скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этика и конфликтология скачать рефераты

завышенная оценка, так как легко может нарушить равновесие интересов других

сотрудников.

Типичные ошибки завышения оценок руководителем являются следствием:

§ дружеского расположения руководителя к подчиненному, возникшего на

основании неоднократного неформального общения;

§ великодушия руководителя, желающего слыть добрым;

§ «шлейфа» хорошей репутации сотрудника;

§ оценки по второстепенным критериям и внешним признакам (допускается

в отношении сотрудников, умело пользующихся саморекламой);

§ завышенной оценки лично симпатичного, психологически приятного

сотрудника;

§ контраста с худшим работником, ранее работавшем на этом месте, или

сотрудниками того же уровня компетенции.

Типичные ошибки занижения оценок руководителем возможны в силу:

§ личной антипатии;

§ «шлейфа» плохой репутации сотрудника;

§ неумения работника эффективно представить свою работу;

§ придирчивости как следствия предыдущего конфликта;

§ преднамеренного, но еще не известного сотрудникам повышения

требований из-за какой-либо новой информации;

§ завышенных требований с целью преднамеренного дальнейшего наказания

сотрудника.

При допущении руководителем столь незрелых и противоречащих стратегическим

интересам фирмы управленческих ошибок, можно признать факт его

некомпетентности для координации деятельности рабочего коллектива. Причиной

такой некомпетентности вероятно служат формы моральной дисгармонии

руководителя, которые являются следствием:

недостаточного уровня интеллектуального развития, когда интеллект не в

состоянии постичь ситуацию, явление или процесс, происходящий в организации

или в ее контактах с внешним миром. В этом случае эмоции господствуют над

разумом, и это может стать причиной ошибки при принятии решения;

недостаточного развития воли или болезни воли (нерешительность, бездействие).

В этом случае решения менеджера могут быть правильными и вполне этичными,

но они не реализуются на практике;

недостатков функционирования эмоционального комплекса: неадекватной

личностной оценки ситуации, стагнации моральной системы оценки, порока

моральной системы самооценки;

дисгармонии во взаимодействии сознательного и подсознательного механизма

регулирования поведения человека, что приводит к утере автоматической

ориентации на моральное поведение и поступки.

Однако и у подчиненного может возникнуть необъективное суждение о менеджере.

По причине мнительности, завышенной самооценки или чрезмерной жажды быстрого

карьерного роста, сотрудник будет склонен видеть предвзятое отношение к

себе руководителя, недооценку своих талантов и профессиональных возможностей.

Таким образом, самый простой и короткий путь к уменьшению стремления

сотрудника конфликтовать с руководством – мотивация персонала.

Мотивы побуждают людей к определенным действиям. Задачей менеджера является

в таком случае направление этих действий в нужную ему сторону.

Как мотивы в управлении персоналом могут выступать материальные и

нематериальные факторы. Материальные факторы (заработная плата, страховки,

отпуска и т. п.) играют важную роль лишь «внешне». Как правило, «купить»

хороших работников менеджерам не удается: чем больше заработная плата, тем

требовательнее становятся сотрудники. Следовательно, вместе с заработной

платой растет неудовлетворенность и ожидания все большей и большей оплаты

при оттеснении на задний план труда как такового: забывается «причина»

вознаграждения, тогда как само вознаграждение становится само собой

разумеющимся и обязательным.

Именно поэтому сегодня в мировой практике менеджмента уделяется повышенное

внимание «менеджменту потребностей». Сотрудники хотят иметь

интеллектуальную, ответственную работу; труд, который приносит радость

созидания и сознание собственной значимости; участие в решении интересных

проблем планирования и, отчасти, руководстве; этическую атмосферу

повседневной деятельности.

Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике индивидуальность,

которая стремится к самореализации. Поэтому такие меры, как:

- предоставление условий для творческой работы;

- предоставление сотрудникам возможности принадлежать к элитарной

группе в организации;

- содержательные трудовые задания (например, делегирование полномочий

руководителя);

- возможности развития и продвижения по служебной лестнице,

построение карьеры;

- либерализация распределения рабочего времени и др.

являются серьезным стимулом для персонала и приводят не только к хорошим

экономическим результатам, но и (что тесно связано с экономической сферой)

создают хороший этический климат в организации и состояние удовлетворенности

работой.

