Акцизы: проблемы и перспективы
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии).
С 1 января 2004г. природный газ не облагается акцизами. Тем самым не остается ни одного вида минерального сырья, облагаемого акцизами.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
7) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта (приобретение денатурированного этилового спирта в собственность) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Теперь рассмотрим операции, не подлежащие налогообложению (освобождаются от налогообложения). К ним относятся:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации;
3) первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
4) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Делая вывод из всего сказанного в этой главе, можно отметить, что акцизы являются одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Роль акцизов в экономике России и конкретно в федеральном бюджете рассмотрим в следующей главе.
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов -- за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных -- за последние семь лет не опускается ниже 74 %.
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 % http://www.minfin.ru/.
Таблица 1 Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн.руб.
Наименование налогов и платежей
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
|
|
|
|
|
|
В % к общему объему бюджета
|
1,80%
|
1,86%
|
1,98%
|
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
|
119 538,9
|
137 977,4
|
159 283,0
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации
|
6 850,4
|
7 726,2
|
8 781,8
|
|
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации
|
6 216,6
|
6 841,8
|
7 589,0
|
|
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации
|
633,8
|
884,4
|
1 192,8
|
|
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации
|
1 161,4
|
1 184,2
|
1 206,0
|
|
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации
|
58 709,1
|
70 275,0
|
84 032,4
|
|
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации
|
38 380,9
|
42 733,9
|
47 518,8
|
|
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации
|
38 380,9
|
42 464,4
|
46 674,6
|
|
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации
|
0,0
|
269,5
|
844,2
|
|
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации
|
1 319,0
|
1 617,8
|
1 931,2
|
|
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации
|
12 234,2
|
13 480,5
|
14 781,3
|
|
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации
|
883,9
|
959,8
|
1 031,5
|
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации
|
28 564,9
|
32 789,3
|
37 530,5
|
|
|
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год http://www.nalog.ru/. Из них 327,4 млрд.рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (табл.2).
Таблица 2 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей
|
2009г.
|
В % к 2008г.
|
|
|
консолидированный бюджет
|
в том числе
|
консолидированный бюджет
|
в том числе
|
|
|
|
федеральный бюджет
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
|
|
федеральный бюджет
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
|
|
Всего
|
6288,3
|
2502,6
|
3785,7
|
79,1
|
70,1
|
86,5
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
из них: налог на прибыль организаций
|
1264,4
|
195,4
|
1069,0
|
50,3
|
25,7
|
61,0
|
|
налог на доходы физических лиц
|
1665,0
|
-
|
1665,0
|
100,0
|
-
|
100,0
|
|
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
|
1176,6
|
1176,6
|
-
|
117,9
|
117,9
|
-
|
|
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
|
327,4
|
81,7
|
245,7
|
104,0
|
65,2
|
129,7
|
|
налоги на имущество
|
569,7
|
-
|
569,7
|
115,5
|
-
|
115,5
|
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
1080,9
|
1006,3
|
74,7
|
62,0
|
61,5
|
71,1
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
из них налог на добычу полезных ископаемых
|
1053,8
|
981,5
|
72,3
|
61,7
|
61,2
|
70,0
|
|
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
2,3
|
0,9
|
1,5
|
62,0
|
98,5
|
51,1
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|