Анализ и оценка предпринимательской деятельности предприятия ООО "Оберон"
Разработка маркетинговой стратегии ООО «Оберон».
Под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия. В стратегию входят следующие элементы: система целей (миссия, общеорганизационные и специфические цели); приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов; правила осуществления управленческих действий; представление о деятельности конкурентов; внутренние и внешние ограничения; курс и программа действий; ситуационные стратегии и финансовый план.
Условно организационные стратегии могут быть разделены на две группы - стратегии функционирования и стратегии развития. Нужно иметь в виду, что выработка действенной стратегии возможна лишь при наличии определенных условий: постоянное отслеживание (мониторинг) рыночной ситуации и пополнение информационной базы; наличие людей, способных разработать и реализовать стратегию на практике. Определим количество стратегических зон хозяйствования по формуле:
NСЗХ = Mпотребн. Kтехнол. Lтипклиен. Sгеографпотреб.
где NСЗХ - количество стратегических зон хозяйствования; Mпотребн. - количество потребностей; Kтехнол. - количество технологий; Lтипклиен. - количество типов клиентов; Sгеографпотреб. - количество географических рынков.
В случае ООО «Оберон»:
NСЗХ = 1122 = 4
Mпотребн. = 1 - стабильный рост предприятия;
Kтехнол. = 1 тип технологии;
Lтипклиен. - 2 типа клиентов (розничные покупатели, оптовые покупатели);
Sгеографпотреб. - 2 географических рынка (город, территория студ. городка).
Выбор эталонной и конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется путем анализа ресурсов, рисков и времени (табл. 31 приложений). Данные таблицы еще раз подтверждают правильность выводов исследования ООО «Оберон» и выбранной цели деятельности предприятия - «стабильное развитие». Стратегия лидерства по издержкам не совсем подходит для ООО «Оберон», у предприятия и так достаточно невысокая себестоимость изделий. А стратегия дифференциации означает, что необходимо чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации является уникальность, которая ценится покупателями (для товаров предприятия это: местное производство, низкие цены, хорошее качество). Стратегия стабильного развития для предприятия ООО «Оберон» подразумевает: ориентацию на самый широкий круг потребителей; расширение ассортимента товаров, увеличивающих возможность выбора покупателем; целенаправленная рекламная компания; постоянный мониторинг качества товаров.
Составим финансовый план на осуществление намеченных маркетинговых мероприятий (табл. 32 приложений). По данным таблицы заслуживают внимания два факта:
- общая сумма затрат на реализацию маркетинговой стратегии незначительно выше суммы чистой прибыли, полученной ООО «Оберон» за 2006 г. (на 10000 руб.), к тому же прибыль 2006 г., как и прошлых лет никак не используется для развития предприятия, т.е. ООО «Оберон» вполне может позволить себе такие затраты в отчетном 2007 г., не неся при этом убытков.
- 57% от суммы затрат составляют затраты на стимулирование персонала, что в контексте реализации модели УЧР (управления человеческими ресурсами) делает актуальным предложенный вариант развития предприятия.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой набор конкретных действий по управлению финансовыми результатами и обеспечению организации финансовыми ресурсами. Система целей финансовой стратегии должна логически вытекать из основных стратегических целей 1-го уровня, учитывать маркетинговую и производственные стратегии и формировать свою особую финансовую ветвь общего дерева стратегических целей организации. Специфика финансовой стратегии заключается в том, что с одной стороны, она является функциональной стратегией, а с другой - объединяет все иные функциональные стратегии и описывает их через «универсальный язык бизнеса» - деньги, показывая т.о., каких финансовых результатов достигнет организация при следовании разработанным функциональным стратегиям.
У предприятия ООО «Оберон» действительно вполне достаточно собственных источников финансирования, практически нет необходимости в краткосрочных заемных средствах, устойчивое финансовое состояние предприятия, показатели текущей ликвидности и платежеспособности (в течение 12 месяцев) находятся на высоком уровне.
Таким образом, ООО «Оберон» является привлекательным для внешних инвесторов и поэтому, скорее всего, ему необходимо перейти на компромиссную стратегию - финансирование заемными средствами 1/2 части переменных оборотных активов. На финансовой устойчивости предприятия это не отразится, но даст шанс к расширению, развитию производства, необходимости увеличивать скорость оборачиваемости активов предприятия и т.д.
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Диагностика вероятности банкротства ООО «Оберон»
Дискриминантная модель, разработанная Лис для Великобритании, получила следующее выражение:
Z =0,063*х1, +0,092*х2 +0,057*х3 +0,001*х4
где х1 - оборотный капитал/сумма активов;
х2 - прибыль от реализации/сумма активов;
х3 - нераспределенная прибыль/сумма активов;
х4 - собственный капитал/заемный капитал.
Здесь предельная величина Z-счета равняется 0,037.
Если Z0,037 - для предприятия нет угрозы банкротства.
Если Z< 0,037 - риск банкротства очень большой.
Рассчитаем вероятность наступления банкротства для предприятия ООО «Оберон» по модели Лисса. Для этого составим вспомогательную таблицу 33 с исходными данными.
