скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ финансового состояния препдриятия скачать рефераты

Из представленных различий следует выделить два: во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения, и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего, на общедоступную бухгалтерскую отчетность, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку предусматривает привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и являющейся конфиденциальной для внешних аналитиков. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от сферы интересов, компетентности и ответственности того или иного аналитика. Таким образом, методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики основаны на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.

Что касается второго различия, то оно в значительной степени также

предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный характер.

Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. А именно в данной дипломной работе анализируется годовые бухгалтерские балансы (форма № 1) и отчеты о прибылях и убытках (форма № 2) за ряд лет. Приказом Минфина РФ от 13 января 2000г. № 4н утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и рекомендованы образцы этих форм.

Успешность анализа определяется различными факторами. В данной работе я буду придерживаться следующих общих принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу:

* исходя из принципа осторожности, результаты любых аналитических процедур независимо от вида анализа следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;

* необходимо наличие достаточно четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов (временных, информационных и т.п.);

* схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному», при этом важно выделять наиболее существенные моменты, не зацикливаясь на мелочах;

* любые значимые «всплески», т.е. отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться;

* завершенность и цельность любых аналитических процедур в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев и показателей, к отбору и однозначной идентификации расчетных алгоритмов которых необходимо подходить с особой тщательностью;

* выполняя анализ, не нужно без нужды привлекать сложные аналитические методы -- выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппа-рата вовсе не гарантирует получение более качественных оценок и выводов;

* выполняя расчеты, не нужно без нужды гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей, а не получение каких-то мифических «точных» оценок, которые чаще всего таковыми не могут быть в принципе.

Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: а) экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности; б) углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности. В первом случае аналитик предполагает получить лишь самое общее представление о предприятии, чья отчетность подвергается чтению, во втором, проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны.

Независимо от того, по какой схеме проводится анализ, можно сформулировать ряд общих вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе анализа:

* каков имущественный потенциал предприятия на отчетные даты, и какие изменения в нем произошли за отчетный период?

* насколько оптимальна структура активов предприятия на начало и конец отчетного периода?

* какова структура источников средств предприятия и какие изменения в ней произошли?

* в каких условиях протекала работа предприятия в отчетном периоде?

* какая хозяйственная работа проделана в течение отчетного периода?

* каких результатов достигло предприятие за этот период?

* обеспечивалась ли платежеспособность в отчетном периоде?

* обеспечена ли финансовая устойчивость предприятия в динамике?

* рентабельна ли деятельность предприятия?

* каковы перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

1.2 Информационная база проведения финансовой оценки

1.2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности,
порядок ее составления

Информационной базой анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам.

Исходя из международной практики, под финансовой отчетностью понимают совокупность всех отчетов и финансовую информацию, подпадающую под анализ или аудит: балансы, отчеты о прибылях и убытках (или аналогичный отчет), отчеты об использовании фондов и пояснения к ним.

В последние годы происходит значительное сокращение бухгалтерской отчетности и сближение ее по составу и содержанию с отчетностью западных компаний, регламентированной директивами Совета Европейских сообществ.

Годовая отчетность российских предприятий состоит из:

1. Бухгалтерского баланса (форма №1).

2. Отчета о прибылях и убытках (форма №2).

3. Отчета об изменении капитала (форма №3).

4. Отчета о движении денежных средств (форма №4).

5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

6. Пояснительной записки ( к формам № 1-2).

7. Аудиторского заключения.

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность обязаны составлять все предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от формы собственности.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, необходима для принятия решений собственниками, менеджерами предприятия, а также его контрагентами. Опираясь на отчетность, пользователи могут получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:

- имущественное и финансовое положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы (то есть насколько устойчиво данное предприятие, является ли стратегически выгодным вкладывать в него средства и иметь контрагентные отношения);

- финансовые результаты (то есть прибыльно или убыточно работает предприятие в среднем);

- изменения в капитале собственников (то есть изменение чистых активов предприятия за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов, формирование прибыли или убытка);

- ликвидность предприятия (то есть наличие у него свободных денежных средств как важнейшего элемента стабильной текущей работы в плане ритмичности расчетов с контрагентами).

Первый аспект деятельности находит отражение в Бухгалтерском балансе: активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия, пассивная - о структуре источников его средств.

Второй аспект представлен в Отчете о прибылях и убытках -все доходы и расходы (затраты) предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно в среднем работает данная компания.

