скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Банкротство кредитных организаций скачать рефераты

Как видно из приведенной таблицы, среди разнообразных подходов к оценке отсутствует сравнительный подход. Это объясняется тем, что развитие банковской системы России после распада СССР пошло своеобразным путем. Были созданы банки, которые по объему капитала, наличие разветвленной сети на местах, наличием среди клиентуры физических лиц и крупных корпораций резко отличались друг от друга. Поэтому применение сравнительного подхода при оценке стоимости, то есть сравнение совокупных методов оценки основанных на сравнении объекта с аналогичными объектами практически в условиях РФ оказалось невозможным.

Согласно п.5 ст. 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия, выставленного на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основе рыночной стоимости.

Указанное общее правило, по-нашему мнению, нуждается в уточнении в том случае, когда речь идет о кредитных организациях. Практика показала, что начальная цена продажи имущества кредитных организаций при банкротстве далеко не во всех случаях может осуществляться на основе рыночной стоимости. В связи с изложенным, считаем необходимым дополнить соответствующее положение Закона о банкротстве кредитных организаций нормой, согласно которой первоначальная цена может определяться на основе ликвидационной стоимости. Антикризисные управляющие должны разбираться в основных методах и подходах к оценке стоимости банка, знать законодательную базу в области оценочной деятельности для осуществления эффективного руководства банком в условиях кризисной экономики.

Трудно сравнивать банки в разных странах., так как банковский бизнес очень сильно зависит от индивидуальных рисков в каждой стране (от денежной политики, государственного регулирования финансового рынка, качества мониторинга со стороны регулирующих органов, роста экономики).

Хорошим показателем того, насколько дорого оценивает потенциальный собственник стоимость банка, является отношение суммарной рыночной стоимости акций банка к балансовой стоимости капитала банка (так называемое Р/ВV ratio)

Например, рыночная стоимость американских и европейских банков в 2,5 -- 3,5 раза превышает их балансовую стоимость. А за бразильские банки инвесторы готовы заплатить около 80% их балансовой стоимости. Рыночная стоимость Сбербанка составляет только 40% от его собственного капитала, показанного в балансе. Главной причиной столь значительного различия в ожиданиях инвесторов как раз является высокий страновой риск России, который включает опасения серьезных политических и экономических потрясений.

Индивидуальные риски банка. Чаще всего реальный уровень риска и качество активов банка неизвестны никому, кроме руководства данного банка. Этот факт вытекает из самой природы банковского бизнеса, т.к. банк фактически аккумулирует информацию о заемщиках и генерирует прибыль за счет принятия на себя кредитных и прочих рисков. Бухгалтерская отчетность позволяет грубо оценивать уровень рисков на основании доли просроченных кредитов, достаточности капитала или концентрации риска на одного заемщика. Однако только сохранение устойчивых денежных доходов, несмотря на изменения внешней среды, отражает низкие индивидуальные риски банка.

Риски, влияющие на стоимость банка в России. Главное препятствие для оценки российских банков -- непрозрачность банковского бизнеса. В результате невозможно оценить правильность стратегии руководства банка и выделить направление бизнеса, которые увеличивают стоимость банка. Важным моментом является отсутствие информации о сделках с банковским капиталом, в частности о слияниях и поглощениях. Это не позволяет использовать рыночные соотношения для оценки стоимости банков.

Другой усложняющий фактор -- невозможность выделить стоимость именно банковского бизнеса для многих банков, обслуживающих ФПГ. Высокая концентрация бизнеса и рисков со связанными материнскими структурами в этом случае рассматривается как фактор, снижающий ценность банка. «Оценка рыночной стоимости банка», Андрей Иванов, банковский аналитик ИК «Тройка Диалог»

При расчете стоимости российского банка будут заложены значительные риски, связанные со слабым развитием юридической инфраструктуры в России, в частности, проблемы защиты прав кредиторов и мелких акционеров. Юридические риски особенно опасны, так как они не поддаются хеджированию.

Банки-аналоги, находящиеся на стадии временного управления, как правило, исключены из листинга бирж, котировки не публикуются, отчетность задерживается, часто составляется искаженная отчетность. Возникает вопрос: учитывать ли при расчете мультипликаторов мораторную задолженность? Использование в качестве аналогов нормально действующих банков требует дополнительных корректировок и ведет к искажению реальной стоимости.

Оценка стоимости банка-должника с использованием доходного подхода осуществляется не по ретроспективным данным и финансовому анализу, а на основе плана временного управления и финансовых планов специальных служб банка.

