Анализ и оценка предпринимательской деятельности предприятия ООО "Оберон"
Таблица 19. Расчет коэффициентов ликвидности за 2004-2006 гг.
Показатель
|
01.01.04
|
01.01.05
|
01.01.06
|
01.01.07
|
Динамика 2006 г. к 2004 г.
|
|
Абсолютная ликвидность
|
0,382
|
0,281
|
0,234
|
0,596
|
+0,214
|
|
Срочная ликвидность
|
0,921
|
0,598
|
0,74
|
1,014
|
+0,093
|
|
Текущая ликвидность
|
1,524
|
1,107
|
1,312
|
1,421
|
-0,103
|
|
Чистый оборотный капитал
|
26801
|
8388
|
20371
|
40714
|
+13913
|
|
|
Абсолютная ликвидность предприятия показывает какая часть обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности ((ДС+КФВ)/КЗ). В случае ООО «Оберон» она составила 38,2 и 59,6% от суммы краткосрочных обязательств в 2004 и 2006 гг. соответственно. Общих нормативов по данному показателю не существует, но поскольку, динамика - положительная и просроченных обязательств у предприятия нет, то можно считать значение этого показателя вполне удовлетворительным.
Для показателя срочной ликвидности ((ДС+КФВ+ДЗ+НДС)/КЗ) обычно удовлетворяет соотношение 0,7-1,0. В случае ООО «Оберон» значение этого показателя было достаточным на протяжении 2004-2006 гг., однако к началу 2007 г. значение показателя возросло до 101,4%. Рост дебиторской задолженности в 2006 г. нельзя расценивать как положительный факт, т.к. в данном случае происходит отвлечение средств из оборота предприятия. Коэффициент текущей ликвидности показывает в какой степени оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Удовлетворяет коэффициент 2. На исследуемом предприятии его величина незначительно ниже нормативной. Т.е. в течение 12 месяцев ООО «Оберон» сможет полностью погасить кредиторскую задолженность, что, конечно же, является положительным фактом в его деятельности. Показатель «Чистый оборотный капитал» говорит о наличии у предприятия временно свободных средств, в случае ООО «Оберон» эти суммы достаточно значительны и никак не используются.
Оценим степень финансовой устойчивости (табл. 20 приложений). Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) -- удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса. Он характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет собственных источников средств. В случае ООО «Оберон» имущество предприятия было сформировано за счет собственных средств на 67,4% и 54,0% в 2004 и 2006 гг. соответственно. Оптимальное соотношением собственного и заемного капиталов - соотношение 50:50, т.е. у предприятия не взирая на незначительные колебания коэффициента автономии, в целом достаточно устойчивое финансовое состояние.
Коэффициент финансирования показывает возможность покрытия долгов собственным капиталом. Его снижение к 2007 г. не является отрицательным фактом, т.к. предприятие за счет собственного капитала может покрыть 150% своих обязательств, т.е. вполне устойчиво и платежеспособно. Коэффициент задолженности - отношение заемного капитала к собственному и резервам. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. В случае ООО «Оберон» его значение ниже 1, что делает предприятие привлекательным для внешних инвесторов. В целом структура пассивов ООО «Оберон» может быть признана вполне удовлетворительной. Увеличение оборотных активов говорит о наращивании мощностей предприятия. В данном случае руководству ООО «Оберон» необходимо уделить пристальное внимание на соотношение оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.
Считаю, что в сегодняшних экономических условиях приобретение активов за счет заемных источников не является отрицательным фактом при соблюдении платежного графика, кроме того, как положительный, стоит отметить факт уменьшения задолженности предприятия по налогам и сборам и перед внебюджетными фондами. Анализ рентабельности представлен в табл. 21 на основе среднегодовых показателей. В конце 2006 г. относительно 2005 и 2004 гг. зафиксировано значительное увеличение показателей чистой прибыли и рентабельности основного и оборотного капитала, рентабельности собственного капитала (коэффициента устойчивости экономического роста).
Таблица 21. Анализ показателей рентабельности за 2004-2006 гг.
