скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ состояния фондового рынка Украины и тенденции его развития. скачать рефераты

При наличии чётко выраженного предшествующего тренда часто можно обнаружить разворотные фигуры, наличие которых сигнализирует о вероятном изменении основного направления действующего тренда. Одной из наиболее известных таких фигур является показанная на рисунке 1.2.2.7. фигура «голова-плечи» [15, стр. 87].

Таким образом, существуют различные методы и системы анализа фондового рынка и среди них особое место занимают фундаментальный и технический анализы. Считается, что эти методы наиболее адекватно описывают сложившуюся на рынке ситуацию и позволяют сделать наиболее точный вариант прогноза, хотя при этом много зависит от квалификации аналитика, используемых инструментов. Результаты прогноза, полученного любыми методами, не имеют абсолютного характера, имеют вероятностный характер.

Для успешной работы на финансовых рынках необходимо постоянно выполнять текущий и перспективный анализ ситуации на рынках, необходимо владеть надёжными методами анализа различных инструментов и прогнозирования изменения их цен и доходности.

1.3 Нормативно-правовое регулирование фондового рынка

Одним из ключевых факторов эффективного развития рынка ценных бумаг в Украине является формирование прогрессивной нормативно-правовой базы, которая регулировала бы правоотношения, которые возникают на нем. При этом необходимо учитывать, что даже в странах с развитой рыночной экономикой, при наличии огромного, накопленного десятками и сотнями лет практического опыта в сфере выпуска и обращения фондовых ценностей, высокой правовой культуры, эффективного механизма разработки, обсуждения и принятия законодательных актов, постоянного общественного внимания к этим процессам, значительных интеллектуальных усилий юристов и экономистов, не всегда удается сразу установить эффективное правовое регулирование тех или иных отношений, связанных с рынком ценных бумаг. Поэтому принятые законодательные акты очень часто требуют уточнения или использования развитой системы подзаконного регулирования. [16, стр. 134]

В нашей стране, при условиях полного забвения собственного опыта в области фондовых операций, крайнего недостатка информации о механизмах их регулирования в других странах, несовершенства процедуры принятия законодательных решений и порядка обретения ими юридической силы, возможности разработки высококачественных нормативных документов существенным образом снижаются.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Украине сегодня может осуществляться как государственными органами, так и саморегулирующими организациями участников фондового рынка. В первом случае речь идет про государственно-правовое, а во втором -- про институциональное регулирование процессов, которые происходят на фондовом рынке.

Основополагающими элементами системы государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг является законодательное и подзаконное регулирования отношений, которые возникают по поводу ценных бумаг.

К группе законодательных актов первого поколения, которыми сегодня регулируются отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", "О хозяйственных обществах", "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", "О приватизационных бумагах", "О банках и банковской деятельности" и др.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Другие государственные органы осуществляют контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг в пределах своих полномочий, определенных действующим законодательством.

С целью координации деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг создается Координационный совет.

В состав Координационного совета входят руководители государственных органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль или другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка. Состав и Положение о Координационном совете утверждает Президент Украины по предоставлению Главы Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка.

Нормативными актами органов государственной исполнительной власти, в частности, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерства финансов Украины, Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины, а также Национального банка Украины, в основном реализуются делегированные законодательством полномочия относительно регулирования фондового рынка.

Соответственно Закону Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" основные функции по формированию и обеспечению реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования фондового рынка в Украине, содействию адаптации украинского фондового рынка к международным стандартам, координации деятельности центральных органов государственной исполнительной власти по вопросам регулирования обращения ценных бумаг в Украине выполняет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Другим государственным органам предоставлены полномочия осуществлять государственный контроль на фондовом рынке в границах компетенции, определенной действующим законодательством. Кроме того, определенные полномочия в сфере регулирования и контроля над фондовым рынком предоставлены фондовым биржам и саморегулирующим организациям участников фондового рынка.

