скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ государственных финансов Удмуртской республики 2006-2009 гг. скачать рефераты

2. Анализ основных макроэкономических тенденций развития

2.1 Социальные показатели

Социальная ситуация в Удмуртской республике характеризуется преимущественно негативно. В 2006-2008 гг. наблюдались определенные улучшения в социальной ситуации, однако в конце 2008 - 2009 году ситуация в некоторых аспектах (например относительно уровня безработицы) резко ухудшилась, в других - осталась на прежнем уровне.

Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по республике за 2008 год составила 12121,8 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 27,5%. В 2009 году также бал заметен рост среднемесячной заработной платы. По сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на 12,5% и составил 13631,3 рубля.

Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц в 2009 году составили 10437,2 рубля, и увеличились по сравнению с 2008 годом на 4%. Динамика увеличения доходов населения с 2006 по 2009 год представлена в таблице 6.

Таблица 6 Доходы населения в 2006-2009гг (рублей\мес)

2006

2007

2008

2009

Доходы, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, рублей

6283,8

7562,7

10013,5

10437,2

из них:

валовой доход

5626,7

6688,7

8854,9

9209,0

в том числе:

денежный доход

5204,7

6184,7

8222,6

8551,5

стоимость натуральных поступлений

422,0

503,9

632,3

657,5

сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

657,1

874,1

1158,6

1204,9

Сравнительный анализ среднемесячных доходов на душу населения в Удмуртской республике и в среднем по Российской федерации представлен на рисунке 4.

2006 2007 2008 2009

Российская федерация Удмуртская республика

Рис. 4 Доходы в среднем на душу населения (руб.)

Одновременно следует отметить, что с 2006 по 2009 год инфляция в основном соответствовала уровню, среднему по РФ.

Сводный индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в декабре 2008 года по отношению к декабрю 2007 года по Российской Федерации составил 113,3%, в Удмуртской республике - 113,1%. ИЦП на товары и услуги в декабре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года в Удмуртской республике составил 9,5%. Сводные данные показаны на рис. 5.

2007 2008 2009

Российская федерация Удмуртская республика

Рис. 5 Индекс потребительских цен, %

С 2006 по 2009 гг. средняя величина прожиточного минимума в Удмуртской республике выросла на 46% и во IV квартале 2009 года составила в среднем 4392 рубля. Динамика роста минимального прожиточного минимума представлена на рисунке 6:

2006 2007 2008 2009

Величина прожиточного минимума, руб.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

Рисунок 6 Прожиточный минимум и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

В 2007 году снизился показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения с 17,4% до 16% по сравнению с 2006г. Однако, начиная с 2008 года удельная доля населения, живущего за чертой бедности, начала расти, и составила 18, и 18,9 в 2008 и 2009 гг. соответственно.

Уровень регистрируемой безработицы в республике достаточно высок и держится на уровне 6,5 - 7% от общего количества трудоспособного населения. В 2008 г. данный показатель вырос до 8,4% в связи с кризисом и массовыми увольнениями работников. Концу 2009 года данный показатель вернулся на докризисный уровень и составил 6,9% (динамика уровня безработицы показана на рис. 7)

2006 2007 2008 2009

Рисунок 7. Уровень безработицы

Удмуртская республика отличается более благоприятной демографической ситуацией, коэффициент естественного прироста населения заметно ниже среднего по стране (-0,6‰ при среднем по РФ -2,5‰ в 2008 г.). Среди регионов Урало-Поволжья республика уступает только Башкортостану (-0,3‰). Сокращение естественной убыли населения за счет повышения рождаемости и снижения смертности отмечается в последние три года во всей стране, но через 5-10 лет, с приходом в детородный возраст малочисленного поколения, рожденного в кризисный период 1990-х годов, эта тенденция должна смениться обратной.

Основные социально-экономические показатели Удмуртской республики приведены в таблице 7

Таблица 7 Основные социально-экономические показатели Удмуртской республики 2006-2009 гг.

2006

2007

2008

2009

Средняя заработная плата, руб.

11567,9

11978,4

12121,8

13631,3

Денежные доходы на душу населения, руб.

5204,7

6184,7

8222,6

8551,5

Индекс потребительских цен, %

112,8

113,1

113

109,5

Прожиточный минимум, руб.

