Реферат: Деловое общение
Реферат: Деловое общение
Методическое пособие
По психологии –
На тему: «деловое общение»
Санкт – Петербург
2001 год
План:
1. Деловое общение и психодиагностика. Методы психодиагностики.... 3
2. Типы взаимоотношений в коллективе................. 5
3. Роль руководителя в становлении коллектива............. 7
4. Стиль руководства......................... 10
5. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере............. 14
6. Правила поведения в условиях конфликта............... 16
7. Этика делового общения. Ключевые понятия............. 17
Заключение ............................. 18
1. Деловое общение и психодиагностика.
Методы психодиагностики.
Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношении в
коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические
методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую
ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы
партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их
соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.
Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к психической
организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося
руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной
социально – психологической культурой и уметь диагностировать не только
личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание
уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие
другие.
Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный
подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе,
динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека
в сложные социальные зависимости диктует насущная потребность для каждого
члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей
и перспектив своей деятельности.
Психодиагностика определяется как область психологической науки,
разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических
особенностей личности. Она измеряет определенные качества, ставит диагноз и на
этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из
выраженности изучаемых особенностей.
К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, беседы, с помощью
которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях,
личностные особенности и многое другое, что трудно выявить другими способами.
Так как использование малоформализованных методов требует высокого
профессионализма, то применяются они совместно с методиками
высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности
психолога.
Малоформализованные методы дают возможность познакомиться с биографией
человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью
в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого
мастерства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и определять
степень искренности исследуемого.
Высокоформализованные методики - тесты, анкеты, проективные методики и
психофизиологические методики.
Показатели качества психодиагностических методик – надежность и валидность.
Надежность показывает, на сколько точно производиться измерение и, на
сколько можно доверять полученным результатам, а валидность
свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств
и, на сколько она эффективна.
Несомненно, самые популярные методики в настоящее время – это тесты. Что же
такое тест? В психодиагностике тест – проба, испытание – это кратковременное,
стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития
определенного психологического качества личности.
В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных
средств выделяют и различные типы тестов.
Различают тесты, заполняемые индивидуально и группой, устно и письменно,
вербально и невербально.
Вербальные – это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме.
Невербальные – тесты представленные чертежами, графиками, картинками.
2. Типы взаимоотношений в коллективе.
Существует 5 типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно
различающихся с точки зрения морально – психологического климата.
1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о
производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих
функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него – сохранить
свою должность.
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к
установлению дружеских отношений, приятной атмосферой, удобного для сотрудников
темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом
достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на
решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо
просто игнорируется.
4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности
стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не
требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в
рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы
производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на
всех уровнях отношений.
Не менее интересные исследования динамики межличностных отношений в системе
«руководитель - подчиненный», предложенная двумя американцами – Херси и
Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства
сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с
уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма
руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя
в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня
зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше
эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам
контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как
доверие со стороны шефа.
Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в
системе «руководитель - подчиненный»: приказание, внушение, участие и
делегирование.
Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого
профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению
задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя –
инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника
среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя
ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые
помогут добиться выполнения поставленной задачи.
Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого.
Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации
требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное
обсуждение проблемы и совместное принятие решения.
Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий
исполнителю – делегирование, что означает слабое управление и малую
степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет
«кабинетного» решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в
случае неадекватности поведения руководителя. У подчиненных возникает чувство
досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
· за ошибки одного отвечает другой
· решения принимаются без участия сотрудников
· разнос, разбирательство устраивается при третьих лицах или в
отсутствии работников
· руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти
виновного среди подчиненных
· от исполнителя скрывается важная для него информация
· работник, профессионально пригодный занять более высокую должность,
не продвигается по службе
· руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику
· поощрения за труд одного работника достаются другому
· уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в
коллективе есть любимчики и отверженные.
3. Роль руководителя в становлении
коллектива.
Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи
во многом зависит от морально – психологического климата, а также от
господствующего в группе «настроя» сотрудников, который, при прочих равных
условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-
вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и
подчиненным.
Остановимся на этих проблемах более подробно. Научные исследования и
обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что наиболее
продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста,
пола и темперамента. Молодые работники лучше воспринимают новое, более
энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые,
напротив, достаточно консервативны, но обладают жизненным опытом, не склонны
к авантюрам, способны принимать более взвешенные решения, как правило,
избегают конфликтных ситуаций. Далее, чисто женские и чисто мужские
коллективы обладают специфическими недостатками: в женских коллективах чаще
случаются мелочные склоки, больше потерь рабочего времени в связи с
систематическим обсуждением житейских проблем и т. д., в то время как в
некоторых мужских коллективах в рабочее время процветает сквернословие и «
дурные привычки». Иными словами, совместная работа лиц разного пола как бы
подтягивает работников, повышает самодисциплину, требовательность к себе. Не
менее важно иметь в группе индивидов с разным темпераментом, поскольку каждый
из них, как мы уже выяснили, имеет свои достоинства и недостатки.
Неформальные отношения между руководителем и подчиненными
заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в
данной ситуации стиль руководства, менеджер должен прежде всего знать типичные
ошибки, присущие людям его статуса и правильно строить межличностные отношения
с персоналом. К типичным ошибкам относятся случаи когда:
· руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает
подчиненных большим количеством вопросов общего характера
· «зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой
дисциплине
· ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания
· постоянно проповедует свои замыслы
· не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем
· увлекается бумаготворчеством
· малодоступен территориально и во времени
· не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых
персоналом
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование
чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда
принципов и правил делового общения.
Основополагающее значение имеют уважение чужого достоинства. Нравственно
– психологической основой этого принципа является аксиома социальной
психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно
комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан
видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять
доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но
при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что
«сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на
своего сотрудника, навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и
т.д.
Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает
свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом
заденет его самолюбие, он не прости этого. Следовательно, при разборе
ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные
действия, а не личность провинившегося.
Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех,
а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и,
если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои
ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан
предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться
равно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по
имени и отчеству в не зависимости от их возраста.
Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не
соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный
пример руководителя.
Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать « своим» среди
подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное,
не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения
будет неэффективен.
Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную
для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы.
Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников по
поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими
подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему,
он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать
обращения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог
Диана Трейси, жалобщики – не предатели. Очень может статься, что жалобщик
оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие,
но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не
наказания.
Если жалоба касается другого сотрудника, следует обязательно выслушать обе
стороны, так как нередко бывают неправы и та, и другая сторона. Если жалуются
на вас – не препятствуйте этому, но предупредите о жалобе руководство. В этом
случае, если руководитель не в силах решить проблему, ему следует доверить
это начальству или третьему, достаточно авторитетному лицу.
4. Стиль руководства.
Под управлением принято понимать процесс организаций любых воздействий,
направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство – это лишь часть
управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные
Страницы: 1, 2
|