скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Акцизы на алкогольную продукцию скачать рефераты

Акцизы на алкогольную продукцию

ВВЕДЕНИЕ

1. Акцизы на алкогольную продукцию с 2006 года

1.1 Налогоплательщики

1.2 Понятие "алкогольная продукция"

1.3 Объект налогообложения

1.4 Расчет суммы акциза

1.5 Налоговые вычеты по акцизам

1.5.1 Вычеты по подакцизным товарам, используемым для производства других подакцизных товаров

1.5.2 Безвозвратно утерянное сырье в рамках норм естественной убыли

1.5.3 Вычеты акциза, уплаченного по этиловому спирту из пищевого сырья, израсходованному при производстве виноматериалов

1.5.4 Вычеты акциза при возврате товара покупателем

1.5.5 Вычеты акциза при приобретении региональных специальных марок

1.5.6 Вычеты акциза по подакцизным товарам, оплаченным векселем

2. Порядок зачета (возврата) акциза в случае превышения налоговых вычетов

3. Сроки уплаты акцизов и сдачи налоговой декларации

4. Практика обложения акцизами операций с алкогольной продукцией: до и после внесения последних изменений

4.1 Перспективы динамики акцизов на алкоголь в 2008-2009 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации складываются преимущественно за счет налогов, взимаемых в обязательном и безвозмездном порядке с физических и юридических лиц, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.

Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы РФ являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы. Акциз - федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового кодекса РФ. Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.

В период 2003-2005 гг. их удельные веса в общем объеме доходов Федерального бюджета РФ и бюджета Республики Башкортостан составляли 2,5-9,5% и 10,5-13,5% соответственно. Кроме того, наряду с обеспечением государства финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на него функций, акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров таких, как спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и др.

В 2006 г. гл. 22 "Акцизы" НК РФ претерпела значительные изменения. Новые нормы введены Федеральным законом от 21.07.2005 N 105-ФЗ. В том числе изменился и порядок исчисления и уплаты акцизов по алкогольной продукции.

Алкогольная продукция, входящая в перечень подакцизных товаров, играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог, весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная прямая политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитию самогоноварения и, как следствие, снижению уровня жизни населения). Поэтому акцизное налогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольной продукции, считается единственным действенным методом снижения его производства. Тем не менее, следует иметь в виду, что необоснованно завышенные ставки по акцизам на алкогольную продукцию, могут привести к тем же результатам, указанным выше. В связи с этим важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:

1) наряду с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;

2) регулировала производство и потребление алкогольной продукции с целью положительного воздействия на социальные и экономические стороны жизнедеятельности населения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов налогообложения в Российской Федерации в части акцизов на алкогольную продукцию, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ с учетом последних изменений (на конкретных цифровых примерах).

1. Акцизы на алкогольную продукцию с 2006 года

1.1 Налогоплательщики

В соответствии со ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, совершающие операции, которые признаны объектом налогообложения акцизами.

Учитывая, что производство и поставки алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ (в ред. от 31.12.2005)) имеют право осуществлять только организации (то есть юридические лица), плательщиками акцизов на алкогольную продукцию могут быть только юридические лица.

1.2 Понятие "алкогольная продукция"

В ст. 181 НК РФ приведены виды подакцизных товаров, которые относятся к алкогольной продукции. Это, в частности, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов.

Для того чтобы понять, какие именно напитки относятся к этим видам товаров, обратимся к Федеральному закону от 22.11.2005 N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ).

Согласно указанному Закону спирт питьевой - это ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95% объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

- водка - спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции;

- вино - алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции;

- натуральное вино (в том числе игристое, газированное, шипучее, шампанское) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции, которая произведена без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Обратите внимание, если организация производит вино без добавления этилового спирта, то есть получаемое путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавляет в это вино сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным.

1.3 Объект налогообложения

В 2006 г. объектом налогообложения акцизами алкогольной продукции признаются следующие операции:

- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции;

- продажа лицами переданной им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованной алкогольной продукции;

- передача на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции в уставный (складочный) капитал организаций;

- передача на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции для собственных нужд.

Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. То есть организация, осуществляющая только розлив алкогольной продукции из приобретенных виноматериалов или другого сырья (материалов), является плательщиком акциза при реализации алкогольной продукции, разлитой в бутылки.

С 1 января 2006 г. согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 107-ФЗ из ст. 182 исключена операция по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций с одновременной отменой режима налогового склада. При этом установлено, что по остаткам алкогольной продукции, находящимся на указанных складах по состоянию на 01.01.2006, оптовые склады должны начислять акциз при реализации этих остатков исходя из 80% от ставки акциза, установленной на 2006 г. (по алкогольной продукции, за исключением вин), и 65% от установленной на 2006 г. ставки акциза (по винам).