Вместе с законами Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", "О хозяйственных обществах", "О банках и банковской деятельности", Положением об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утвержденным соответствующим Указом Президента Украины, Законом Украины "Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине" Постановление Кабмина «Основные направления развития фондового рынка Украины в 2006-2010 г.» составляют на сегодня основную законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг в Украине. [14, стр. 140]

1.3.1Фондовая биржа

В соответствии с Законом Украины « О ценных бумагах и фондовом рынке» фондовая биржа - организационно оформленный , постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами.

Иными словами, фондовая биржа - организатор торговли ценными бумагами.

Деятельность по организации торговли на фондовом рынке - деятельность профессионального участника фондового рынка (организатора торговли) по созданию организационных, технологических, информационных, правовых и других условий для сбора и распространения информации относительно спроса и предложений, проведения регулярных торгов финансовыми инструментами по установленным правилам, централизованного заключения и выполнения договоров относительно финансовых инструментов, в том числе осуществления клиринга и расчетов по ним, и решения споров между членами организатора торговли.

Также биржа - это, прежде всего, место, где находят друг друга покупатель и продавец ценных бумаг, где цены на последние определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, то есть это определенным образом организованный фондовый рынок. Фондовая биржа, объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одном помещении, создает условия для повышения ликвидности рынка в целом.

Фондовая биржа - акционерное общество, которое сосредоточивает спрос и предложение ценных бумаг, способствует формированию их биржевого курса и осуществляет свою деятельность в соответствии с этим Законом, другими актами законодательства Украины, устава и правил фондовой биржи [1].

Для осуществления своей деятельности фондовые биржи должны поддерживать собственный капитал в размере, не меньше чем 3 миллиона гривен, а для фондовых бирж, которые осуществляют клиринг и расчеты, - не меньше чем 6 миллионов гривен.

Фондовая биржа образуется и действует в организационно-правовой форме общества (кроме полного, коммандитного общества и общества с дополнительной ответственностью) или дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Украины, законов, которые регулируют вопрос образования, деятельности и прекращения юридических лиц, с особенностями, определенными этим Законом.

Прибыль фондовой биржи направляется на ее развитие и не подлежит распределению между ее основателями (участниками).

Фондовая биржа образуется не менее чем двадцатью основателями - торговцами ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, или их объединением, что насчитывает не менее чем двадцать торговцев ценными бумагами. Частица одного торговца ценными бумагами не может быть больше чем 5 процентов уставного капитала фондовой биржи.

Деятельность фондовой биржи как организатора торговли временно останавливается Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка в разе, когда количество ее членов стало менее чем 20, а если фондовая биржа образована в форме дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами - когда количество членов такого объединения стало меньше чем 20. Если на протяжении шести месяцев принятие новых членов не состоялось, деятельность фондовой биржи прекращается.

Членами фондовой биржи могут быть исключительно торговцы ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке и взяли на себя обязательство выполнять все правила, положения и стандарты фондовой биржи.

Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом.

В уставе фондовой биржи отмечаются наименования и местонахождение фондовой биржи, порядок управления и формирование ее органов и их компетенция, цель деятельности, основания и порядок прекращения деятельности фондовой биржи, распределения имущества фондовой биржи в случае ее ликвидации.

В уставе могут предусматриваться другие положения, которые касаются создания и деятельности фондовой биржи.

Фондовая биржа обязана обнародовать и предоставлять Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка информацию о:

1. перечень торговцев ценными бумагами, допущенных к заключению договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже;

2. перечень ценных бумаг, которые прошли процедуру листинга;

3. объем торговли ценными бумагами (количество ценных бумаг, общую стоимость заключенных договоров, курс ценных бумаг относительно каждого эмитента отдельно) за период, установленный Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка.

Правила фондовой биржи состоят из порядка:

1. организации и проведения биржевых торгов;

2. листинга та делистинга ценных бумаг;

3. допуска членов фондовой биржи и других лиц, определенных законодательством, к биржевым торгам;

4. котировка ценных бумаг и предание огласке их биржевого курса;

5. раскрытие информации о деятельности фондовой биржи и ее предания огласке;

6. решение споров между членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право принимать участие в биржевых торгах согласно с законодательством;

7. осуществление контроля за соблюдением членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право принимать участие в биржевых торгах согласно с законодательством, правил фондовой биржи;

8. наложение санкций за нарушение правил фондовой биржи.