3002

3650

4093

4392

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

17,4

16

18,1

18,9

Уровень безработицы, %

7

6,6

8,4

6,9

Коэффициент рождаемости

10,4

11,3

11,9

13,8

Коэффициент смертности

16,1

15,2

15,6

15,4

2.2 Бюджетная система Удмуртской республики

За январь - сентябрь 2009 года в Удмуртской Республике налоговые органы мобилизовали в консолидированный бюджет РФ налоговых и неналоговых платежей на сумму 43 млрд. 810 млн. рублей (без учета единого социального налога). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем поступления налогов и иных платежей снизился на 21 млрд. 288 млн. рублей (на 32,7 %).

В структуре налоговых поступлений налоговые платежи распределены следующим образом: в федеральный бюджет - 24 млрд. 677 млн. рублей (56,3%), в территориальный - 19 млрд. 133 млн. рублей (43,7%), в том числе в республиканский бюджет УР - 14 млрд. 854 млн. рублей, в местные бюджеты территориальных образований УР - 4 млрд. 278 млн. рублей.

Кроме того, было мобилизовано единого социального налога 12 млрд. 853 млн. рублей, в том числе в Пенсионный фонд РФ - 11 млрд. 141 млн. рублей.

Поступления в федеральный бюджет в отчетном периоде снизились на 17 млрд. 436 млн. рублей (на 41,4 %), поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики - на 3 млрд. 852 млн. рублей (на 16,8 %). Поступления единого социального налога в январе - сентябре 2009 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2008 года снизились на 280 млн. рублей (на 2,1 %).

За 9 месяцев 2009 в консолидированный бюджет РФ мобилизовано платежей за пользование природными ресурсами 13 млрд. 982 млн. рублей (31,9 %), в том числе налога на добычу полезных ископаемых - 13 млрд. 944 млн. рублей (31,8 %), НДС - 10 млрд. 580 млн. рублей (24,1 % от общего объема поступлений), налога на прибыль организаций - 5 млрд. 948 млн. рублей (13,6 %), налога на доходы физических лиц - 8 млрд. 156 млн. рублей (18,6 %), акцизов - 1 млрд. 361 млн. рублей (3,1 %), налогов на имущество - 2 млрд. 679 млн. рублей (6,1 %), налогов на совокупный доход - 861 млн. рублей (2,0 %).

Доходная часть консолидированного бюджета УР, контролируемая ФНС, была сформирована следующими налоговыми доходами: поступления налога на прибыль организаций составили 5 млрд. 435 млн. рублей (28,4 % в общем объеме доходов), налога на доходы физических лиц - 8 млрд. 156 млн. рублей (42,6 %), налогов на имущество - 2 млрд. 679 млн. рублей (14,0 %), акцизов - 1 млрд. 194 млн. рублей (6,2 %), платежей за пользование природными ресурсами поступило 704 млн. рублей (3,7 %), налогов на совокупный доход - 861 млн. рублей (4,5 %).

По сравнению с аналогичным периодом 2008 года в январе - сентябре 2009 года снизилась доля платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет республики на 2,7 процентных пункта, а также налога на прибыль - на 7,4 %.

Наиболее напряженной остается ситуация в промышленности, которую определяют три ее основные отрасли: добыча нефти, машиностроение и металлообработка, металлургия. По сравнению с восемью месяцами 2008 года объем отгруженной продукции -- товаров собственного производства -- сократился на 16 %, объем добычи нефти -- на 1 %, прокат черных металлов -- на 20 %, сортовой прокат -- на 49 %. Сальдированная прибыль уменьшилась на 60 %, доля прибыльных предприятий -- на 10 %. Индекс промышленного производства по основным видам экономической деятельности составил 92,3 % по сравнению с данными за восемь месяцев 2008 года.

Резкое снижение промышленного производства привело к тому, что за девять месяцев 2009 года республиканский бюджет по доходам был исполнен на 34,9 млрд. руб. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 30,3 млрд. рублей или 79 % к соответствующему периоду прошлого года. В основном рост доходов произошел благодаря увеличению налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем достигнут рост по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты на 76 %, или на 456,4 млн. руб., за счет увеличения ставок и изменения нормативов отчислений.

Расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 36,1 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы возросли на 3,8 млрд. руб.

