бондов составила на Мальтийской бирже 1,050.123 против февраля 2004 года (532,809). Объем корпоративных бондов за февраль 2005 года составил 1,223,300 против 752,200 в феврале 2004 года. Маркетная капитализация корпоративных бондов составила в феврале 2005 года - 189,089,673 мальтийских лир.

Если говорить о бондовом рынке в целом, как экономической составляющей Мальты, то здесь, в первую очередь, надо выделить зависимость объема рынка бондов от бюджетного дефицита.

Мальтой не выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года 9.7% от ВВП, что выше порогового уровня в 3%. И не выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 71% от ВВП.

В целом значительный бюджетный дефицит служит причиной выпуска большого количества правительственных бондов для покрытия дефицита. Однако нужно отметить, что средняя величина правительственного долга Еврозоны к общему ВВП составила к концу 2004 года около125%.

Уровень средней долгосрочной процентной ставки на Мальте к августу 2004 года составил 4.7% и по этому показателю Мальта выполняет критерий по конвергенции долгосрочных процентных ставок. В целом средняя разница долгосрочных процентных ставок Мальты относительно еврозоны составила около 0.4% за период январь-август 2004 года. Отметим, что с 2001 года процентная ставка долгосрочных бондов все время несклонно снижалась.

В целом Мальта не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила в августе 2004 года 2.6%, что означает невыполнение критерия по ценовой стабильности. Одной из причин здесь также является значительная эмиссия краткосрочных долговых обязательств. Пороговым уровнем инфляции является 2.4%. Конечно, нужно отменить, что уровень инфляции в стране остается длительный период относительно стабильным.

Ключевое требование к более высокой конвергенции Мальты с ЕС заключается в принятии твердой и вызывающей доверия среднесрочной бюджетной политики.

Что касается кривой доходности по правительственным бондам, то в целом кривая доходности правительственных долговых обязательств со сроком обращения от одного года до двадцати лет в течение всего 2003 года и к началу 2004 года росла. Процентная ставка по бондам сроком на один год выросла с 2% до 2.41%, на два года с 3.08% до 3.33%, … по десятилетним с 4.53% до 4.60%, по двадцатилетним бондам - с 4.98% до 5.01%. Таким образом, кривая доходности показывает сокращение спрэда между краткосрочными бондами и долгосрочными бондами центрального правительства Мальты. Данное сокращение является результатом инфляционного давления и долговременного бюджетного дефицита. Также бондовая составляющая кривой доходности теоретически показывает, что экономический рост Мальты может продолжиться, но без экспансии.

2.2. Чешская республика

Чехия - одна из трех (Чехия, Венгрия и Польша) крупнейших экономик, вступивших в Европейский Союз в мае 2004 года.

Размер национального бондового рынка Чехии относительно ВВП среди новых членов стран ЕС занимает на сегодня второе место после Мальты и второе место после Польши по физическому объему выпущенных бондов.

Также можно отметить, что бондовый рынок Чехии доминирует на рынке капитала этой страны. Большинство всех сделок с бондами на открытом рынке осуществляется на фондовой бирже Prague Stock Exchange. На начало 2004 года сделки с бондами на данной бирже составили 99.7%. Основными доминантами на бондовом рынке Чехии являются бонды правительства и банков. Корпоративный бондовый рынок в Чехии - не развит.

Министерство финансов является официальным эмитентом краткосрочных и долгосрочных правительственных долговых обязательств в Чешской Республике. Целью, которых является покрытие потребностей в бюджете текущего года и возмещение (погашение) государственного долга.

Казначейские билсы выпускаются в электронном виде с номинальной стоимостью 1 миллион чешских крон (приблизительно ?32,679). Их стандартный срок обращения - 13, 26, 39 и 52 недель.

При необходимости, они дополняются выпуском казначейских билсов с необычным сроком обращения, обслуживая министерство финансов в его управлении ликвидностью денежного потока.

Казначейские долговые обязательства выпускаются с фиксированной процентной ставкой и с номинальной стоимостью CZK 10,000 (приблизительно ?326).

Количество выпущенных чешских долговых обязательств в конце 2000 года составил ?28,579 миллионов[2]38. Доля правительственных бондов на рынке составила 45%. Это немного меньше чем количество долговых обязательств выпущенных денежно-кредитными финансовыми учреждениями - 46%. И 9% составили - частные долговые обязательства, выпущенные нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями.

Необычно то, что 87% (?11,399 миллионов) приходится на долю краткосрочных бондов, выпущенных MFIs и все они являются CNB билсами.

