скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этика делового общения скачать рефераты

Реферат: Этика делового общения

Реферат

на тему: Этика делового общения.

План

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА. 2

2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 9

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,

функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения —

как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с

общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у

человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению

мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению

к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение,

свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в

сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна

гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия

этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой

этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения

рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом

Аристотелем как название науки о нравственности.

Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо

поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась

ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль это

нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуще­ствление которых носит

добровольный характер.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от

латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших

предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или

иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и

обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи это устойчиво проявляющиеся в поступках

людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они

составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного

общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только

указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного

народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище,

приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их

связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно

обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит

могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы

становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень

медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют

различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности

лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к

поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества

или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их

поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о

поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о

нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый

характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в

определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную

жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее

изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает

положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной

ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в

том числе и нравственной

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только

совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного

развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как

системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими

нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности

и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально

и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных

интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая моральным

опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в

моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако

человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического

усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках,

отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения

нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем

или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной

ответственностью существует определенная связь. Уровень образования

человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают

одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот

наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности.

Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной

культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное,

сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между

людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе

эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости,

непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных

отношений — низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты,

возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей,

придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются

различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в

состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного

реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При

фрустрации меняется прежняя линия поведения чело­века. Активная защитная

реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная

беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты

является неспособность ответить на грубость и агрессивность.Ни активная, ни

пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

• Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов:

подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов,

нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.

Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная

ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из

конфликтных ситуаций.

• Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует

повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны

разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной

общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно

определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника,

предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать

в процессе общения качества своей личности'. Культура общения

непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой

общения.

• Реальный процесс общения — это общение реальных, живых людей, обладающих

индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже

в утилитарном общении выявляется общность человеческих переживаний,

потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и антипатии,

дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно объединить термином

"личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой,

политичес­кой и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и

побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека

как общественного существа развивав специфически присущая только ему

нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной

среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей общественного

человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек

неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком,

обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие

внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная

культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она

сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными

оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их

взаимные ожидания.

•Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности,

пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе

общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении,

непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно

сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в

каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная

коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм,

регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения

руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые

коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они

различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике,

предусматриваемой соответствующими нормами.

В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном

общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в

личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с

условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с

одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой —

программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные

контакты людей.

Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение.

Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются

непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на

этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-

ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и

непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип

общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно,

объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы

воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму —

мораль.

В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства

воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических

преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально-

однородной средой. Они подчиняют личностные отношения собственнической

психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.

•Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей,

одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок

поведения. Такой порядок поведения уста­навливается в семье, в общественных

местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви,

дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в

соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы

регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы,

традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить

признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему.

Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то

этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д.

В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает

признавать установ­ленные государством значимости, такие, как ранг, титул,

чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины,

организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять

приказы старших по званию.

Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую

направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с

которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и

сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость

каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от

личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же

от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует

помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись

смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости

человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости,

учтивости.

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее

общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию,

поскольку относится к данной категории как особен­ное к общему. Деловой этикет

— важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У

отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок,

особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А

еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых

русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся

предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие

себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают

все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских", оценить которое

можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни

молвить не умеет".

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В

старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно

которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету".

Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто

выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское

предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового

Страницы: 1, 2