Реферат: Этика делового общения
Реферат: Этика делового общения
Реферат
на тему: Этика делового общения.
План
1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА. 2
2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 9
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,
функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения —
как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с
общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у
человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению
мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению
к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение,
свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в
сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна
гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия
этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой
этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения
рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом
Аристотелем как название науки о нравственности.
Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо
поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась
ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это
нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит
добровольный характер.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от
латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших
предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или
иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и
обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках
людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они
составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного
общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только
указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного
народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище,
приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их
связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно
обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит
могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы
становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень
медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют
различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности
лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к
поступкам и людей.
Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества
или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их
поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о
поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о
нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый
характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в
определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную
жизнь человека.
Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее
изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает
положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной
ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в
том числе и нравственной
Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только
совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного
развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как
системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими
нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности
и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально
и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных
интересов.
Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая моральным
опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в
моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако
человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического
усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках,
отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения
нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем
или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной
ответственностью существует определенная связь. Уровень образования
человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают
одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот
наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности.
Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной
культуры.
В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное,
сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между
людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе
эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости,
непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных
отношений — низкая нравственная культура общения.
Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты,
возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей,
придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются
различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в
состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного
реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При
фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная
реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная
беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты
является неспособность ответить на грубость и агрессивность.Ни активная, ни
пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,
• Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов:
подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.
Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов,
нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.
Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная
ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из
конфликтных ситуаций.
• Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует
повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны
разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной
общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно
определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника,
предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать
в процессе общения качества своей личности'. Культура общения
непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой
общения.
• Реальный процесс общения — это общение реальных, живых людей, обладающих
индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже
в утилитарном общении выявляется общность человеческих переживаний,
потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и антипатии,
дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно объединить термином
"личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой,
политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и
побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека
как общественного существа развивав специфически присущая только ему
нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной
среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей общественного
человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек
неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком,
обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие
внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная
культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она
сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными
оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их
взаимные ожидания.
•Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности,
пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе
общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении,
непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно
сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в
каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная
коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм,
регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения
руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые
коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они
различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике,
предусматриваемой соответствующими нормами.
В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном
общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в
личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с
условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с
одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой —
программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные
контакты людей.
Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение.
Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются
непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на
этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-
ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и
непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип
общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно,
объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы
воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму —
мораль.
В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства
воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических
преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально-
однородной средой. Они подчиняют личностные отношения собственнической
психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.
•Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей,
одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок
поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных
местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви,
дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в
соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы
регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы,
традиции, общественное мнение.
Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить
признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему.
Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то
этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д.
В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает
признавать установленные государством значимости, такие, как ранг, титул,
чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины,
организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять
приказы старших по званию.
Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую
направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с
которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и
сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость
каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от
личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же
от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует
помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись
смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости
человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости,
учтивости.
Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее
общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию,
поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Деловой этикет
— важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У
отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок,
особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А
еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых
русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.
В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся
предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие
себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают
все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских", оценить которое
можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни
молвить не умеет".
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В
старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно
которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету".
Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто
выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское
предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового
Страницы: 1, 2
|