1.4 Расчет суммы акциза

О том, как нужно рассчитывать акцизы по реализованным подакцизным товарам, говорится в ст. 194 Налогового кодекса РФ. Для этого налоговую базу по реализованным подакцизным товарам нужно умножить на ставку акциза. Итак, расчет можно представить в виде следующей формулы:

по подакцизным товарам, на которые установлены специфические (твердые) ставки акцизов

С = О x А,

Где С - сумма акцизов;

О - налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

А - ставка акцизов (в руб. и коп. за единицу измерения товара).

Причем обратите внимание: если вы не учитываете раздельно операции по производству и реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза определяется исходя из максимальной ставки. Так сказано в п. 6 ст. 194 Налогового кодекса РФ.

Реализуя подакцизные товары, предприятие должно выделять в платежных документах сумму акциза отдельно. Такое требование содержится в п. 1 ст. 198 Налогового кодекса РФ. Сумма акциза не выделяется отдельной строкой только в том случае, если подакцизные товары:

1) не облагаются акцизами;

2) реализуются на экспорт;

3) реализуются организациями, которые не платят акцизы.

Суммы акциза, которые организация уплатила поставщикам при приобретении подакцизных товаров, включаются в стоимость этих товаров.

Например, так учитывается акциз по алкогольной продукции, которую организации оптовой торговли приобретают у ее производителей. Суммы акциза по такой продукции должны включаться в ее стоимость.

Правда, такое правило не действует, если акциз был уплачен по подакцизным товарам, которые используются как сырье для производства других подакцизных товаров. Акциз по таким товарам подлежит вычету при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

1.5 Налоговые вычеты по акцизам

О том, как применяются налоговые вычеты по акцизам, сказано в ст. ст. 200 и 201 Налогового кодекса РФ. Отметим, что все эти вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, в которых сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой, и документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров по цене с акцизом. Причем, если приобретенные подакцизные товары были оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

А если подакцизные товары приобретены за рубежом? Тогда акциз принимается к вычету на основании таможенных деклараций или иных документов, которые подтверждают ввоз товаров в Российскую Федерацию и уплату акциза при ввозе этих товаров.

Если же в расчетных документах сумма акциза отдельно не указана, то возместить акциз по приобретенным товарам нельзя.

Суммы акциза принимаются к вычету только в той части, в которой подакцизное сырье списано на производство фактически реализованной алкогольной продукции. Об этом сказано в п. 3 ст. 201 НК РФ. Причем если сырье списано в производство в одном налоговом периоде, а оплачено оно было в другом налоговом периоде, то вычеты по акцизам производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья.

Пример. Завод приобрел этиловый спирт для производства водки. Акциз по этому спирту составляет 125 000 руб. Причем сумма акциза выделена в платежных документах и счетах-фактурах отдельной строкой.

Приобретенный спирт был отпущен в производство в августе 2005 г., а оплатили его поставщику только в сентябре 2005 г.

Таким образом, в данном случае налоговый вычет по акцизам по этиловому спирту (125 000 руб.) завод может применить только в сентябре 2005 г.

Итак, чтобы произвести налоговые вычеты, необходимо соблюдать следующие условия:

1) приобретенные подакцизные товары оплачены;

2) приобретенные подакцизные товары списаны на производство реализованных подакцизных товаров;

3) уплата акциза документально подтверждена.

А теперь рассмотрим налоговые вычеты по акцизам более подробно.

1.5.1 Вычеты по подакцизным товарам, используемым для производства других подакцизных товаров

Если приобретенные подакцизные товары используются для производства других подакцизных товаров, то сумма акциза, уплаченная при их приобретении, подлежит вычету из начисленной суммы акциза. Но это можно сделать только в том случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, установлены на одинаковую единицу измерения.

Пример. ЗАО "Пичел" производит алкогольную продукцию. В этом случае акциз по реализованному (переданному) алкоголю можно уменьшить на сумму акциза по приобретенному этиловому спирту. Ведь ставка акциза по этим товарам установлена в расчете на одинаковую единицу измерения - один литр безводного этилового спирта.

1.5.2 Безвозвратно утерянное сырье в рамках норм естественной убыли

Пунктом 2 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что суммы акциза, уплаченные по подакцизным товарам, предназначенным для использования в качестве сырья, безвозвратно утерянным в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки, подлежат вычетам в части потерь, не превышающих нормы естественной убыли, утвержденные федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям вступившей в силу с 1 января 2002 г. ст. 254 НК РФ нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей Налогового кодекса данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2001 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей".

Согласно Методическим рекомендациям по разработке норм естественной убыли, утвержденным во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

Страницы: 1, 2, 3