Талантливый менеджер должен уметь распознавать не только постоянные во

времени нужды персонала, но и ситуативные, личные, единичные потребности и

стремиться удовлетворить их. Но здесь существует опасность схематичного,

штампованного подхода к проблеме человеческих потребностей, который,

конечно, должен быть исключен из практики хотя бы из принципа уважения к

другому, как к себе (что, впрочем, является чисто этической проблемой, причем

– общечеловеческой).

Работа менеджера с коллективом

Каждый коллектив так же индивидуален, как и отдельный сотрудник, и этика

менеджмента требует, чтобы руководитель выбирал методы и приемы воздействия

на группу с учетом ее особенностей, поскольку те поступки и поведение

менеджера, которые допустимы с точки зрения этики в одном коллективе, могут

оказаться неэтичными и непозволительными в условиях деятельности другой

группы сотрудников.

Рассмотрим несколько классификаций трудовых коллективов. Первая из них –

деление исторических особенностей возникновения данной рабочей группы.

Коллектив, образовавшийся давно, с длительной историей становления и

развития, даже притом, что его состав лишь относительно стабилен, имеет

достаточно устойчивые традиции. Эти традиции могут быть и положительного, и

отрицательного характера. Менеджер, пришедший в такой коллектив, должен

выявить эти традиции, устоявшиеся взгляды основной части коллектива,

проанализировать, оценить и решить, следует ли поддерживать и развивать их

или с ними должно бороться. Приняв решение бороться с теми или иными

традициями, следует выяснить, в какой период жизни и функционирования

коллектива они образовались: если они сформировались в исторический период,

неблагоприятный для коллектива (в том числе неблагоприятный для социальной

общности более высокого порядка), они могут быть более стойкими, нежели

традиции, установившиеся в исторический период, иной по характеру. Эта

закономерность была замечена давно: «общее неблагополучие объединяет людей

сильнее, чем общее благополучие». Она дает основу для одной выявленной также

давно, но мало известной и еще менее учитываемой менеджерами в своей работе

с коллективами тенденции: неправильные, неверные поступки руководителя

воспринимаются людьми острее и остаются в памяти дольше, нежели правильные.

Такая тенденция опирается на инстинкт самосохранения, который активизируется

в неблагоприятной для индивида ситуации.

Коллектив с коротким историческим путем (недавно созданный как новое

организационное звено в структуре, полностью или частично переформированный и

т. п.) обычно представляет собой довольно сложное и пестрое образование,

поскольку работники, пришедшие из других коллективов, являются носителями их

традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов. В данном случае следует

познакомиться со всеми привнесенными в новый коллектив традициями,

привычками; одни этично поддержать и развивать, другие – погасить, предать

забвению, и, возможно, заняться основополаганием новых, объединяющих весь

коллектив.

Рассмотрим вторую классификацию коллективов – по половозрастному составу.

Взаимоотношения менеджера с группой могут быть по-разному эмоционально

окрашены в зависимости от указанного выше признака. Руководитель, действуя в

рамках существующих и одобренных наукой и практикой приемов и способов

воздействия на коллектив или отдельного сотрудника, должен учитывать как

средний возраст работников в управляемом коллективе, так и возраст и пол

человека, с которым он взаимодействует в данный момент. В умении подобрать

самый эффективный способ воздействия на конкретного работника и заключается

искусство управления.

Общеизвестен тот факт, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому

этика общения с коллективом, полностью состоящим из женщин, требует от

руководителя большой эмоциональной окрашенности публичных выступлений (на

совещаниях, общих собраниях и т. п.), а также личной беседы. Менеджер должен

учитывать, что женщина более ранима, уязвима; при постоянной жесткости,

проявляемой менеджером при общении с сотрудницей, возможно возникновение у

нее стойкой негативной реакции на контакт с руководителем, что может

отразиться на ее отношении к работе, на продуктивности труда, может стать

препятствием в установлении отношений с другими сотрудниками. Однако менеджер

может использовать и положительные стороны этой психологической

характеристики женщин: женщина быстрее своих коллег-мужчин отзовется на

обращение руководителя к коллективу, содержащее просьбу выполнить

сверхплановую работу, помочь кому-нибудь, или на какую-либо другую просьбу,

высказанную руководителем достаточно эмоционально, или, если руководитель

сумел придать неформальный доверительный характер своему обращению и

«подобрал ключ» к проявлению у женщины ее извечных ценных качеств –

склонности к сочувствию, самоотверженности, преданности и т. п.