Зачастую таких планов нет или они составлены с ошибками, поэтому оценщику приходится самому составлять план, учитывающий привлечение финансовых ресурсов, взаимоотношения с кредиторами, программу дальнейших действий, и план вывода банка из кризиса.

При расчете ставки дисконтирования необходимо учесть риски, не свойственные другим банкам, связанные с повышенным риском банкротства, учесть поведение кредиторов. Часто встречаются признаки искусственного банкротства, когда у банка имеются дорогостоящие активы или неиспользуемый потенциал, которые кредиторы пытаются приобрести за стоимость долгов банка. В этом случае, как правило, рыночная стоимость банка ориентирована не на результаты текущей финансовой деятельности, а на стоимость наиболее значимых возможностей.

При определении стоимости банка-должника в рамках затратного подхода важно внимательно изучать нормативную базу и, возможно, консультироваться с юристом. Зачастую сроки окончания временного управления составляют один -- два месяца, что намного меньше нормального срока экспозиции по активам. Необходимо учитывать это обстоятельство при определении стоимости активов.

Оценка банка-должника часто проводится в соответствии со ст. 11О Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Результаты расчетов в рамках всех используемых подходов и методов должны быть сопоставимы (учет мораторной задолженности).

Отдельная проблема -- оценка прав требований банка-должника.

Применение итоговых премий и скидок должно учитывать не только нынешнюю структуру собственности, но и структуру кредиторской задолженности и взаимоотношения с кредиторами.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Сравнение основных положений Закона Австрии с Федеральным законом от 20.08.2004г. №121 ФЗ, вступившего в силу 25.11.2004г. позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время российское законодательство в значительной степени сблизилось с законодательством о банкротстве кредитных организаций европейских государств.

2. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» признает необходимость применения ряда мер по предупреждению банкротства кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства); содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных организаций; при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры конкурсного производства.

3. В новой редакции федерального закона от 25.02.1999 г. (от 20 августа 2004 г. №121) проявляется тенденция к повышению роли ЦБ РФ именно в аспекте антикризисного управления, когда еще могут применяться меры, направленные на восстановление платежеспособности, и только если ЦБ РФ не удастся способствовать выходу кредитной организации из кризиса, приходит очередь арбитражного суда, который при соблюдении ряда условий вправе объявить кредитную организацию банкротом и начать конкурсное производство.

Под усилением роли ЦБ имеется в виду его функции контролирующего органа. Согласно ст. 41 Закона о банкротстве банков на кредитную организацию, применительно к которой обнаружились основания, свидетельствующие о неблагополучном финансовом положении (ст. 4), возлагаются новые обязанности. Например, она должна предварительно (за 5 дней) уведомлять Банк России о заседаниях ее органов управления (собраниях участников и заседаниях директоров) с тем, чтобы Банк России имел возможность направить наблюдателя для участия в заседании.

Кроме того, кредитная организация обязана сообщать Банку России о ряде сделок после их совершения. Законом названы сделки с заинтересованными или аффилированными лицами, сделки по распоряжению имуществом свыше 1 процента балансовой стоимости имущества кредитной организации (но в любом случае свыше 15 миллионов рублей), сделки, связанные с созданием юридических лиц или приобретением прав участия в действующих юридических лицах (подп. 2 п. 1.ст.41 Закона).

4. Положительным является то обстоятельство, что ФЗ от 20.08.2004 г. №121-ФЗ устанавливает, что лица, виновные в доведении кредитной организации до банкротства могут быть привлечены к ответственности по ее обязательствам. Это учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), руководители кредитной организации. Эти лица считаются виновными в банкротстве кредитной организации, если будет установлено, что они давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства. Дополнительно к этому руководители кредитной организации считаются виновными, если не совершили тех действий, которые они обязаны были совершить в соответствии с Законом для предотвращения банкротства кредитной организации.

Также в дополнение к имущественной ответственности введены ограничения для виновных лиц в виде запрета на приобретение долей участия в иной кредитной организации свыше 5 процентов в течение 10 лет (это последствие для учредителей (участников) кредитной организации), а также возможность лишения права занимать руководящие должности (для руководителей и членов совета директоров кредитной организации).

5. Позицию законодателя по исключению процедуры наблюдения следует считать оправданной, поскольку кредитные организации находятся под надзором Банка России, и раз уж дело дошло до отзыва лицензии и банкротства, значит, попытки спасти кредитную организацию оказались безрезультатными. В обычном деле о банкротстве наблюдение требуется для того, чтобы временный управляющий оценил финансовое положение должника и предложил собранию кредиторов выбрать путь дальнейшего развития дела о банкротстве -- либо одну из процедур по восстановлению платежеспособности, либо распределение имущества должника в конкурсе среди его кредиторов.

