скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Контрольная: Контрольная работа скачать рефераты

литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые

смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А.

Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его

велики современник А, Блок слышал “музыку” революции задолго до её начала.

Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и

художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это

делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например,

кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и

показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.

Действительно, этот тип личности творит чудеса.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным

чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в

него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое

предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали

делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза,

Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности –

живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола,

состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют,

был распят во имя человечества, жертвуя собой.

Евангельская заповедь: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, находит в

их деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот

жизненный девиз русского врача – гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует

степень таких личностей.

В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с

определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то

частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный

человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в

каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист

и подвижник.

2. Основные черты коллектива.

Основной принцип человеческого общения

Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно

изменяются. Сначала они бывают относительно

без различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут

определённо относится друг к другу), затем могут

становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в

коллективистские. всё это обычно происходит за

сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,

составляющие группу, не могут измениться как личности. У

каждого человека есть свои положительные и отрицательные

черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей

стороной, положительной или отрицательной, он выступит во

взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от

особенностей группы, в которую он включён

в данный момент времени.

Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне

относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне

может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся

обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по

уровню своего развития группа находится к коллективу, тем

более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в

личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше

группа по уровню своего развития

отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие

возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших

сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить как

процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в

ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются

фазами развития личности: 1. _Фаза становления личности. . Предполагает

активное усвоение действующих в

общности норм и овладение соответствующими формами и средствами

деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что

составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность

проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе

нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и

средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2.

Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом

адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в

группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в

максимальной персонализации. На этой фазе нарастает

поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её

фиксации. 3.Детерминируется противоречиями между

сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть

идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него

отличиями - с одной стороны, и потребностью

общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им

индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её

ценностям, стандартам, способствуют

успеху совместной деятельности с другой стороны.

Проблема общности в социальной психологии.

Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней

осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.есть

через осознание факта некоторой психической общности с другими членами

данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы

воспринимается

как граница этой психической общности. Главной чисто психологической

характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это

означает, что универсальным принципом психического оформления общности

является различение

для индивидов, входящих в группу, некоторого образования

"мы", в отличие от другого образования "они". "Мы-чувство"

выражает потребность отдифференцировать одну общность от

другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к

некоторой группе. Специфика социально-сихологического анализа группы именно

здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии

реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты,

которые в совокупности делают группу психологической общностью,

т. есть позволяют каждому её члену идентифицировать себя с

группой.

Проблемы социальной психологии.

Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая

психология, выясняет, каким образом, т. есть

прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной

стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны,

каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою

социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается

в том, что она выявляет, каким образом

сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях

формирования личности они проявились в полной

мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические

черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В

большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт

такие регуляторы поведения и

деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри

которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их

эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что

социальная психология рассматривает поведение и деятельность "социально-

детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах,

индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы,

причины, от которых зависит величина этого вклада в общую

деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в

исследовании личности является взаимоотношение личности с

группой.

Понятие единства развития личности и психики человека.

В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного

представителя человеческой общности его личность и психика

представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же

время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих,

общественных по своей природе

отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-

опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с

наиболее значимой для него группой (группами) в этот период. Эти

взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей,

которые задаёт эта референтная группа, и общения, которое в ней

складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие

группы выступает как фактор развития личности в группе. В

соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется

потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной

степени представленным значимыми для

него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею

деятельностью преобразования их смысловой сферы,

и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных

особенностей и средств, позволяющих совершать деяния,

обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.

Понятие и структура малых групп в психологии.

Малая группа - это немногочисленные по составу объединения

людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с

другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует

психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и

обособляет её, придаёт её относительную социально-психологическую автономию,

отличает данную

группу от остальных. Малые группы могут быть разными по количественному

составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными

по структуре отношений, существующих между их членами; неодинаковыми по

индивидуальному составу, характеру ценностей,

норм и правил, которых придерживаются их члены, межличностным отношениям,

целям и содержанию деятельности. Условными

или номинальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих

в состав ни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные

группы. Они представляют

собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие

определению малой группы. Естественными

называют такие группы, которые складываются сами по себе,

независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из

потребностей общества или включённых в

эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и

неформальными. Формальные создаются и существуют лишь в рамках официально

признанных организаций. Также все естественные

группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые. Слаборазвитые

малые группы характеризуются тем, что в

них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных

отношений, сложившейся структуры взаимодействия, чёткого распределения

обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

3. Темперамент и характер.

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их

помощью достигается взаимопонимание.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Общее понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику

протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают

темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в

частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности

поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность

реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не

характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем

ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует

смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в

различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать

окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность,

пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и

стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются

представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности

двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе,

резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней

подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости

).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (

восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности,

эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и

прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и

поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам

можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре

темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический

темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,

меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать

в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только

исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.

П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются

сочетания основных свойств нервных процессов.

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика

протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в

деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной

деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных

Страницы: 1, 2, 3