Коэффициент
|
Расчет
|
Значение показателя
|
|
|
|
2004
|
2005
|
2006
|
Динамика
|
|
R хоз. деятельности, %
|
ПП/ Себестоимость
|
0,082
|
0,129
|
0,151
|
0,069
|
|
R продаж, %
|
ПП/Выручка
|
0,074
|
0,112
|
0,126
|
0,052
|
|
R собственного капитала, %
|
ЧП/СК
|
0,003
|
0,166
|
0,199
|
0,196
|
|
R основного капитала
|
ЧП/ВОА
|
0,003
|
0,166
|
0,218
|
0,215
|
|
R оборотного капитала
|
ЧП/ОА
|
0,004
|
0,213
|
0,237
|
0,233
|
|
|
На повышение уровня коэффициента устойчивости экономического роста предприятия ООО «Оберон» на 70% существенное влияние оказало повышение рентабельности товарооборота, а коэффициент оборачиваемости ОА наоборот оказал отрицательное влияние, соотношение величины собственного капитала к оборотным активам также привело к повышению эффективности торгово-хозяйственной деятельности ООО «Оберон».
Анализ трудовых ресурсов ООО «Оберон»
Настоящий анализ проводится для оценки эффективности использования трудовых ресурсов и поиска резервов роста производительности труда. Для того чтобы оценить эффективность существующей кадровой политики необходимо произвести оценку обеспеченности предприятия персоналом для чего используют: план экономического и социального развития предприятия, статистическую отчетность по труду, данные табельного учета и отдела по управлению персоналом по категориям и профессиям с плановой потребностью.
Обеспеченность трудовыми ресурсами предприятия можно охарактеризовать показателями представленными в таблицах 22, 23, 24 приложений. Как видно из таблицы 22 фактическое количество работников по категориям в 2005 г. соответствовало плановым данным - по всем категориям штат предприятия укомплектован полностью. В 2006 г. численность персонала по категории работников была выше плановых данных. Численность всех остальных категорий работников в 2006 г. соответствовала данным плана. Как видно из таблицы 23 соотношение между тремя группами работников ООО «Оберон» по уровню образования в 2006 г. в сравнении с 2005 г. изменилось незначительно. Стоит отметить тот факт, что работники ООО «Оберон», имеющие высшее образование работают только в должностях руководителей и специалистов.
Заслуживает внимания следующий положительный факт - достаточно низкая доля от численности персонала руководящих должностей (6,9%). Как отрицательный можно отметить тот факт, что профильное (продавец, продавец-кассир) образование имеет только 40% работников предприятия (среднее специальное).
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: коэффициент оборота по приему персонала (КПР); коэффициент оборота по выбытию (КВ); коэффициент текучести кадров (КТК); коэффициент постоянства состава персонала предприятия (КПС). При анализе приведенных коэффициентов используем исходные данные, представленные в таблице 24. На основании данных табл. 24 рассчитаем динамику следующих показателей:
Показатель
|
2005
|
2006
|
Динамика
|
|
Коэффициент оборота по приему (КПР)
|
3/26=0,115
|
7/29=0,242
|
+0,127
|
|
Коэффициент оборота по выбытию (КВ)
|
5/26=0,192
|
1/29=0,035
|
-0,157
|
|
Коэффициент текучести кадров (КТК)
|
5/26=0,192
|
1/29=0,035
|
-0,157
|
|
Коэффициент постоянства состава (КПС)
|
24/26=0,923
|
25/29=0,862
|
-0,061
|
|
|
На основании расчетов можно сделать следующие выводы:
- изменения показателей движения рабочей силы в 2006 г. по сравнению с 2005 г. изменились в лучшую сторону, что говорит о стабильности кадровой политики предприятия ООО «Оберон»;
- как положительный, следует отметить факт увеличения количества принятых работников в 2006 г. с одновременным сокращением числа уволившихся, что связано с введением новых видов услуг;
- также следует отметить уменьшение коэффициентов текучести кадров и оборота по выбытию;
На уровень текучести рабочеё силы воздействуют множество факторов, но в основном род деятельности предприятия. Высокий уровень оборота рабочей силы может объясниться либо особенностями работы, либо неудачей кадровой политики. Существует ряд мер для исправления такого положения. Среди них следует выделить: использование необходимых процедур отбора работников; максимально широкое использование способностей работников; анализ качества работы сотрудников; совершенствование обучения; совершенствование коммуникаций; максимально возможное улучшение условий труда.