6. В делах о банкротстве банков все процедуры по предотвращению банкротства остаются за рамками дела о несостоятельности (в качестве антикризисного управления), притом что они очень похожи на обычные процедуры банкротства (финансовое оздоровление - меры по финансовому оздоровлению; внешнее управление -- назначение временной администрации).

7. Конкурсное производство представляет собой комплекс мероприятий, имеющих системный характер. К числу элементов данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота.

8. В работе отмечается ряд новых моментов, связанных с конкурсным производством: из имущества кредитной организации - конкурсной массы исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие; также в новом Законе к перечню требований, которые удовлетворяются в первую очередь добавились требования физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета.

9. Закон в статье 5020 говорит о двух видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, - ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, - в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

В работе делается вывод о том, что может возникнуть «конфликт интересов» в случае, когда Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего и одновременно является специально созданной организацией по страхованию вкладов в банках, а для того, чтобы ее исключить целесообразно было бы создать другое Агентство и разделить между ними функции страховщика и конкурсного управляющего.

10. По вопросам инвентаризации и оценки имущества кредитной организации, срок в 6 месяцев представляется для этих мероприятий излишне длительным. Например, если банк обладает в большей части однородным имуществом (ценные бумаги), инвентаризация может произойти в течение одного месяца. Чем раньше она завершится, тем быстрее управляющий перейдет к продаже конкурсной массы. А правило, указанное выше, дает ему возможность ждать еще пять месяцев. То же самое касается оценки. Совершенно не обязательно заказывать оценку у одного и того же оценщика, рынок оценочных услуг в настоящее время в России достаточно развит, и если одновременно привлечь несколько оценщиков, общий срок на оценку также составит не более одного-двух месяцев. Инвентаризацию и оценку имущества кредитной организации необходимо проводить в максимально сжатые, но при этом разумные сроки, но в любом случае не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом.

11. Принимая во внимание особенности банкротства кредитных организаций, представляется необходимым внести дополнения в ФЗ «О банкротстве кредитных организаций», согласно которым первоначальная цена продажи имущества при конкурсном производстве может определяться на основе ликвидационной (а не рыночной) стоимости, независимо от ограниченного срока экспозиции.

12. Процедуры банкротства кредитных организаций в РФ имеют следующие особенности:

- до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) предусматривается ряд мер, направленных на восстановление платежеспособности кредитных организаций (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация);

- применяется только процедура конкурсного производства- не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» ;

- очередность удовлетворения требований кредиторов;

- наличие двух видов конкурсных управляющих (арбитражные управляющие. аккредитованные при ЦБ РФ, и Агентство по страхованию вкладов.

Библиография

Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02 г. №86-ФЗ.

Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. №395-1.

Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации от 20.05.04 г. №121-ФЗ.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. №40-ФЗ.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. №135-ФЗ.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности

утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. №519.

Международные Стандарты Оценки 2001 (МСО, 2001), принятые Международным Комитетом по Стандартам Оценки 26 июля 2001 г.

Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. ЦБ РФ 26.11.2003 №241-П)

Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 10.02.2003 №215-П).

Указание ЦБ РФ от 14.04.2003 № 1270-У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп».

11. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2001.

12. Антикризисное управление. В 2-х томах. Под ред. Г.К. Таля. М., «Инфра-М», 2004.

13. Банки. // Компания (Москва). - 23.06.2003. - 024. - С.50-51.

14..Белых В.С., Дубинич А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М.: Норма, 2001.

15.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

16.Васильева В. Банки не могут быть восстановлены в процессе банкротства. // Коммерсантъ (Москва). 10.02.2003. - 022-п. - С.20.

17.Максютов А.А. Основы банковского дела. - М.: Бератор-Пресс, 2003.

18.Мартынов П. Антикризисный менеджмент банков - реакция на неизбежное или попытка изменить настоящее. // Вестник НАУФОР (Москва). - 26.06.2003. - 006. - С.37-42.

19.Мельникова Е.И. Этапы развития финансов в России // Финансовый бизнес (Москва). - 24.03.2003. -002. -. С.49-56.

20.Морозов Н. Бедные, бедные банки. // Комсомольская правда (Москва). - 06.02.2003. - 022. - С.15.

21.Нейман Е.И. Некоторые вопросы оценки рыночной стоимости предприятий и анализ рисков в современных условиях // Вопросы оценки, 2000, №2.

22.Никифоров С. Банки хотят больше либерализации в регулировании их деятельности. // Континент Сибирь (Новосибирск). - 07.02.2003. -004.

23.Нильс Иогансен Пифагоровы карманы // Итоги (Москва). - 24.06.2003. - 025. - С.28-30.