К декабрю 2000 года, объем рынка долговых обязательств достиг почти 52% от ВВП (2.2.1. рис.). Предполагалось, что на тот момент есть предпосылки к дальнейшему росту этого объема (в национальной валюте) вследствие увеличивающегося бюджетного дефицита и потребности в государственной поддержке приватизации банка и других проблем, что и подтвердилось в дальнейшем.

2.2.1. рис.

Объем рынка долговых обязательств в конце 2002 года вырос до ?41,956 миллионов [3]39, достигнув почти 57% от ВВП (2.2.1. рис.). Относительная доля государственных бондов на рынке в целом составила приблизительно 34% от общего объема бондового рынка, в то время как ценные бумаги, выпущенные денежно-кредитными финансовыми учреждениями (MFIs) составили почти 60%.

Частные долговые обязательства, выпущенные нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями, составили приблизительно 6% от общего объема. Стоит отметить, что краткосрочные долговые обязательства, выпущенные MFIs, которые составили более чем 90% выпущенного донным сектором (?22,876 миллионов), являются полностью CNB билсами, используемыми как имущественный залог в действиях монетарных властей страны.

Казначейские долговые обязательства деноминируются только в чешских кронах (2.2.2. рис.). Внутренний рынок способен свободно поглотить все ценные бумаги выпущенные чешским правительством и, как министерство финансов, так и CNB не нашли необходимым их выпуск в других валютах. Поэтому они по взаимному соглашению выпускаются только в чешских кронах.

2.2.2. рис.

Распределение срока оборачиваемости государственных правительственных долговых обязательств в 2001 и 2002 годах были отмечены большой долей казначейских билсов - 43% и 42% соответственно, что в целом могло негативно сказаться на экономической стабильности (2.2.3. рис. и 2.2.4. рис.). Но к 2004 году их доля уменьшалась до 37% (2.2.5. рис.).

2.2.3. рис.

2.2.4. рис.

2.2.5. рис.

14% - долговых обязательств выпушены государством в национальной валюте с первоначальным сроком обращения от одного до пяти лет.

Долговые обязательства со сроком обращения от пяти до десяти лет составили 23% от общего количества.

21% составили долговые обязательства с первоначальным сроком обращения от десяти лет и больше (2.2.4. рис.).

Официальное сообщение министерства финансов указало на временную цель реструктурирования срока обращения портфеля правительственных долговых обязательств. Цель состоит в том, чтобы финансировать одну треть рыночного долга казначейскими билсами и две трети с помощью казначейских бондов со средним сроком оборачиваемости. Одновременно министерство финансов приложило усилия к увеличению средней продолжительности портфеля от трех до четырех лет.

Первичная рыночная деятельность значительно увеличилась от общей стоимости общего выпуска в номинальном значении ?44,914 миллионов в 2000 году до ?73,287 миллионов в 2002 году (2.2.6. рис.). Этот рост главным образом обуславливался увеличением объема выпуска MFI, и в специальных выпусках CNB билсов (то есть краткосрочные долговые обязательства, выпущенные CNB для действий монетарной политики), чье количество на первичном рынке удвоилось за период с 2000 по 2002 год.

2.2.6. рис.

Поскольку общая сумма выпусков брутто бондов других двух секторов оставалась более или менее устойчивой, это также увеличило относительную долю MFI деятельности на всем первичном рынке.

Также с 2000 года стало заметно постепенное изменение в соотношении объема выпуска правительственных краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств. В 2000 году объем выпуска долгосрочных правительственных бондов составлял 9% от общего количества, в то время как в 2002 году эта пропорция увеличился до 20%. При этом правительство играет доминирующую роль на Чешском первичном рынке в долгосрочных долговых обязательствах, составляя больше чем 80% от всего рынка в 2001 и 2002 годах.

Ежедневное среднее количество оборота бондов на вторичном рынке уменьшилось с ?922.98 миллионов в 2000 году, до ?871.12 миллионов в 2002. В результате существенно снизилась активность на рынке краткосрочных долговых обязательств. Хотя нужно отметить, что средний объем сделок долгосрочных долговых обязательств удвоился с 2000 по 2001 год, и немного упал в 2002 году.

Также как и на первичном рынке, правительство играет ведущую роль на вторичном рынке долгосрочных долговых обязательств. Почти 90% от всех сделок в 2001 и 2002 годах были вовлечены правительственные долговые обязательства. Однако, на вторичном рынке среди сделок с краткосрочными долговыми обязательствами, ежедневная средняя величина CNB билсов значительно больше, чем величина сделок Казначейских билсов. Это показывает, что сектор государственного управления и сектор MFI имеют более или менее равные доли на вторичном рынке (в торговле ценных бумаг оба сектора колеблются приблизительно в районе 45% от всего бондового оборота).