2.3 Анализ и оценка среды функционирования предприятия
Анализ воздействия внешней среды
Среда внешнего воздействия - совокупность двух относительно самостоятельных подсистем - макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия - факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рис. 3 приложений).
Анализ внешней среды косвенного воздействия проведем с помощью PESTE-анализа (таб. 25 приложений). Оценку произведем по следующим критериям:
- оценка важности фактора для отрасли и оценка влияния на организацию (Х)/ (Y): 3 - большое значение, 2 - умеренное влияние; 1 - слабое значение.
- оценка направленности влияния (Z): 1 - позитивная направленность, -1 - негативная направленность (угроза). Для анализа выберем те факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние: открывают дополнительные возможности или несут потенциальную угрозу.
Области значения влияний макросреды: (-441;-147) - неблагоприятное; (-147;147) - нейтральной; (147;441) - благоприятное.
Политические факторы: несомненно предприятие ООО «Оберон» зависит от законодательства и экономической политики государства, особенно от социальной ориентированности - основными клиентами предприятия (больше 50%) являются студенты. Международные отношения - имеют опосредованное, незначительное влияние.
Экономические факторы: предприятие ООО «Оберон» пользуется льготами по налогообложению и перешло на уплату Единого налога на вмененный доход, но уровень доходов студентов в области еще не достаточно высок, поэтому покупательная способность достаточно низкая, хотя продукции предприятие ООО «Оберон» отдается предпочтение по сравнению с другими продавцами (из-за наценочной категории).
Социально- культурные факторы: в случае ООО «Оберон» на его деятельность оказывают влияние: культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране. Старшее поколение нашего города привыкло пользоваться отечественными продуктами, их привлекают качество и цена товаров. Для молодого поколения в ассортименте предприятия значительная часть отведена для импортных товаров.
Научно- технический прогресс оказывает значительное влияние на предприятие ООО «Оберон»: внедрение новых ресурсосберегающих технологий способствует снижению издержек; ужесточение требований безопасности способствует уменьшению травматизма на производстве (в т.ч. и страховых выплат); совершенствуются контрольно-кассовые машины (ККМ), автоматизируется процесс предоставления отчетности (например в налоговую инспекцию, которая распространяет среди плательщиков программное обеспечение «Налогоплательщик ЮЛ»)
Экологические факторы влияют на деятельность предприятия достаточно опосредованно. Наиболее сильное влияние оказывают климатические условия - от них в достаточной мере зависит спрос на те или иные товары, реализуемые предприятием. Ресурсы также достаточно сильно влияют на деятельность предприятия - если дорожает исходное сырье (как в случае с молокопродуктами), то естественно поднимается цена и на готовую продукцию (например сметану, йогурты).
В целом влияние косвенного воздействия внешней среды попадает в область значений (-147;147), т.е. оказывает нейтральное влияние.
Анализ прямого воздействия внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель 5 сил Портера, которая включает следующие факторы:
1. производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).
2. сила влияния поставщика.
3. конкурентная сила покупателей продукта.
4. сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
5. сила производителей товаров-заменителей.
Для обобщения результатов анализа составим таблицу 26 приложений.
Главный конкурент ООО «Оберон» - продовольственный магазин «Луна», осуществляющий реализации также на территории студенческого городка. Но за счет того, что магазин «Луна» располагается дальше от студенческих общежитий и не реализует продукцию собственного производства, то ООО «Оберон» за счет более налаженной сбытовой политики и более широкого ассортимента занимает достаточно большее устойчивое положение. Кроме того, через свои розничные точки ООО «Оберон» реализует хлебо-булочную продукцию АО «Каравай», которой покупатели отдают заметное предпочтение по сравнению с аналогичной продукцией других (частных) пекарен. Также за счет низкой наценочной категории на товары, реализуемые ООО «Оберон», покупатели отдают предпочтение именно им.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|