24.Оценка бизнеса: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 1998.

25.Оценка экономических процессов в России // Коринф (Москва). - 21.05.2003. - 022. - С.21.

26.Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности предпринимателей. - СПб. Лань, 2001.

27.Псарев К.А. Многофакторная модель комплексной оценки предприятия // Экономика строительства, 2001, №1.

28.Ревуцкий Л.Д. Еще один методологический подход к оценке стартовой рыночной стоимости предприятия // Вопросы оценки, 2002, №1

29.Решоткин К.А. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

30.Рожнов К,В. Оценка действующего предприятия: внутренний аспект // Вопросы оценки, 2002, №2.

31.Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

32. Таль Г.К. ,Григорьев В.В., Юн Г.Б. Арбитражное управление предприятием: Практическое пособие. М.: Дело,2000.

33.Таль Г.К. ,Зенкин И.В. Банкротство коммерческих организаций: Правовые аспекты : Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2000.

34. Таль Г.К., Гусев В.И., Юн Г.Б. Организация и функционирование фирм по антикризисному управлению предприятиями. М.: Гильдия специалистов по антикризисному управлению, 2000.

35.Тетюкина М.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов / отв. ред. А.Ю. Кабалкин. - М, 1998.

36.Тосунян Г., Викулин А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. - М.: Дело, 2002

37.Щербакова О.Н. Методы оценки и управления стоимости компаний, основанные на экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент, 2003. №3.

38. Банковские новости // Финансы и кредит (Москва). -16.06.2003. - 012. - С.79-94. - С.1, 39. Богданова С. О политике государства в развитии банковской системы России // Банковское дело (Москва). - 22.04.2003. - 004. - С.38-42.

40.Васильева В. Частным вкладчикам пропишут государственную ликвидацию. // Коммерсантъ (Москва). - 10.02.2003. - 022-п. - С.20.

41.Величенков А. Банковская реформа: оставьте ножницы в покое. // Российская Бизнес-газета (Москва). - 26.02.2003. - 007. - С.3.

42.Вот новый поворот // Денежка (приложение к журналу Спрос) (Москва). - 07.04.2003. -004. - С.58-59.

43.Габов А., Федорчук Д. Реорганизация акционерных обществ // Журнал для акционеров (Москва). -29.04.2003. - 004. - С.29-37.

44.Грузицкий Ю.Л. Первая банковская реформа в России // Финансы и кредит (Москва). - 02.06.2003. - 011. - С. 55-64.

45.Деньги: как сохранить и приумножить. // Аргументы и факты (Москва). - 28.05.2003. - 022. - С.8.

46.Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития. // Обозрение. Финансовые рынки (Москва). - 29.04.2003. - 004. С.139-171.

47. Евстигнеев Р.Н. Десять лет экономических реформ в странах центральной и восточной Европы. // Россия и современный мир (Москва). - 30.06.2003. - 002. С.68-83.

48.Егерев И.А. Факторы управления стоимостью: выявление и анализ // Вопросы оценки, 2002, №3.

49. Егоров А.Последние изменения российского законодательства о банкротстве банков. // Хозяйство и право. 2005. №№1,2.

50.Зиновьева М. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы. // Право и экономика (Москва). - 24.04.2003. -004. -С.10-18.

51.Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2003.

52.Скрипко В.П. Где ты, финансовое здоровье? // Экономическая газета (Москва). - 07.06.2003. -022. - С.2.

53.Смирнов Е. Банки будут банкротить иначе // Банковское обозрение (Москва). -20.01.2003. - 001. - С.24-27.

54.Современное состояние финансовых институтов России // Общество и экономика (Москва). - 31.03.2003. - 003. -. С.3-79.

55.Сысоев В. Центробанк против частных ликвидаторов. // Газета (Москва) - 20.06.2003. -108. - С.7.

56.Тарачев В.А. Кредитные риски и развитие банковской системы. // Деньги и кредит (Москва). - 30.06.2003. -6. -С. 25-27.

57.Турбанов А.В. Концептуальные основы российской системы страхования банковских вкладов граждан // Право и политика (Москва). - 26.05.2003. - 005. - С.68-70.

58.Шабалина Л. Как впрячь банки в устойчивый рост экономики. // Экономика и время (Санкт-Петербург). - 09.06.2003. -.021

59.Шапкин А. С. Управление кредитным рисков. // Управление риском (Москва). -30.06.2003. -002. - С. 59-63.

60.Шинкаренко П. Чему учат финансовые кризисы? // Проблемы теории и практики управления (Москва). - 28.03.2003. - 002. - С.118-121.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7