Существует еще одна закономерность: коллектив, смешанный по полу, более

продуктивен, менее конфликтен; причина этого – желание представителей обоих

полов выглядеть в глазах другого пола наивыгоднейшим образом. Однако этика

требует от менеджера особой осторожности в общении со смешенным по полу

коллективом: поведение и отдельные поступки менеджера не должны наносить удар

по самолюбию ни «сильного», ни «прекрасного» пола.

Возрастная характеристика коллектива также влияет на действия менеджера и на

его отношения с подчиненными.

Каждая возрастная группа, входящая в состав коллектива, имеет свои, отличные

от других, потребности, взгляды, а следовательно, и отношение к работе, к

коллегам. Руководитель должен выбирать методы воздействия на сотрудника с

учетом его возраста. Однако ошибочными будут действия руководителя по

выработке «рецепта» обращения к тому или иному сотруднику или к группе лиц,

основываясь только на их возрасте. Дело в том, что хотя и существует

возрастная психология, но ее правила действует «в общем и среднем» и

пользоваться ими следует с осторожностью: конкретный человек может быть

абсолютно не подвластен типовым возрастным психологическим особенностям,

сохраняя свежесть и остроту восприятия в далеко не молодом возрасте, или

наоборот, молодому человеку могут быть присущи характерные черты зрелости,

обдуманная оценка, анализ отношения к работе, свойственные людям во второй

половине жизни. Поэтому этика требует от менеджера постоянного внимания и

осторожности в подходе к возрастным особенностям сотрудников.

Третья классификация предполагает деление коллективов по целевым и

мотивационным характеристикам.

Мотивация деятельности коллектива в целом складывается из мотиваций

отдельных сотрудников, поэтому руководитель должен знать мотивационные

характеристики личностей в коллективе. Выявление мотивов деятельности

личностей - дело весьма непростое, требующее грамотно организованного и

проведенного социологического исследования. Руководитель должен не только

полагаться на свою интуицию, жизненный опыт для выявления и изучения

мотивов и мотивировок деятельности, но и в большей степени использовать

результаты и выводы социологических «зондирований», которые желательно

проводить периодически и обязательно силами специалистов, поскольку

мотивационные характеристики могут изменяться - как под влиянием изменений

внешних условий (трансформация организаций, структуры управления и т. п.),

так и в связи с изменениями внутренних, свойственных личности, ценностных

установок, ориентаций и др. Для чего надо знать мотивационные характеристики

коллектива? Разница в мотивах, определяющих и направляющий работу группы и

каждого сотрудника в отдельности, влияет на этику подбора методов

воздействия менеджера на подчиненных, на восприятие ими действий

руководителя, на формирование этичных взаимоотношений личностного и

производственного характера между сотрудниками и, следовательно, на

результаты совместного труда.

Четвертая классификация коллективов – на собственно производственные

коллективы, т. е. включенные в процесс, завершающийся выпуском материальной

продукции или услуг, и коллективы, занимающиеся научной деятельностью.

Поскольку задачи этих групп коллективов, роль руководителя в их решении,

особенности межличностного восприятия и отношений, конфликтные ситуации,

адаптация молодых специалистов, соотношение социальных ролей сотрудников и

другие

показатели отличаются, то и методы работы руководителя производственного и

научного коллектива должны различаться. Внутри группы научных коллективов

выделяют коллективы, занимающиеся фундаментальными исследованиями и

прикладными разработками. Специфика деятельности «прикладников» и

«фундаментальщиков» также накладывает отпечаток на ряд характеристик входящих

в них личностей.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: менеджер, желающий

осуществлять контакты с подчиненным ему коллективом в строгих этических

рамках, должен прежде всего выяснить, какими особенностями обладает данная

группа людей в целом, что отличает этот коллектив от прочих, и действовать в

дальнейшем, принимая во внимание эти отличия и особенности.

Взаимоотношения между персоналом одного уровня компетенции. Межгрупповые

отношения

Проблемы этического характера возникают при растущей конкуренции – например,

некоторые сотрудники пытаются гарантировать себе место путем вытеснения

других сотрудников. Проблема «уживания» сотрудников в одном коллективе

является немаловажной в кадровом менеджменте. Если менеджер не реагирует на

отрицательный этический климат фирмы, то это сказывается не только на

результатах работы коллектива, но и имеет обратный эффект воздействия на него

самого; образуется замкнутый круг: менеджер, не интересующийся проблемами

коллектива, в результате сам может пострадать от плохого, неэтичного климата

фирмы. Этот вопрос неминуемо возникнет при оценке данного руководителя как

сотрудника либо своего коллектива, либо коллектива менеджеров фирмы в целом.

