скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Акцизы и их применение скачать рефераты

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ.

Расчетной стоимостью признается в соответствии с п. 1 ст. 187.1 произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

В случае, когда максимальная розничная цена не указана производителем на единице потребительской упаковки, а также в отношении папирос и сигарет без фильтра налогоплательщик в соответствии с п. 3 ст. 187.1 НК РФ обязан подать в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление о максимальных розничных ценах (далее - уведомление) по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться указанные в уведомлении максимальные розничные цены. При этом вопросы контроля налоговым органом ценообразования как параметра, непосредственно сказывающегося на налогообложении данного вида товаров акцизом, законодатель оставил неразрешенными. Представляется, что в силу разной экономической природы понятий максимальных розничных цен и цены сделки (рыночной цены) положения ст. 40 НК РФ в этой ситуации применению не подлежат;

5) как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении, либо как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении в случае осуществления соответствующих операций, составляющих объект обложения.

Налоговая база, рассчитанная указанными выше способами, на основании ст. 189 НК РФ может быть увеличена на суммы:

1) полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи;

2) авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанных с оплатой реализованных подакцизных товаров.

В этой связи налогоплательщикам, осуществляющим операции с подакцизными товарами, следует иметь в виду, что при осуществлении расчетов за подакцизные товары не в денежной форме, а, например, с использованием процентных векселей налогооблагаемая база по реализованным подакцизным товарам будет включать в себя сумму т.н. материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от использования векселей при расчетах. При этом датой реализации, а следовательно, и датой возникновения соответствующих обязательств, связанных с осуществлением налогового контроля, будет являться дата реализации подакцизных товаров, а не дата предъявления векселей к оплате.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации ст. 191 НК РФ определяет следующий порядок исчисления налоговой базы:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:

их таможенной стоимости;

подлежащей уплате таможенной пошлины.

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ, положения которой комментировались выше.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации. См.: Лермонтов Ю.М. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы» (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика либо стоимость товаров, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации, перемещения товара через таможенную границу либо получения подакцизных товаров.

5. Порядок и срок уплаты акцизов

В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с главой 22 НК РФ не установлено.

Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие трех видов налоговых ставок, а именно:

1) твердые (специфические) налоговые ставки, выражающиеся в установлении абсолютной суммы налога, подлежащего к уплате, на единицу измерения налоговой базы облагаемого объекта обложения;

2) адвалорные (в процентах) налоговые ставки, выражающиеся в установлении процента или иного соотношения суммы налога, подлежащего к уплате, от размера налоговой базы облагаемого объекта обложения;

3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Статья 193 НК РФ на настоящий момент устанавливает только два вида налоговых ставок: твердые (специфические) и комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок).

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

С 1 января 2008 г. налоговые ставки установлены ежегодно на период с 2008 по 2010 г. При этом в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 годы уровня инфляции новая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ предусматривает следующую индексацию специфических ставок акцизов на подакцизные товары (за исключением табака, сигар, сигарет и папирос):

на 2008 год - на 7% по отношению к 2007 году;

на 2009 год - на 6,5% по отношению к 2008 году;

на 2010 год - на 6% по отношению к 2009 году.

Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008 - 2010 гг. планируется сохранить на действующем уровне в целях легализации импорта такой продукции. Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром предполагается проиндексировать на 2008 - 2010 гг. на 20% по отношению к предыдущим годам. Специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы должны быть проиндексированы на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. - на 28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно предполагается ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5-процентных пункта в год. См.: Зрелов А.П. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году. Деловой двор, 2008. С. 36-40.

Для алкогольной и спиртосодержащей продукции вместо применявшейся ранее единой ставки будет установлено две ставки: для продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% и продукции с долей спирта не более 9%. Тем самым предлагается вернуться к многолетней, существовавшей до 2007 года практике, когда ставка акциза на слабоалкогольную продукцию устанавливалась отдельно и была меньше ставки акциза на водку и ликероводочную продукцию. В 2008 - 2010 гг. размер ставки на слабоалкогольную продукцию составит около 63% от ставки на алкогольную продукцию с более высоким содержанием этилового спирта. Данная мера принята в целях повышения доли слабоалкогольных напитков в структуре производства и потребления алкогольной продукции в Российской Федерации См.: Софрин А.Б. Комментарии к изменениям в главу "Акцизы" Налогового кодекса // Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 12-14..

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, подлежащего уплате, уменьшенная на налоговые вычеты.

При превышении суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде суммы акциза, акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В частности, проверяет факты представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, как то:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации;

5) прочие документы, указанные в п. 7 ст. 198 НК РФ, истребуемые налоговым органом в отдельных случаях.

В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

В случае если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.

Необходимо указать, в какой бюджет бюджетной системы Российской Федерации зачисляется соответствующая сумма акциза (ст. 50 БК РФ) См.: Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ/ Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007..

Заключение

Акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Российской Федерации и обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным источником федерального бюджета.

При этом акциз в качестве представителя косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товара и перелагаемых таким образом на конечного потребителя, представляет собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.

Именно в связи с этим круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, четко определен и строго ограничен, из него исключены потребительские товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.

На сегодняшний день косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Их доля в налоговых поступлениях России составляет более 20 процентов, что обусловлено, прежде всего, высоким фискальным эффектом этих налогов, а также их способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции.

В России преобладание в налоговой системе косвенного обложения напрямую связано с фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. В условиях экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги стала практически единственным решением возникающих в связи с этим проблем, поскольку для перехода к преимущественно прямому налогообложению в настоящее время не создано необходимых условий. Объективно существующими препятствиями в сборе прямых налогов с организаций и населения являются, прежде всего, неразвитость экономики, огромное число трудноохватываемого налогами мелкого предпринимательства, низкий жизненный уровень населения, при котором масштабы прямых налоговых изъятий из его доходов предельно ограничены.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Список использованной литературы и источников

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, Ст. 3340,

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. В ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, Ст. 3823.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. В ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, Ст. 2066.

5. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

6. Федеральный закон "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26, Ст. 3006.

7. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ/ Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

8. Лермонтов Ю.М. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы» (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

9. Борисов А.Н. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы» (постатейный). ЗАО Юстицинформ, 2005. 462 с.

10. Нечипорчук Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 мая 2007 г. № 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Налоговый вестник: Комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2007. № 8. С. 23-25.

11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.

12. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. - 329 с.

13. Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохина. - М., 2003. - 356 с.

14. Зрелов А.П. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году. Деловой двор, 2008. С. 36-40.

15. Софрин А.Б. Комментарии к изменениям в главу "Акцизы" Налогового кодекса // Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 12-14.

Страницы: 1, 2, 3