Третий аспект отражается в Отчете о движении капитала, где показано движение всех компонентов собственного капитала: уставного и добавочного капиталов, резервного фонда, других фондов, прибыли и другие.

Четвертый аспект отражается в Отчете о движении денежных средств. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время.

Последняя форма наиболее сложна для составления, наряду с балансом и отчетом о прибылях и убытках, она как раз и образует минимальный набор отчетных форм, рекомендуемый к публикации международными стандартами бухгалтерского учета. Все другие формы отчетности формируются компанией по ее усмотрению, рассматриваются как приложения к основной отчетности и составляются в произвольной форме -- в виде таблиц, пояснительной записки, аналитического раздела годового отчета или пояснений к основным отчетным формам.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года -- отчетный и предшествующий отчетному.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто -оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах показываются по остаточной стоимости.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности приводится дополнительная информация: об изменениях в основных средствах, материально -производственных запасах, о доходах и расходах, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности и т.д.

Информацию о соответствующих данных рекомендуется включать в пояснительную записку в виде отдельных разделов. В данной записке подлежат раскрытию показатели статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках показываются прочие активы, прочие дебиторы и кредиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности предприятия по ее видам (текущий, инвестиционной и финансовой).

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике финансово-экономических показателей работы предприятия за ряд лет, описаний будущих капитальных вложений, инновационных и экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показаний бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей. Организации, имеющие большие объемы оборотов товаров, обязательств, могут составлять отчетность в миллионах рублей.

В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Достоверность информации годовой бухгалтерской отчетности отрытого акционерного общества подлежит обязательному аудиту и подтверждается аудитором (аудиторской фирмой), имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

При составление бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что учетный процесс на предприятии осуществляется исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 г. Предприятие должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы ее бухгалтерская отчетность соответствовала всем основным требованиям нормативно-правовых актов РФ по бухгалтерскому учету.

1.2.2 Бухгалтерский баланс как источник аналитической информации

Анализ финансового состояния предприятия начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.

Бухгалтерский баланс -- один из основных документов бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. В нем отражается стоимостной состав имущества и источников его финансирования на первое число отчетного периода и первое число следующего за ним периода.

Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй -- пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Соблюдение принципа равновесия является важным внешним признаком правильного бухгалтерского баланса.

Строение бухгалтерского баланса таково, что основные части баланса (актив и пассив) и их статьи сгруппированы определенным образом (рис.4). Это необходимо для выполнения аналитических исследований и оценки структуры актива и пассива.

Рис.1.1 Структура бухгалтерского баланса

Актив баланса

Под активами обычно понимают имущество (ресурсы предприятия), в которые инвестированы деньги. Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, то есть от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса строятся в порядке возрастания ликвидности (рис. 1.1).

Данные актива баланса позволяют оценить соотношение внеоборотных и оборотных активов в составе имущества.

Внеоборотные активы являются неликвидными активами -- это часть имущества, оборачивающаяся в течение длительного периода времени (более 1 года), при этом превращение стоимости этой группы активов в денежные средства происходит по частям. С финансовой точки зрения данные активы еще называют немобильными.

Рис.1.2 Структура активности баланса

Пассив баланса

Пассив баланса (рис. 1.2) отражает источники финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению. Пассив показывает:

- величину средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия;

- степень участия в создании имущества организации.

Для аналитических исследований и оценки структуры все обязательства группируются по следующим признакам:

1. Юридической принадлежности:

- обязательства перед собственниками (собственный капитал);

- обязательства перед третьими лицами -- кредиторами, банками и т.п. (заемный капитал).

2. Срочности возврата обязательств:

- средства длительного пользования;

- средства краткосрочного пользования.

Рис 1.3. Структура пассива баланса.

Данные пассива баланса позволяют оценить соотношение источников финансирования имущества, различающихся по единственному признаку: собственные или заемные, которые в свою очередь делятся на долгосрочные и краткосрочные. Здесь возникает вопрос: каково рациональное соотношение этих источников.

Многие экономисты считают, что чем больше собственных источников финансирования, тем устойчивее финансовое положение предприятия. Есть и противоположная точка зрения: предприятие должно иметь как можно меньше собственного капитала и как можно больше использовать в своей деятельности заемные источники. Тогда прибыль по отношению к собственному капиталу (то есть рентабельность собственного капитала) будет высокой, а это один из важных показателей инвестиционной привлекательности предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10