скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ и оптимизация себестоимости промышленного предприятия на примере ОАО "Нефтекамскшина" скачать рефераты

Тб=Зпост/МД*100%, (7)

где Зпост - постоянные затраты;

МД - маржинальный доход.

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗБ=(Вр-Вкр)/Вр*100%, (8)

где Вр - выручка от реализации;

Вкр - безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.

Зону безопасности можно найти по натуральным показателям:

ЗБ=(М-Vкр)/М*100%, (9)

где М - количество продукции в натуральных единицах;

Vкр - безубыточный объем продаж в натуральном выражении.

Используя формулы и данные таблицы 15 произведем расчет вышеперечисленных показателей за 2006 год:

П = 5163963- 2836567,2 - 1888378,1 = 439017,7.

МД = 2836567,2+ 439017,7 = 3275584,9.

Вкр,руб. = (2836567,2 * 5163963)/ 3275584,9= 4471851,14.

Vкр,т. = 2836567,2 /[427,48- (1888378,1/12080,1)]= 10460,86.

ТБ = (2836567,2/3275584,9)*100% = 86,6%.

ЗБ = [(5163963 -4471851,14) / 5163963]*100% = 13,4%.

Таблица 15

Результаты анализа затрат в системе “директ-костинг” за 2006-2008 гг.

Года

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Объем, шт.

12080,1

12413,8

10070,2

Цена, руб.

427,48

499,86

605,96

Выручка, руб.

5163963

6205159

6102166

З постоянные, руб.

2836567,2

3414018

2910478,2

З переменные, руб.

1888378,1

2258873,8

2692425,9

Прибыль, руб.

439017,7

532267,2

499261,9

МД, руб.

3275584,9

3946285,2

3409740,1

Вкр, руб.

4471851,14

5368219,34

5208672,98

Vкр, шт.

10460,86

10739,28

8595,88

ТБ, %

86,6

86,5

85,4

ЗБ, %

13,4

13,5

14,6

Аналогично произведем расчет показателей за 2007 и 2008 года.

2007 год:

П = 6205159- 3414018- 2258873,8= 532267,2.

МД = 3414018+ 532267,2= 3946285,2.

Вкр,руб. = (3414018* 6205159)/ 3946285,2= 5368219,34.

Vкр,т. = 3414018/[499,86- (2258873,8/12413,8)]= 10739,28.

ТБ = (3414018/3946285,2)*100% = 86,5%.

ЗБ = [(6205159 -5368219,34) / 6205159]*100% = 13,5%.

2008 год:

П = 6102166- 2910478,2- 2692425,9= 499261,9.

МД = 2910478,2+ 499261,9= 3409740,1.

Вкр,руб. = (2910478,2* 6102166)/ 3409740,1= 5208672,98.

Vкр,т. = 2910478,2/[605,96- (2692425,9/10070,2)]= 8595,88.

ТБ = (2910478,2/3409740,1)*100% = 85,4%.

ЗБ = [(6102166 -5208672,98) / 6102166]*100% = 14,6%.

В результате проведенного анализа выявлено, что наибольший запас финансовой прочности в 2006 году составляет 13,4%. В 2007 и 2008 годах зона безопасности составляет 13,5% и 14,6 % соответственно. Наименьший критический объем в стоимостном выражении был в 2006 году (3275584,9). Это значит, что предприятию необходимо производить и реализовывать продукцию не меньше указанного объема.

Критический объем в 2008 году в стоимостном выражении составил 3409740,1 рублей, в натуральном 8595,88 штук.

Таким образом, предприятию необходимо следить за уровнем постоянных затрат, так как они даже при нулевом объеме производства и реализации будут иметь место.

Наибольший критический объем в стоимостном выражении был в 2007 году и составил 3946285,2 рублей.

Прибыль компании будет больше, если основную часть продаж составляет высокорентабельная продукция. Соответственно увеличение доли менее рентабельных видов продукции может привести к тому, что прибыль снизится даже в случае роста объемов реализации. Поэтому то соотношение видов продукции, которого смогло достигнуть компания, можно считать одним из показателей эффективности ее продаж [36, с. 36].

Итак, после проведения внутреннего анализа себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина» различными способами, подведем итоги деятельности исследуемого предприятия.

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ. При проведении маржинального анализа определены точки безубыточности, то есть предприятие в данной точке не будет иметь ни прибыли ни убытков.

В целом анализ является необходимой составляющей учетно-аналитической системы предприятия. Как показывает практика, причина убыточности организации зачастую кроется в несбалансированности объемов продаж, доходов и расходов по основным видам деятельности, в непомерно высоком уровне управленческих расходов, несоответствующим масштабам деятельности организации, в расточительности при использовании ресурсов, применении устаревших технологий, плохом качестве продукции, неэффективности маркетинговой деятельности. Это означает, что для обеспечения прибыльной работы организации необходим обстоятельный анализ всех сторон ее деятельности, исследования зависимости финансового результата от всех воздействующих на него факторов.

