скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества (ОАО "Монтаж-Сервис") скачать рефераты

Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели:

1. рентабельность всего капитала;

2. рентабельность собственного капитала;

3. рентабельность финансовых вложений.

Различные показатели рентабельности представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели рентабельности

Показатели

2004

2005

2006

Абс. отклонение 2004-2006 г.г.

Рентабельность продаж, %

18,39

14,54

4,89

-13,5

Бухгалтерская рентабельность обычной деятельности, %

16,21

13,68

5,96

-10,25

Чистая рентабельность, %

16,21

13,68

5,96

-10,25

Экономическая рентабельность, %

24,37

25,37

12,84

-11,53

Рентабельность собственного

капитала, %

29,42

42,62

18,98

-10,44

Затратоотдача, %

22,54

17,02

5,15

-17,37

Рентабельность перманентного

капитала, %

29,42

42,62

18,98

-10,44

По данным таблицы 6 видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так на единицу проданной продукции, приходится 4,89% прибыли что на 13,5% меньше чем в 2004 г. И только 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов - на 10,25% меньше чем в 2004 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53%. Так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2004 г. - 29,42%. На 1 рубль затрат приходится 5,15% прибыли от продаж. Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.

Большое значение для организации имеет то, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов. Потому что у разных организаций неодинаковы повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных ее элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности.

Для повышения рентабельности собственного капитала необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот - небольшая прибыль, но зато почти без риска. Одним из показателей рискованности бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. Его низкое значение говорит о том, что доля собственного капитала в меньшей степени увеличивается за счет повышения коэффициента финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.

Вторая особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель в формуле рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель, то есть прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары за истекший период. Знаменатель, т.е. стоимость собственного капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая существенно отличается от текущей оценки.

И наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Снижение рентабельности собственного капитала нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предполагается окупаемость затрат в дальнейшем [28. C. 127-135].

Связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов (прибыль/убыток) отражает важное значение феномена задолженности.

Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.

На анализируемом предприятии деятельность финансируется только за счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю.

В таблице 7 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала.

Таблица 7 - Влияние коэффициента экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала

Показатели

2004

2005

2006

Абс. отклонение 2004-2006

Прибыль от продаж, тыс. руб.

22730

43051

12028

-10702

Проценты, тыс. руб.

0

0

0

0

Налог на прибыль, тыс. руб.

6819

12915

3608

-3211

Чистая прибыль, тыс. руб.

15911

30136

8420

-7491

Рентабельность собственного

капитала, %

26,01

31,72

10,92

-15,09

По данным таблицы 7 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ОАО Монтаж-Сервис испытывает финансовые затруднения по причине недостатка собственных источников формирования капитала.

Для улучшения финансового состояния и совершенствования учета собственного капитала анализируемого предприятия разработаны следующие рекомендации:

· увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий;

· создать резервный фонд;

· усовершенствовать учет собственного капитала;

· чаще и в большем объеме использовать собственные финансовые ресурсы в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

· использовать собственный капитал предприятия для осуществления инвестиционных проектов с целью получения максимальной прибыли;

· совершенствовать бухгалтерскую отчетность общества в целях возможности ее использования для финансового анализа всеми участниками рынка.

Заключение

В ходе проведенного исследования было выявлено, что собственный капитал предприятия представлен:

· уставным фондом, который представляет собой первоначальную сумму собственного капитала, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности;

· резервным фондом - зарезервированная часть собственного капитала, предназначенная для внутреннего страхования его деятельности;

· специальными финансовыми фондами;

· нераспределенной прибылью;

· прочими формами собственного капитала.

Управление собственным капиталом предприятия связано не только с эффективным использованием уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов. Это формирование может осуществляться как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. В числе внутренних источников формирования наибольшее значение имеет операционная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, а в числе внешних - привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

Стоимость собственного капитала складывается из стоимости отдельных его элементов, таких как стоимость функционирующего собственного капитала, стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода, стоимость дополнительно привлекаемого капитала. Поэтому для осуществления эффективного управления собственным капиталом необходимо в первую очередь правильно построить механизм управления и учета отдельных, составляющих его элементов.

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на производственное развитие, составляет операционная прибыль. Основной целью управления формированием операционной прибыли является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Механизм управления различными видами операционной прибыли в большинстве случаев происходит с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».

Дивидендная политика, в свою очередь, представляет собой часть общей политики управления прибылью, которая заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями. А так как капитализируемая часть прибыли идет, как правило, на увеличение собственного капитала, то на предприятиях с низкой его долей в общей сумме капитала следует применять такой тип дивидендной политики, который предусматривает минимизацию дивидендов. И, наоборот, если предприятие обеспечено собственным капиталом в полном объеме, то возможно использование агрессивного подхода при выборе типа дивидендной политики.

Эмиссионная политика также является частью общей политики предприятия по формированию собственных финансовых ресурсов. Она осуществляется путем выпуска и размещения на фондовом рынке своих акций.

Анализ управления собственным капиталом на предприятии показал, что еще существуют некоторые проблемы, связанные с этим процессом на российских предприятиях. В результате анализа был разработан ряд рекомендаций, практическое применение которых может благоприятно отразиться на структуре собственного капитала.

Список используемых источников

1 Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2001. - 592с.

2 Новодворский В. Д. «Об акционерном обществе, его уставном и резервном капитале»./Бухгалтерский учет, 1999. №11. - с. 3-21.

3 Е. Е. Румянцева. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 422с.

4 Джонатан Сазерленд, Дайан Кэнуэлл. Бухгалтерский учет и финансы. Ключевые понятия. - М.: ЭРА, 2004. - 216с.

5 Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов. Финансы и кредит. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 116с.

6 Остапенко В. В. Финансы предприятий: Учебное пособие для ВУЗов. Изд. 2-е, испр.и доп. - М.: 2004. - 304с.

7 Основной капитал и оборотные материальные активы. Учебное пособие/Под ред. В. Ф. Палий, С-Пб.: 2003. - 290с.

8 Р. З. Яблукова. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 121с.

9 Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 1999. - 656с.

10 А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. Финансы организаций (предприятий). - М.: Финансы и статистика, 2004. - 396с.

11 Большаков С. В. Финансы предприятий: собственный капитал. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 144с.

12 В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. Финансы предприятий. Учебник. - М.: изд-во ЭРА, 2004. - 418с.

13 Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. д. э. н., проф., А. М. Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 284с.

14 Юджин Бригхем, Луис Гапенски. Финансовый менеджмент. Т. 1. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 396с.

15 Табурчак П. П., Викуленко А. Е., Овчинникова Л. А. и др. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - С-Пб.: 2002. - 159с.

16 Е. Н. Миллер. Финансы, экономика, бизнес. Учебник. - С-Пб.: 2001 - 338с.

17 Ануфриев В. Е. Учет капитала предприятия/Бухгалтерский учет. 2001. №5. - с. 5-13.

18 Тютюкина Е. Б. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 252с.

19 И. Л. Юрзинова, В. Н. Незамайкин. Финансы организаций: менеджмент и анализ. - М.: «Перспектива», 2004. - 267с.

20 Р. Г. Попова, И. Н. Самонова, И. И. Добросердова. Управление финансами (финансы предприятий). Учебник. - М.: изд-во «Финансы и статистика», 2004. - 224с.

21 А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. Учебное пособие. - М.: «Перспектива», 2004. - 268с.

22 Финансы предприятий. Учебник для ВУЗов/Под ред. Н. В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 316с.

23 Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет. - М.: Пресс. 2001. - 247с.

24 Ю. А. Арутюнов. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - С-Пб., 2003. - 285с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7