В части исполнения доходов местных бюджетов ситуация несколько лучше республиканской, но некоторая напряженность в поступлении есть. В местные бюджеты с учетом безвозмездных поступлений (9,6 млрд. руб.) поступило 14,9 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходов в текущем году ниже на 16 %. С учетом безвозмездных перечислений из бюджета республики расходы местных бюджетов по оперативным данным составили 15,7 млрд. руб.

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Удмуртской республики 2006-2009 гг., млн. руб.

2007

2008

2009

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Доходная часть

Доходы, всего

25 339,7

100

29956,82

100

34913,55

100

В том числе

Налоговые доходы, всего

18604,52

73,2

22241,83

76,8

26778,69

76,7

Из них

Налог на прибыль

6915,35

27,3

8017,32

26,7

9935,56

28,5

Налог на доходы физических лиц

5955,79

23,5

7283,4

24,3

8656,7

24,8

Акцизы

1028,34

4

1084,2

3,6

1194,36

3,4

Платежи за пользование природными ресурсами

729,44

2,8

720,63

2,4

704,85

2

Налог с продаж

1661,23

6,5

1983,32

6,6

2177,28

6,2

Налог на имущество

1234,19

4,8

1887,24

6,3

2679,35

7,7

Налог на совокупный доход

525,21

2

693,1

2,3

861,7

2,5

Местные налоги и сборы

87,08

0,4

92,7

03

97,3

0,3

Прочие налоговые доходы и сборы

467,89

1,8

479,92

1,6

471,59

1,3

Неналоговые доходы, всего

3178,01

12,5

3372,08

11,2

3633,61

10,3

В том числе

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций

1026,9

4

1102,54

3,7

1241,67

3,5

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

724

2,8

792,39

2,6

863,11

2,5

Административные платежи и сборы

983,02

3,9

1002,43

3,3

1025,84

2,9

Штрафные санкции, возмещение ущерба

265,92

1,1

302,57

1

316,17

0,9

Прочие неналоговые доходы

178,17

0,7

172,15

0,6

186,82

0,5

Безвозмездное перечисление из бюджетов других уровней

3335,59

13,1

4011,57

13,4

4168,95

11,9

Доходы целевых бюджетных фондов

106,78

0,45

155,1

0,5

173,19

0,5

Доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности

114,8

0,55

176,24

0,6

201,8

0,6

Расходная часть

Расходы, всего

26 442,6

100

32282,09

100

36154,7

100

В том числе

Управление

2274,64

8,6

2482,17

7,6

2583,4

7,7

Судебная власть

26,26

0,1

144,8

0,4

160,4

0,5

Правоохранительная деятельности

713,95

2,7

789,11

2,4

806,88

2,4

Промышленность, энергетика и строительство

1322,13

5

1427,14

4,4

1549,35

4,6

Сельское хозяйство и рыболовство

1084,14

4,1

1174,79

3,6

1248,43

3,7

Транспорт дорожное хозяйство, связь и информатика

237,98

0,9

245,67

0,7

265,32

0,8

Охрана окружающей среды

1057,70

4

1194,2

3,7

1259,22

3,8

ЖКХ

4891,88

18,5

4892,1

15,2

4935,21

14,8

Социально-культурная сфера

14305,45

54,1

19932,11

61,7

20461,36

61,5

В том числе

Здравоохранение

4230,81

16

4908,32

15,2

5380,83

16,2

Образование

5738,04

21,7

5728,34

17,7

5983,68

18

Культура

793,27

3

839,23

2,6

841,51

2,5

СМИ

105,77

0,4

106,2

0,3

107,36

0,3

Социальная политика

3437,5

13

4092,32

12,6

5262,85

15,8

Обслуживание государственного долга

105,77

0,4

205,3

0,6

405,07

1,2

Дорожное хозяйство

2406,27

9,1

2503,2

7,7

2304,2

6,9

Прочие

264,42

1

349,2

1

175,86

0,5

Как видно из приведенных данных, основными источниками доходов являются налоги. На них приходится 73-76% всех доходов. В другой стороны, основной статьей расходов бюджета республики является социально-культурная сфера (на нее в 2008-2009 году пришелся 61% всех расходов бюджета), при этом наибольший вклад сделан в здравоохранение (16,2%) и социальную политику (15,8%)

2.3 Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2010г.

Приоритеты бюджетной политики республики на 2010 финансовый год остаются неизменными: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов, реализация приоритетных национальных проектов. Главный их смысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед гражданами и обеспечивать условия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектов республиканской экономики.