Доля торговли бондами и билсами на вторичном рынке, выпущенными нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями была почти незначительной (меньше чем 3%) в течение периода с 2000 по 2002 год.

Общая сумма выпущенных бондов составила на начало 2003 года - ?41,956 миллионов. Из них на долю правительства приходится - ?16,782.4 миллионов.

Бонды со сроком от одного года до 5 лет - ?5,873.84 миллионов.

Бонды со сроком от пяти до десяти лет - ?9,649.88 миллионов.

Бонды со сроком более десяти лет - ?8,810.76 миллионов.

Анализируя последние данные на начало 2004 года, ситуация на бондовом рынке координально не изменилась. Общая сумма выпущенных долговых обязательства в Чехии к концу 2003 года составила ?45,146 миллионов, составляя 56 % от ВВП (это на 1% меньше, чем в предыдущем году) (2.2.1. рис.). Почти 50% от общей суммы выпущенных бондов (?21,602 миллиона) пришлось на Центральный Банк (CNB - билсы), используемых в качестве обеспечения в монетарных операциях по repo.

Несмотря, на особенность бондового рынка Чешской республики (выпуск бондов только в национальной валюте), в 2003 году они впервые начали выпускать бонды деноминированные в евро (2.2.2. рис.), что показывает некоторое перенасыщение бондового рынка в национальное валюте и слабое соотношение по активности между первичным и вторичном бондовым рынком.

Что касается долгосрочных бондов, то правительство играет в этом сегменте бондового рынка доминирующую роль. Из всей суммы в ?17,188 миллионов долгосрочных бондов, почти 70% (?11,510 миллионов) приходится на правительственный сектор. При этом большинство всех эмиссий были деноминированны в национальной валюте - кроне, поскольку все Казначейские бонды и билсы, а также билсы Центрального Банка были деноминированны только в чешской кроне.

Активность на первичном рынке за последние годы резко колебалась. Общая сумма всех выпущенных долговых обязательств составила к концу 2003 года ?62,027 миллионов по сравнению с ?72,246 миллионов в 2002 году и ?47,867 миллионов в 2001 году. Краткосрочные долговые обязательства составили более чем 90% от выпусков.

Активность на вторичном бондовом рынке Чехии снизилась за последние годы. Ежедневный средний объем торгов упал с ?798 миллионов в 2001 году до ?463 миллиона в 2003 году. На вторичном рынке долгосрочных бондов ежедневный средний объем транзакций упал с ?142 миллионов в 2002 году до ?142 миллионов в 2003 году.

Все чешские Казначейские бонды выпускаются с помощью аукционов. Для выпуска бондов другими правительственными учреждениями, также возможны альтернативные методы. Поскольку относительная доля этих выпусков является довольно маленькой, аукцион - доминирующий метод, на котором обычно продается 90% правительственных долговых обязательств. Аукцион также единственный метод, используемый для того, чтобы продавать краткосрочные долговые обязательства.

Аукционы по Казначейским бондам и билсам проводятся регулярно. Обычно существуют три аукциона по Казначейским билсам и один или два по Казначейским бондам в месяц.

Торговля краткосрочными долговыми обязательствами проводится внебиржевым способом. Торговля долгосрочными долговыми обязательствами проводится через специализированную систему Пражской Фондовой Биржи (PSE).

При выпуске бондов правительство проводит аукционы через первичных дилеров. Аукционы проходят электронным методом через Bloomberg Bond Trading System. Внеконкурсные предложения по ценам на покупку бондов разрешаются при проведении аукционов.

Аукционы казначейских билсов проводятся Чешским Национальным Банком электронным методом через первичных дилеров. Существуют несколько групп первичных дилеров, участвующих в аукционах по казначейским билсам и бондам. Первичные дилеры имеют эксклюзивный доступ к аукционам.

Ответственность за ликвидность на вторичном рынке несут первичные дилеры. От них требуется обеспечение ежедневных котировок. Министерство Финансов не проводит интервенций на вторичном бондовом рынке.

Долг Чехии (Казначейские билсы, Казначейские бонды и евробонды) достиг номинальной стоимости в 571,38 миллиардов чешских крон к началу 2005 года[4]. Доля краткосрочного рыночного долга (до одного года) составила 25,82%. Доля казначейских билсов в рыночном долге составила 21,97%.

Чешскую экономику можно назвать как одну из самых низко инфляционных, что явилось результатом позитивного воздействия монетарной политики, имеющей своей целью поддержания инфляции не выше установленной планки.

Чехия имеет бюджетный дефицит в 5.2% от ВВП и не выполняет критериев конвергенции.