Фондовая биржа создает организационные условия для заключения договоров с ценными бумагами путем котировки ценных бумаг на основе данных спроса и предложений, полученных от участников торгов на фондовой бирже.

В торгах на фондовой бирже имеют право принимать участие члены фондовой биржи и другие лица в соответствии с законодательством.

Торговля на фондовой бирже осуществляется по правилам фондовой биржи, которые утверждаются биржевым советом и регистрируются Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и ее соответствующие территориальные органы осуществляют контроль над выпуском и обращением ценных бумаг, за исключением приватизационных. Контроль над обращением приватизационных бумаг осуществляет Фонд государственного имущества Украины.

Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку назначаются государственные представители на фондовых биржах. Они уполномочены осуществлять контроль над сдерживанием положений устава и правил фондовой биржи и имеют право принимать участие в работе руководящих органов фондовых бирж.

Антимонопольный комитет Украины осуществляет контроль над соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции при обращении ценных бумаг. [1]

1.3.2 Внебиржевой рынок

Неотъемлемой частью бирж остаются внебиржевые организации, объединяющие брокерские и дилерские компании -- торговцев ценными бумагами. Таких примеров достаточно: NASDAQ -- в США, EASDAQ -- в Европе, РТС (Российская торговая система) -- в России, ПФТС (Внебиржевая фондовая торговая система)-- на Украине.

Значение внебиржевых рынков в различных странах определяется по-разному. В некоторых государствах торговля вне биржи не играет существенной роли, а в некоторых даже запрещена. Что касается Украины, то именно за пределами фондовых бирж осуществляется реализация основной части впервые эмитированных ценных бумаг и практически вся вторичная торговля. Технический прогресс ведет к развитию систем внебиржевой торговли, которые более дешевы, гибки и эффективны, чем биржевой механизм. Но, такие основные характеристики, как прозрачность, гарантированность и надежность уступают биржевым.

Можно сделать еще одну оговорку, так как соглашения на рынке, который считают в Украине внебиржевым по мировой практике относятся к «соглашениям по договоренности». Именно с целью уменьшить рынок «соглашений по договоренности» ГКЦБФР было утверждено Положение «О саморегулирующихся организациях фондового рынка», что обеспечит прозрачность и регулируемость рынка. Необходимость определения статуса саморегулирующихся организаций фондового рынка была вызвана также положением Концепции функционирования и развития фондового рынка на Украине о том, что «на внебиржевом рынке ценных бумаг создаются торгово-информационные системы учреждений, образованных на определенных условиях саморегулирующимися организациями…». [13, стр. 146]

Положение «Об утверждении Положения о регулировании деятельности фондовых бирж и торгово-информационных систем» определяет электронную торгово-информационную сеть (дальше - ЕТIМ) как электронную систему, что связывает торговцев ценными бумагами в разных местах и дает им возможность обмениваться котировками и заключать соглашения без каких-нибудь задержек во времени.

Торгово-информационная система (дальше - ТИС) - юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке и владеет или управляет ЕТІМ или другой системой средств, что предоставляет возможность обмена предложениями купли и продажи ценных бумаг. ТИС может использовать ЕТІМ, не зарегистрированную как субъект предпринимательской деятельности.

ЕТІМ должна включать и поддерживать:

§ процедуры и механизмы для сбора, обработки и передачи предложений, спроса и объемов котировки от торговцев ценными бумагами, которые являются участниками такой ЕТІМ;

§ записи относительно операций с ценными бумагами, которые будут содержаться на протяжении пяти лет;

§ возможность подключать новых участников к системе;

§ связь, что будет обеспечивать Комиссию данными в режиме реального времени в полном объеме;

§ процедуры и механизмы для обеспечения быстрого доступа к информации по каждому дню торговли для Комиссии и для посторонних лиц, которые желают приобрести информацию. Такая информация должна включать цены последней купли и продажи (цены закрытия), самый высокий спрос и самое низкое предложение, объем заключенных соглашений по всем ценным бумагам, которые входят в листинг системы. ЕТІМ может брать умеренную и унифицированную плату за эту информацию;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8