Вышеизложенной позволяет сделать вывод о том, что познать экономический анализ деятельности организации можно лишь при глубоком понимании тех процессов, которые происходят на основе функционирования.

3. Оптимизация управления затратами на предприятиях шинной промышленности

3.1 Зарубежный опыт управления затратами предприятия

Влияние таких факторов, как усиление конкуренции, изменение потребительского поведения, постоянный рост цен на основные ресурсы - на развитие отдельных компаний и целых отраслей рыночной экономики -- претерпевает в последние десятилетия значительный рост, вынуждая частные компании в развитых странах все большее внимание уделять выработке новых концепций управления внутренней бизнес-средой организации и факторами, ее формирующими. В условиях, когда цены всех (или значительной их доли) ресурсов, входящих нисходящих, диктуются рынком, жизненной необходимостью становится внедрение в практику управления компаниями методов стратегического управления затратами.

Большинство российских компаний в настоящее время, в период отсутствия дефицита ресурсов и относительной стабилизации рыночных отношений, также сталкиваются с тем, что на первый план выходят проблемы управления внутренними ресурсами компании и оптимизации затрат в рамках межценовой разницы (разницы между ценами входящих ресурсов и продукции компании).

Сама идея важности управления затратами не является новой в практике управления компаниями. Финансовая результативность любой организации во многом зависит от качества анализа и управления затратами. Пристальный интерес к этому аспекту финансового менеджмента компании в развитых странах стали проявлять достаточно давно, еще в 1980-е гг., однако тогда акцент делался на снижении затрат всеми доступными компании методами, прежде всего путем снижения потребления ресурсов. Со временем, к середине 1990-хгг., стало понятно, что тотальное сокращение затрат не может быть долговременной стратегией компании, поскольку такая политика не позволяет компании развиваться желаемыми темпами и приводит к потере конкурентных преимуществ компании в среднесрочной и стратегической перспективе. Понятно, что управление затратами нельзя отождествлять с борьбой за их снижение. Политика экономии не должна стать целью компании на более или менее значимые промежутки времени, а может служить лишь краткосрочным инструментом финансовой стратегии компании.

В связи с этим в начале 1990-х гг. цели анализа затрат крупнейшими компаниями были сформулированы по-новому. В течение этого десятилетия появилось несколько концепций анализа и управления затратами, которые ставили во главу угла интересы принятия решений на долгосрочную перспективу. Часть из них можно рассматривать как преимущественно учетно-управленческие (концепции АВС и АВСМ), часть -- как маркетинговые (стратегический анализ затрат и анализ затрат по цепочке создания потребительной стоимости товара, а также целевое ценообразование и управление затратами по всему жизненному циклу продукта), некоторые можно рассматривать как идеологии организации производственного процесса (метод последовательных усовершенствований) [24, с.321].

Применение традиционных методов управления затратами, как правило, имеет своей целью их сокращение. Базовые инструменты для этого формируются в рамках конструкторского, маркетингового и бухгалтерского подходов.

Конструкторский подход представляет собой систематический поиск и устранение незначительных свойств товара/услуги, который проводится на протяжении всего жизненного цикла товара/услуги, в первую очередь на стадии предпродажной подготовки (на стадии разработки или после первого рыночного тестирования). Весьма перспективным направлением сокращения затрат является поиск таких качеств выпускаемой продукции и таких операций по ее изготовлению, которые не добавляют стоимости этому товару, но требуют дополнительных затрат.

Конструкторский подход нацелен на поиск наиболее эффективных способов использования труда, материалов и техники и может применяться не только прямыми методами контроля расхода материальных и трудовых ресурсов на выполнение конкретных заданий, но и, например, путем анализа системы документооборота и форм информационного обмена в организации.

Маркетинговый подход к сокращению затрат подразумевает реализацию ряда мер, направленных на оптимизацию затрат на упаковку, дизайн, продажу и продвижение продукции, а также на формирование конкурентной позиции организации на ее рынках. Направлениями действий в рамках маркетингового подхода могут быть: внесение изменений во внешний вид изделий; упаковка изделия в разобранном виде вместе с инструкцией по сборке; замена материалов на менее дорогостоящие, изменение отделки или способа транспортировки и др.

Бухгалтерский подход к снижению затрат исходит из необходимости и возможности экономить денежные средства и осуществляется путем выявления возможностей экономии по различным статьям затрат, как прямых, так и косвенных, а также межвременной оптимизации потоков ресурсов, в том числе денежных, и финансовых результатов.

Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью. Данный метод управленческих расчетов разработан был в 1930 году американским инженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.

Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ - костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Система "директ - костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Наиболее важные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:

- действия операционного (производственного) рычага;

- безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- запаса финансовой прочности предприятия);

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

В развитых странах последние 35-40 лет широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы: сырьё и материалы, оплата труда, переменная часть косвенных расходов. Эти затраты рассматриваются как функция величины производственной деятельности. Совершенно обоснованно считается, что постоянные расходы слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции. В соответствии с этим широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В свою очередь, постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8