скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этика буддизма скачать рефераты

– «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра

состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья)

обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют

сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы

– физического и психического облика человека; нама-рупа способствует

формированию шести чувств (аятана) – зрения, слуха, осязания,

обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша

) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем

желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность

(упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек.

Привязанность приводит к хождению в существование (бхава),

следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение

влечёт за собой старость и смерть

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и

дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к

следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы оставлять как

можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не

должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного».

«Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх;

у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда

возьмётся страх?» «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти,

если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается

снова и снова, если не искоренена склонность к желанию».

«Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением

желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого назову я

учителем?» Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы

и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего

освобождения, называется мокшей, а в буддизме – нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это

смерть. Неверно. Нирвана – это покой, мудрость и блаженство, угасание

жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций,

желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь обычного

человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином

качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не относится ни к моно­теистическим (признающим единого Бога),

ни к политеистическим (осно­ванным на вере во многих богов) рели­гиям.

Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных

су­ществ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.),

но считает, что они тоже подчинены дей­ствию кармы и, несмотря на

все свои

сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от

пере­воплощений. Только человек способен «встать на путь» и,

последовательно меняя себя, искоренить причину пере­рождений, достичь

нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам

придётся родить­ся в человеческом облике. Только сре­ди людей могут

появиться высшие ду­ховные существа: будды — люди, дос­тигшие

Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы —

те, кто откладывает уход в нир­вану ради помощи другим созданиям.

Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в

буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или

единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других

религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не

могут карать грешников или награждать праведни­ков. Буддизм — и в этом

ещё одно его отличие от других религий — не при­знает провидения и

подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных

усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэ­тому в

«Дхаммападе» сказано: «Строи­тели каналов пускают воду, лучники

подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы

сми­ряют самих себя».

2.4. Дхарма – закон, истина, путь

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет

учение Будды, высшую истину, кото­рую он открыл всем существам. «Дхар-ма»

буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма»

оз­начает в буддизме моральную доброде­тель, прежде всего — это моральные

и духовные качества Будды, которым ве­рующие должны подражать. Кроме

того, дхармы — это конечные элемен­ты, на которые, с точки зрения

будди­стов, разбивается поток существования.

В своей первой речи после Про­светления Будда сравнивает способно­сти

разных людей к постижению Дхар­мы с разнообразием лотосов в пруду:

«И оглядев мир своим оком Просвет­лённого, Благословенный, преиспол­ненный

сочувствия ко всем живым су­ществам, увидел существа, умственный взор

которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор

покрыт густым слоем пыли; уви­дел существа с острой восприимчиво­стью

и с восприимчивостью вялой, су­щества, имеющие благоприятную фор­му,

существа, легко поддающиеся вну­шению и трудно поддающиеся внуше­нию, а

также увидел существа, пребы­вающие в страхе перед иным миром и в

страхе перед грехом.

Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду,

заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в

воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие

в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в

воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их

не касается»

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на

друга и нельзя к ним подхо­дить с одной и той же меркой: одним Дхарму

нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим

по­требуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге

и т. п. Не существует единого, универ­сального свода буддийского

веро­учения, пригодного для всех. Нет уни­версальной формулы Дхармы на

все случаи жизни; есть Дхарма, изложен­ная с учётом индивидуальных

особен­ностей каждой группы верующих. По­этому буддийское учение может

быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах

и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на

красочной картине.

Разные цели преследуют и буд­дийские проповеди. Высшей целью всегда

остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым

упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значитель­ные

духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может

стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-

нибудь будды, с помо­щью которого они в дальнейшем до­стигнут нирваны.

2.5. Четыре благородные истины

Проповедь своего учения Будда на­чал с «четырёх благородных истин»:

о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о

пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он

говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует

стра­дание. Рождение — страдание, ста­рость — страдание, болезнь —

стра­дание, смерть — страдание; соеди­нение с тем, что неприятно, —

стра­дание; разъединение с тем, что при­ятно, — страдание; когда нет

возмож­ности достичь желаемого — это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою при­чину.

Это жажда, ведущая к перерож­дениям, связанная с наслаждением и

страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает

трёх видов: жажда чувственных удо­вольствий, жажда перерождений, жажда

существования.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть

унич­тожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ

от них, отречение от них, освобожде­ние от них, отвращение от них.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к

уничтожению страдания».

Согласно первой истине, всё су­ществование человека есть страдание,

неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в

конечном итоге приводят к страда­нию, поскольку они связаны с

«разъ­единением с приятным». Хотя страда­ние универсально, оно не

является изначальным и неизбежным состоя­нием человека, поскольку имеет

свою причину — желание или жажду удо­вольствий, — которая лежит в основе

привязанности людей к существова­нию в этом мире. Такова вторая

бла­городная истина.

Пессимизм первых двух благо­родных истин преодолевается благо­даря

следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, по­скольку

она порождена самим челове­ком, подвластна его воле и может быть им

же и устранена — чтобы по­ложить конец страданиям и разоча­рованиям,

надо прекратить испыты­вать желания.

О том, как достичь этого, гово­рит четвёртая истина, указывающая

восьмеричный благородный путь:

"Этот благой восьмеричный путь та­ков: правильные взгляды, правиль­ные

намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ

жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное

сосредоточение».

Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в

нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные

мысль, слово, дей­ствие), культуру медитации (пра­вильные осознание и

сосредоточе­ние) и культуру мудрости (правиль­ные взгляды).

Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила);

не убей, не бери чу­жого, не лги, не пьянствуй, не прелю­бодействуй; а

также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.

Культура медитации — это сис­тема упражнений, ведущих к достиже­нию

внутреннего умиротворения, от­странённости от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости — знание че­тырёх благородных истин.

Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный бла­городный

путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит

о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый

человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь

свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других

известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек

может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Встав на этот путь, можно прий­ти к высшей цели человека — выхо­ду

из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий

и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование

только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы ле­чения:

история болезни, диагноз, признание возможности выздоров­ления, рецепт

лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Буд­ду с

врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим

излечением людей от духовных страданий. И своих по­следователей Будда

призывает посто­янно работать над собой во имя спасения, а не тратить

время на раз­глагольствования о предметах, кото­рых они не знают по

собственному

опыту. Он сравнивает любителя от­влечённых разговоров с глупцом,

который вместо того, чтобы позво­лить вытащить попавшую в него стрелу,

начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала

сделана и т. п.

Другими важными положениями учения Будды являются три характе­ристики

бытия (трилакшана): стра­дание (духкха), изменчивость

(анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также

учение о взаимо­зависимом возникновении всех ве­щей (пратитъя

самутпада).

В мире нет ничего вечного — вся­кое существование имеет начало и ко­нец,

а раз так, то не может быть и не­изменной души. Человек состоит из пяти

скандх: телесного (рупа), ощуще­ний (ведана), распознавания

(санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна).

После смерти большая часть скандх разрушается.

Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально

безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно,

восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное,

внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение

человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий

самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё

определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида,

обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений.

Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему

самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его

собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды

вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда,

человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен

победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом

смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует

понятие личности.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через

внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат

нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде

всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.

Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в

стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен

религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в

монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно

из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во

времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и

соответствующего образа жизни; составленный им устав общины

основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании

не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.

Это предопределило его удивительную пластичность, способность к

изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и

исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он

разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали

северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и

южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило

обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное

мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм

имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным,

значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного

мира.

Содержание

1. А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва 1995г.

2. А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8

3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.

4. Этика

5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.

6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.

1 См.: Докинз Р. Эгоистический ген. М.: Мир, 1993.

2 Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные

страницы Библии (Ветхий Завет). Милан-Москва, 1992. С.15.

3 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4