Исследования Г. Вольфа в области кадрового менеджмента, проведенные в

Германии несколько лет назад, показали, что около 1.2 млн. работников

оказались жертвами ежедневного психо-террора на рабочем месте. Из 4000

опрошенных 17.8% чувствовали себя неудобно с коллегами; 14.3% полагали, что

коллеги их не переносят; 19.4% думали, что в их коллективе царствует

конкуренция. Среди причин плохого климата на фирме были названы следующие

(число ответов не ограничивалось):

- интриги (71%);

- наушничество (52%);

- зависть коллег (49%);

- конкурентная борьба, ведущаяся аморальными методами (32%);

- стремление сделать карьеру, используя коллег (23%).

Подобные проблемы имеют место практически во всех организациях, и

ответственность за их разрешение практически всегда лежит на руководителе.

Хорошо, если руководитель обладает лучшими нравственными чертами, знаком с

нормами общечеловеческой этики и способен интуитивно привнести их в свой

коллектив; но если нет, то необходимо специальное обучение: менеджеру

необходимо быть компетентным не только профессионально, но и «этически».

Ведь при плохой атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести

универсальные этические нормы в свой коллектив растет и его собственная

неудовлетворенность. Кроме того, создание благоприятного климата в коллективе

является основным фактором экономического успеха.

Подобно людям, за деньги и власть, престиж и признание могут соперничать и

группы. Существуют два типа концепций работы с группами, направленных на

предотвращение конфликтов: первая (эпизодическая) концепция предлагает

развитие неформальных каналов коммуникации на основе систематических встреч

коллег (плановых и неплановых) для обсуждения текущих и перспективных проблем

предприятия; вторая (точечная) концепция основывается на том, что фирма

нуждается в творческих, компетентных, инициативных индивидуумах, которым

должна быть предоставлена свобода за счет либерализации разделения

обязанностей в отделах и иерархических структурах в сочетании с повышением

уровня квалификации сотрудников.

К сожалению, слишком оптимистические ожидания от групповой работы могут быть

существенно осложнены возможным «групповым эгоизмом» (когда воспринимается

только «мы» - группа, и исключается контакт с другими отделами) или

давлением отдельных сотрудников (как правило, молодых и неопытных).

Инновационная деятельность

Конфликт – обязательный спутник инновации. Внедрение нового продукта,

технологии или услуги чаще всего означает для индивида необходимость

отказаться от привычного, от старого становится изменением в условиях

производства, в потребительской сфере, в привычках и в сформировавшихся

общественных связях. Следовательно, даже в случае успеха инновация

сопровождается конфликтами – ведь она заставляет приспосабливаться к новому.

Из-за традиционно негативного восприятия конфликта общественный климат,

порождаемый инновациями, не благоприятствует распространению инновационной

деятельности, даже безусловно обоснованной с экономической точки зрения, и

зачастую тормозит ее. Это явление можно назвать инновационной

недееспособностью (инертностью) общества (организации).

Менеджеру, производящему реформы, крайне сложно бывает не выйти за рамки

этических стандартов и сохранить в коллективе (уже находящемся в стации

конфликта) максимально благоприятную атмосферу.

В процессе внедрения новшества в жизнь организации можно выделить три этапа:

Ø Первый этап – ознакомительный, когда руководство ставит

сотрудников в известность о планах инноваций и предъявляет конкретные

требования к каждому из них.

Ø Второй период можно назвать периодом дифференциации.

Ознакомившись с комплексом требований менеджера, подчиненные вырабатывают

свою позицию по отношению к этим требованиям. Таким образом, коллектив

расслаивается. При этом внутри общей группы могут появиться следующие

подгруппы:

a) сотрудники, активно поддерживающие руководителя, разделяющие его

точку зрения – люди, отличающиеся не только единомыслием, но и явно

демонстрирующие это в своей служебной деятельности. Назовем эту подгруппу

«активно поддерживающие»;

b) вторая группировка объединяет людей, еще не решивших для себя,

какую позицию они будут занимать по отношению к требованиям менеджера, не

определивших вполне свое будущее служебное поведение. (Возможные причины –

надежды, что действующий менеджер недолго будет занимать эту руководящую

должность.) Поэтому назовем эту подгруппу «осторожные»;

c) третья возможная подгруппа – «равнодушные», безразлично относящиеся к

служебным требованиям и развитию организации;

d) четвертая подгруппа – «противодействующие» либо пассивно, либо

активно. Первые не высказывают вслух и не демонстрируют явно свое

негативное отношение к требованиям и действиям менеджера, но при каждом

удобном случае указывают коллегам на его ошибки и малейшее отклонение от

объявленной им программы. Вторые же, т. е. активно противодействующие,

постоянно и явно, с основанием и без оного, порицают, критикуют менеджера,

выказывают свое негативное отношение к его требованиям, к его собственному

поведению и действиям.

