Реферат: Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание
– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности;
– художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
– воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних
особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития
личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического
воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого
раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию
окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и
общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения
творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых
эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт
формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к
действительности и к искусству.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен
родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за
формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые
«кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются
именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие
ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность
родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация
детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно,
согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста,
детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в
комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что
красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину.
Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно,
чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность
анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством
предметного моделирования, конструирование, по картинам.
4.2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Формирование в начальный период воспитания, навыки, знания, эмоционально-
смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое
углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.
В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-
чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то
есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении
эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических
явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов
общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально
психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются
многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и
эстетической сферах.
В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой
личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в
специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным
изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие
только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость
изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-
педагогические исследования подтверждают это.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно
утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала,
оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств,
входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение
системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании
продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью,
мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов
самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских
учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев,
парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом,
первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений,
зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного
облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его
интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности,
особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой
способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли
смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «
второй природы », то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в
человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в
творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий —
ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался,
что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую
значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит
утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы
не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством
их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и
особенности практического взаимодействия человека с миром были бы
принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно,
с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой
значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического
идеала.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью
человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно
связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые
результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно
представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Кроме того, эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в
сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах
жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и
индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является
функционирование эстетического сознания личности, направленность которого
выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды
через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда,
суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной
ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных
ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к
ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость
образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и
художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных
(внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость
и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в
деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее
эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном
общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической
культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни
общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой
зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере
искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки
художественных достоинств произведений. Все эти характеристики
концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически
значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее
общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально
неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и
оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он
реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого
художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных
произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно
обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей
действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего
существования и неповторимости жизни.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной
ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в
эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус
предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию
произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их
содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной
их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной
культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и
оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в
материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной
выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-
утилитарного назначения. Не случайно, еще В.В.Стасов отмечал: «Настоящее,
цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где
потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности
простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось
настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя
изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и
шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и
интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и
скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором
организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей
трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение
художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и
мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда
создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным
достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная
закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление
разделения труда и специализацию действует и сегодня. Мастерство,
художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым
труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание
квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности
подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее
формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного
воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует
формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях;
гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту
реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то
есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности
и общения детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая часть вопросов, поднятых в связи с художественным сознанием, таких
как, например, эстетическое чувство, вкус, идеал, освоение и т.д. формируется
и проявляется, обретают свою эстетичность в процессе эстетического отношения.
Эстетическое отношение – общезначимое и общечеловеческое отношение, присущее
людям. Раскрытие природы и сущности эстетического отношения – одна из
основных теоретических проблем эстетики и ряда других наук. Проблему
эстетического отношения можно рассмотреть с точки зрения гносеологии, либо
психологии. В любом случае, в качестве объекта выступает красота
(прекрасное), вызывающая в субъекте особое переживание эстетического
отношения – отношения к прекрасному, а прекрасное – это свойство,
притягивающее к себе эстетическое отношение. Эстетическое отношение нельзя
рассматривать как полное совпадение явления и сущности, из чего следует, что
эстетическое отношение – это высшее проявление интуитивной способности
человека, его способности проникать в таинственную красоту природных явлений.
Эстетическое отношение – непрерывный процесс взаимодействия человека с
окружающим миром, процесс самоутверждения и самоопределения личности.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории
эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Точное знание
категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше
ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эстетическое сознание и процесс его формирования, Ин-т философии АН
СССР, М., Искусство, 1981
2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
5. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
Страницы: 1, 2
|