Реферат: Этика буддизма
– «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра
состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья)
обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют
сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы
– физического и психического облика человека; нама-рупа способствует
формированию шести чувств (аятана) – зрения, слуха, осязания,
обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша
) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем
желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность
(упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек.
Привязанность приводит к хождению в существование (бхава),
следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение
влечёт за собой старость и смерть
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к
следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы оставлять как
можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не
должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.
«Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного».
«Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх;
у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда
возьмётся страх?» «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти,
если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается
снова и снова, если не искоренена склонность к желанию».
«Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением
желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого назову я
учителем?» Так сказано в «Дхаммападе».
Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы
и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего
освобождения, называется мокшей, а в буддизме – нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это
смерть. Неверно. Нирвана – это покой, мудрость и блаженство, угасание
жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций,
желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь обычного
человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином
качестве, жизнь совершенного, свободного духа.
Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога),
ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.
Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных
существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.),
но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на
все свои
сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от
перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и,
последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь
нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам
придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут
появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие
Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы —
те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в
буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или
единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других
религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не
могут карать грешников или награждать праведников. Буддизм — и в этом
ещё одно его отличие от других религий — не признает провидения и
подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных
усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в
«Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники
подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы
смиряют самих себя».
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет
учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхар-ма»
буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма»
означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные
и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме
того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точки зрения
буддистов, разбивается поток существования.
В своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности
разных людей к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в пруду:
«И оглядев мир своим оком Просветлённого, Благословенный, преисполненный
сочувствия ко всем живым существам, увидел существа, умственный взор
которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор
покрыт густым слоем пыли; увидел существа с острой восприимчивостью
и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятную форму,
существа, легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, а
также увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в
страхе перед грехом.
Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду,
заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в
воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие
в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в
воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их
не касается»
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на
друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму
нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим
потребуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге
и т. п. Не существует единого, универсального свода буддийского
вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы Дхармы на
все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных
особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское учение может
быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах
и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на
красочной картине.
Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда
остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым
упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значительные
духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может
стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-
нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны.
2.5. Четыре благородные истины
Проповедь своего учения Будда начал с «четырёх благородных истин»:
о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о
пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он
говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует
страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь —
страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, —
страдание; разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет
возможности достичь желаемого — это тоже страдание.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою причину.
Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и
страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает
трёх видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда
существования.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть
уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ
от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к
уничтожению страдания».
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание,
неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в
конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с
«разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не
является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет
свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе
привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая
благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря
следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку
она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им
же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям,
надо прекратить испытывать желания.
О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая
восьмеричный благородный путь:
"Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные
намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ
жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное
сосредоточение».
Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в
нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные
мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и
сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила);
не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а
также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению
внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный
путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит
о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый
человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь
свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других
известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек
может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу
из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий
и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование
только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения:
история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт
лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с
врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим
излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда
призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить
время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по
собственному
опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом,
который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу,
начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала
сделана и т. п.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики
бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость
(анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также
учение о взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитъя
самутпада).
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и конец,
а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек состоит из пяти
скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания
(санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна).
После смерти большая часть скандх разрушается.
Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально
безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно,
восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное,
внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение
человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий
самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё
определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида,
обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений.
Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему
самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его
собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды
вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда,
человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен
победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом
смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует
понятие личности.
Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через
внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат
нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде
всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в
стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в
монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно
из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во
времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и
соответствующего образа жизни; составленный им устав общины
основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании
не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную пластичность, способность к
изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и
исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он
разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали
северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и
южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило
обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное
мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм
имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным,
значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного
мира.
Содержание
1. А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва 1995г.
2. А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8
3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.
4. Этика
5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.
6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.
1 См.: Докинз Р. Эгоистический ген. М.: Мир, 1993.
2 Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные
страницы Библии (Ветхий Завет). Милан-Москва, 1992. С.15.
3 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|