Краткосрочные билсы выпускаются для погашения долгосрочных долговых обязательств. К июлю 2004 года общая сумма Казначейских билсов, выпущенных для покрытия долгосрочного долга составила 154.35 миллиардов чешских крон или ?4.9 миллиардов.

В целом можно сказать, что вторичный рынок правительственных долговых обязательств в Чехии более развит, чем на Мальте и ими в целом торгуют более активно. Ликвидность всех ключевых правительственных бондов при этом довольно высокая (узкий спрэд и высокий оборот).

При этом Казначейские бонды со сроком обращения 10 и 15 лет выглядят в этом отношении лучше других бондов, имея высокий коэффициент ликвидности. Поэтому доходности правительственных бондов как на первичном, и особенно, на вторичном рынках являются для Чехии возможным опережающим макроэкономическим индикатором, который дает теоретически возможность прогнозировать будущую экономическую ситуацию. Ниже приводится график (2.2.7. рис.) кривой доходности вторичного рынка правительственных долговых обязательств Чехии за январь 2005 года.

2.2.7. рис.

В целом этот график показывает нам, что спрэд (разница) между краткосрочными билсам на 13 недель и долгосрочными бондами на 14 лет составляет 2%, что дает теоретическое основание говорить о позитивной динамике экономического роста Чехии на ближайшие шесть кварталов. Плавная форма кривой от низшей процентной точки до самой последней говорит, что развитие экономики будет ровным.

Долговой рынок Чехии выполняет критерий пропорции долга к ВВП. Общий правительственный дефицит составил в 2003 году 12.6% от ВВП. Как видим, Чехия не выполняет критерий по бюджетной позиции. Уровень долгосрочной процентной ставки с марта 2003 года по август 2004 года составил в среднем 4.7%, что соответствует Маастрихтскому критерию.

Кроме того, нужно отметить, что чешская крона не является участником ERM II и является плавающей (управляемой) валютой посредством интервенций со стороны центрального банка, что дает возможность увеличивать выпуск правительственных долговых обязательств без заметного увеличения роста инфляции.

Средний уровень инфляции за год к августу 2004 года составил 1.8%, что также соответствует критерию по ценовой стабильности. Чешскую экономику можно назвать как одну из самых низко инфляционных, что явилось результатом позитивного воздействия монетарной политики, имеющей своей целью поддержания инфляции не выше установленной планки. В целом нужно отметить снижающийся тренд в уровне инфляции в Чехии за последние годы с ростом во второй половине 2004 года, связанным с ростом цен на нефть и продукты питания.

2.3. Венгрия

Венгрия (Чехия и Польша) является одной из трех ведущих экономик новых членов Европейского Союза. Венгерский рынок долговых обязательств является сегодня довольно успешным и имеет одну из самых высоких ликвидностей из новых стран-членов ЕС. На сегодня, Венгерское правительство выпускает бонды с пятью сроками обращения: два года, три года, пять лет, десять лет и пятнадцать лет. Первый аукцион по двухлетним и трехлетним бондам был проведен в 1996 году. Первые пятнадцатилетние бонды были выпущены в ноябре 2001 года.

Эмиссия правительственных бондов осуществляется через первичную дилерскую систему, которая была основана в январе 1996 года и проводится для финансирования бюджетного дефицита. Первичная дилерская система призвана снизить финансовые издержки при эмиссии бондов через рыночный механизм и облегчить расширение и прозрачность вторичного рынка бондов. Основная задача первичных дилеров - торговля крупными объемами правительственных бондов с крупными инвесторами и обеспечение ликвидности и прозрачности вторичного рынка бондов.

Обычный объем аукционных торгов составляет 15-25 миллиардов венгерских форинтов (?50-90 миллионов). Общий эмиссионный размер составляет обычно 100 - 150 миллиардов форинтов (?350-550 миллионов). Торговый оборот обычного дня составляет в среднем около 85 миллиардов форинтов (?300 миллионов).

Объем бондового рынка Венгрии в конце 2000 года превысил ?30,619 миллионов, что составило 62% от ВВП (2.3.1. рис.) [2]53. Две трети от общей суммы долговых обязательств были выпущены центральным правительством, а остальные - почти одна треть от общего количества, были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями (главным образом Национальным Банком Венгрии). Доля нефинансовых и не денежно-кредитных финансовых корпораций составила меньшую часть - 3% от общего количества.

2.3.1. рис.

85% долговых обязательств, выпущенных центральным правительством деноминированы в национальной валюте (HUF) и 11% в евро (2.3.2. рис.). Оставшаяся часть от выпуска правительственных бондов была деноминирована в других валютах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6