К концу второго этапа каждый в коллективе определяет свое отношение к

порядкам, вводимым менеджером. Однако это не значит, что сотрудники,

придерживающиеся одной из трех представленных позиций, объединяются между

собой в группировки – вовсе нет; представитель каждой подгруппы может

прекрасно соседствовать и сотрудничать с представителем другой подгруппы, не

отказываясь при этом от своих взглядов. Все по-прежнему трудятся вместе,

поскольку формально являются единым коллективом.

Ø Третий этап в развитии можно назвать интеграционным. Суть его в

том, что менеджер, действующий вместе со своими единомышленниками, активно

его поддерживающими, постепенно преодолевает опасения и страхи «осторожных»,

которые вовлекаются в общие позитивные процессы, происходящие в коллективе,

разбивает лед равнодушия безразличных сотрудников, и они также становятся

его активными помощниками.

Далее перед менеджером возникает естественный вопрос: «Что делать с

«противодействующими»?» Несмотря на необходимость особого внимания менеджера

к этическим аспектам своих интеграционных действий на третьем этапе развития

коллектива, ответ на этот вопрос однозначен: с «противодействующими» надо

расставаться, они должны быть уволены. Если они останутся в группе на долгий

срок, их действия могут постепенно привести к разрушению сплоченности и

единомыслия, установившихся в остальной части группы благодаря стараниям

менеджера и тех, кто активно его поддерживал. Разрушение будет происходить

медленно, и его трудно, а иногда невозможно остановить.

Однако этика менеджмента и тут предъявляет свои права: менеджеру стоит

расставаться с теми, кого необходимо удалить из группы, мирным путем, не

озлобляя увольняющихся и не озлобляясь самому. В самом деле, далеко не

всегда «активно противодействующие» просто одержимы идеей мешать работать

руководителю; чаще всего они просто по-другому видят цели коллектива,

придерживаются иного по сравнению с менеджером взгляда на методы работы. Их

можно и нужно удалить из коллектива, но не следует при этом видеть в них

врагов: несовпадение во взглядах на цели работы, средства их достижения и

служебные обязанности не должно стать платформой для возникновения взаимной

ненависти. Этика делового общения и менеджмента требует от руководителя

личного благородства и умения добиться того же как от тех, кого увольняют,

так и от тех, кто остается в группе для дальнейшей работы.

Заключение

Исходя из изложенных выше основ конфликтологии и основополагающих этических

принципов, можно прийти к выводу, что этические нарушения и факт

«жизнедеятельности» конфликта – элементы одного замкнутого круга. Конфликт –

следствие этических нарушений – разразившись, становится благоприятной

почвой для новых и новых отклонений от правил этики.

Абсолютная этичность построения отношений, как понятие субъективное,

невозможна. Следовательно, невозможна и полная бесконфликтность.

Если считать верным допущение о конструктивности конфликта, который

способствует прогрессу, становится инструментом развития, поступательного

движения вперед, этические нарушения – полезны и необходимы. Они препятствуют

стагнации и развивают среду возникновения конфликта.

Такое заключение логично, но все же не очень верно. Ведь в основе любой

деятельности человека – стремление к идеальному, к совершенству, желание

достичь большего и лучшего (это закон, который никто еще не пытался

опровергнуть). Поэтому именно внутренняя культура личности, вросшие в

мировоззрение людей моральные и этические принципы делают возможным то

самоограничение, которое, в конечном счете, «выводит» (человека, коллектив,

организацию, все субъекты, действующие в сфере общечеловеческих и деловых

отношений) на необходимый и желаемый результат.

Список использованной литературы:

q Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.,2001; Этика

менеджмента. М.,2002

q Алберти Е., Эммонс Л. «Умейте постоять за себя». М.,1992

q Крупенин А. Л. Все об этикете, т. 2. Р-н-Д., 1996

q Учебник по управлению персоналом «Юнити». М., 1998

q «Искусство управления» №6 (18) 2002

q «Карьера» №11 2000

Страницы: 1, 2, 3