Таблица 33 - Исходные данные
Показатели, тыс. руб.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2006/2004
|
|
Сумма активов
|
195371
|
196242
|
270050
|
74679
|
|
Собственный капитал
|
101106
|
119380
|
145850
|
44744
|
|
Оборотные активы
|
86103
|
85628
|
137341
|
51238
|
|
Прибыль от реализации
|
26741
|
44706
|
52753
|
26012
|
|
Нераспределенная прибыль
|
59787
|
78061
|
104531
|
44744
|
|
Заемный капитал
|
94265
|
76862
|
124200
|
29935
|
|
Собственный оборотный капитал = СК-(А-ОА)
|
-8162
|
8766
|
13141
|
21303
|
|
|
Составим вспомогательную таблицу 34 для расчетов.
Таблица 34 - Расчетные данные
Показатели
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2006/2004
|
|
х1 - оборотный капитал/сумма активов
|
-0,0418
|
0,0447
|
0,0487
|
0,0904
|
|
х2 - прибыль от реализации/сумма активов
|
0,1369
|
0,2278
|
0,1953
|
0,0585
|
|
х3 - нераспределенная прибыль/сумма активов
|
0,3060
|
0,3978
|
0,3871
|
0,0811
|
|
х4 - собственный капитал/заемный капитал
|
1,0726
|
1,5532
|
1,1743
|
0,1017
|
|
Z =0,063*х1, +0,092*х2 +0,057*х3 +0,001*х4
|
0,0285
|
0,0480
|
0,0443
|
0,0158
|
|
|
На основании данных табл. 34 можно сформулировать следующие выводы:
- динамика всех показателей положительная, что говорит о повышении финансовой устойчивости предприятия;
- если в 2004 г. предприятие испытывало недостаток собственных средств в обороте, то к 2006 г. произошло улучшение ситуации и собственные оборотные средства составили 4,87% от суммы всех средств предприятия;
- нераспределенная прибыль, как источник финансирования занимает достаточно большой удельный вес в составе всех источников предприятия, составляя 30,6% и 38,7% в 2004 и 2006 гг. соответственно;
- соотношение заемного и собственного капитала несомненно трактуется в пользу последнего, что говорит о высокой степени финансовой независимости предприятия.
Только в 2004 г. значение Z-счета было ниже нормативного и составляло 0,0285, что можно объяснить полученным отрицательным значением собственного оборотного капитала, т.е. у предприятия не хватало собственных средств для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности. Это говорит о том, что в 2004 г. у предприятия ООО «Оберон» присутствовал высокий риск банкротства.
В 2005 и 2006 гг. значение Z-счета составляло 0,048 и 0,0443. Т.е. предприятие упрочило свое финансовое состояние, устранив угрозу банкротства, причем качественный скачок произошел в 2005 г., а в 2006 г. значение Z-счета несколько снизилось.
Таффлер разработал следующую модель:
Z = 0,53*х1, +0,13*х2 +0,18*хз +0,16*х4
где х1 - прибыль от реализации/краткосрочные обязательства;
х2 - оборотные активы/сумма обязательств;
хз - краткосрочные обязательства/сумма активов;
х4 - выручка/сумма активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у предприятия неплохие долгосрочные перспективы.
Если величина Z-счета меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
Если 0,2 < Z < 0,3 - вероятность банкротства средняя.
Рассчитаем вероятность наступления банкротства для предприятия ООО «Оберон» по модели Таффлера. Для этого составим вспомогательную таблицу 35 с исходными данными.
Таблица 35 - Исходные данные
Показатели, тыс. руб.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2006/2004
|
|
Прибыль от реализации
|
26741
|
44706
|
52753
|
26012
|
|
Краткосрочные обязательства
|
77715
|
65257
|
96627
|
18912
|
|
Оборотные активы
|
86103
|
85628
|
137341
|
51238
|
|
Заемный капитал
|
94265
|
76862
|
124200
|
29935
|
|
Сумма активов
|
195371
|
196242
|
270050
|
74679
|
|
Выручка
|
360591
|
399860
|
418164
|
57573
|
|
|
Составим вспомогательную таблицу 36 для расчетов.
Таблица 36 - Расчетные данные
Показатели
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2006/2004
|
|
х1 - прибыль от реализации/краткосрочные обязательства
|
0,3441
|
0,6851
|
0,5459
|
0,2019
|
|
х2 - оборотные активы/сумма обязательств
|
0,9134
|
1,1140
|
1,1058
|
0,1924
|
|
хз - краткосрочные обязательства/сумма активов
|
0,3978
|
0,3325
|
0,3578
|
-0,0400
|
|
х4 - выручка/сумма активов
|
1,8457
|
2,0376
|
1,5485
|
-0,2972
|
|
Z = 0,53*х1, +0,13*х2 +0,18*хз +0,16*х4
|
0,6680
|
0,8938
|
0,7453
|
0,0772
|
|
|
На основании данных табл. 36 можно сформулировать следующие выводы:
- темп роста прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия опережает темп роста его обязательств, что говорит о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
- величина оборотных активов выше суммы задолженности предприятия внешним кредиторам, кроме того наблюдается положительная тенденция, что свидетельствует о повышении ликвидности и платежеспособности предприятия;
- сумма краткосрочных обязательств предприятия составляет чуть больше 30% от суммы всего имущества ООО «Оберон», что говорит о достаточно прочном финансовом положении и высоком уровне финансовой независимости.
На протяжении всего исследуемого периода значение Z-счета было выше нормативного 0,3 и составляло в 2004 г. - 0,668; в 2005 г. - 0,8938 и в 2006 г. - 0,7453. это говорит о том, что у предприятия ООО «Оберон» не выявлено угрозы банкротства, предприятие финансово устойчиво и платежеспособно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|