При планировании основных параметров республиканского бюджета на 2010 год соблюдалось два основных условия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств с целью достижения социального и экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля. Прежде всего речь шла о выборе сбалансированного варианта расходования бюджетных средств за счет эффективного исполнения действующих расходных обязательств и обеспечения их взаимодействия с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития республики.

Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов бюджета республики. По данным экономических ведомств России и Удмуртской Республики, в 2010 году рост валового продукта практически не прогнозируется. Ожидается дальнейшее сокращение доходов от прибыли, зачисляемой в республиканский бюджет, что существенным образом отразится на показателях доходной части бюджета 2010 года. Для сравнения: в 2008 году доходы республиканского бюджета Удмуртской Республики составили 29,9 млрд руб., по оценке 2009 года -- 34,9 млрд руб., по прогнозам 2010 года -- 26,9 млрд руб. Налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов республиканского бюджета на 2010 год предусматриваются в сумме 20,6 млрд руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета -- 6,3 млрд руб., которые будут уточнены после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».

Надо сказать, что одна из причин сокращения доходов республиканского бюджета Удмуртской Республики в 2010 году связана с изменением налогового и бюджетного законодательства. За счет стопроцентного зачисления с 1 января 2010 года НДПИ в федеральный бюджет (ранее -- 95 %) сумма выпадающих доходов республиканского бюджета в очередном финансовом году возрастет более чем на 1 млрд руб. Частично компенсировать выпадающие доходы планируется путем предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в 2010 году в объеме 60 % от прогнозных поступлений НДПИ, индексации ставок по акцизам на пиво, вино и нефтепродукты, а также увеличения ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, все вышеназванные условия потребовали значительного ужесточения подходов к формированию расходной части проекта республиканского бюджета. Почти 67 % бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер. Что касается структуры социальных расходов бюджета, то наибольший процент составят расходы на социальную политику -- 19,6 %. На образование предусмотрено 8,3 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт -- 9,6 %, культуру -- 2,6 %. Весомый удельный вес в структуре соцрасходов занимают межбюджетные трансферты местным бюджетам -- 56 %. Средства будут использованы на поддержание доходов граждан, предоставление качественных услуг в области медицины, лекарственное обеспечение, поддержку современных образовательных центров и жилищных программ.

В связи с усилением адресного характера социальных выплат уточнены исходные данные по количеству льготных категорий граждан. При этом финансирование социальных выплат, таких как ежемесячное пособие на ребенка, на содержание детей, находящихся под опекой и переданных на патронатное воспитание или в приемные семьи, ветеранам труда и труженикам тыла запланировано в полном объеме. Независимо от экономической ситуации в том же объеме будут сохранены обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, закупке медикаментов и расходных материалов медицинского назначения, социальному обеспечению населения.

В то же время расходы бюджетных учреждений на оплату услуг связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, расходы по увеличению материальных запасов и другие текущие расходы на содержание учреждений определены исходя из сокращения расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15%.

Заключение

В процессе рассмотрения поставленных во введении к данной работе задач было выяснено, что финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Они имеют отличительные черты и выполняют определенные функции.

Также было установлено, что государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы страны и являются ее центральным звеном. Сущность государственных финансов состоит в том, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

В практической части работы был проведен анализ финансового состояния Удмуртской республики в 2006-2009 годах. Выли рассмотрены основные макроэкономические показатели, характеризующие финансовое состояние региона, в также были выявлены определенные закономерности в его развитии. Кроме того, был проведен сравнительный анализ бюджетов региона за последние 3 года и сделан краткий отчет по доходам и расходам бюджета. Были указаны приоритетные направления развития Удмуртской республики в 2010 году.

Список литературы

1. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы - СПб: Питер, 2009. - 400 стр.

2. Голодова Ж.Г. Финансы и кредит - М.: Инфра-М, 2008. - 448 стр.

3. Ковалева А.М Финансы - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 стр.

4. Финансы /под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. / - М.: Проспект, 2007. - 632 стр.

5. http://bujet.ru

6. http://www.gks.ru

7. http://www.raexpert.ru

8. http://susanin.udm.ru

9. http://udm.business-class.su

10. http://udmstat.gks.ru

11. http://udmurtstat.htc-cs.com

Страницы: 1, 2