Шпоры по естествознанию
Шпоры по естествознанию
|Естествознание. Предмет |Науки о земле и космосе. |1.15 Третий этап |
|изучения. предмет |Предмет изучения. |"новейшей" революции в |
|естествознания - различные|Астрономия - наука о |естествознании. Началом |
|формы движения материи в |строении и развитии |3-го этапа в |
|природе: их материальные |космических тел, |естествознании было первое|
|носители (субстраты), |образуемых ими систем и |овладение атомной энергией|
|образующие лестницу |Вселенной в целом. |в результате открытия |
|последовательных уровней |Геология - комплекс наук о|деления ядра (1930) и |
|структурной организации |составе, строении и |последующих исследований, |
|материи, их взаимосвязи, |истории развития земной |с которыми связано |
|внутренняя структура и |коры и Земли. География - |зарождение |
|генезис; основные формы |система естественных |электронно-вычислительных |
|всякого бытия - |(физико-географических) и |машин и кибернетики. |
|пространство и время; |общественных (экономико- и|Теперь в естествознании на|
|закономерная связь явлений|социально-географических )|ряду с физикой лидирует |
|природы как общего |наук, изучающих |биология, химия, а также |
|характера, так и |географическую оболочку |науки, смежные с |
|специфического характера. |Земли, природные, |естествознанием - |
| |производственно-территориа|космонавтика, кибернетика.|
| |льные и | |
| |социально-территориальные | |
| |комплексы и их компоненты.| |
| | | |
|1.2 Науки, относящиеся к |Взаимодействие |1.16 Три основных |
|числу естественных. - |естественных наук. |современных направления в |
|физика, химия, биология, |Взаимная связь отраслей |развитии естественных |
|геология. |естествознания отражает |наук. В настоящее время |
| |общий ход развития всей |изучение естественной |
| |природы от более простых, |науки сконцентрировано на |
| |низших ступеней и форм до |трех главных фронтах: 1) |
| |наивысших и сложнейших. |изучение очень большого - |
| |Раздвоение природы на |(занимается астрономия, |
| |неживую и живую, которое |астрономы наблюдают все |
| |зарождается в пределах |более отдаленные объекты и|
| |химии (поскольку |пытаются составить |
| |химические соединения |представление о том, как |
| |дифференцируются на |выглядит населяемый нами |
| |неорганические и |мир в макрокосмосе); 2) |
| |органические) можно |изучение очень малого - |
| |представить так: |(представляет собой мир |
| |физика неорганичес..(путь|атомов. Мы сами и все |
| |к неживой природе) |вокруг нас состоит из |
| |химия органическая |атомов, для нас |
| |(путь к живой природе) |представляет |
| | |первостепенный интерес как|
| | |мы сложены); 3) изучение |
| | |очень сложного (эта |
| | |область принадлежит |
| | |биологии) |
|Цели естествознания. Цели | | |
|естествознания - двоякие: |1.10 Основные ступени |2.1 Корпускулярная и |
|1) находить сущность |общего хода развития |континтуальная концепции в|
|явлений природы, их законы|естествознания. Общий ход |описании природы. До 20-х |
|и на этой основе |познания природы проходит |годов XX века физическая |
|предвидеть или создавать |следующие основные |картина мира складывалась |
|новые явления и 2) |ступени: 1) |из 2-х элементов - частиц |
|раскрывать возможность |непосредственное |и полей. Частицы - |
|использования на практике |созерцание природы как |маленькие комочки материи |
|познанных законов, сил и |нерасчлененного целого; 2)|- корпускулы, движущиеся |
|веществ природы. |анализ природы, |по законам классической |
| |расчленение ее на части, |механики Ньютона. Каждая |
| |выделение и изучение |из них имеет 3 степени |
| |отдельных вещей и явлений,|свободы - ее положение в |
| |поиски отдельных причин и |пространстве задается 3-мя|
| |следствий; 3) воссоздание |координатами. Если |
| |целостной картины на |зависимость координат от |
| |основе уже познанных |времени известна, это дает|
| |частностей путем |исчерпывающую информацию о|
| |приведения в движение |движении частицы. |
| |остановленного, оживление | |
| |омертвленного, связывания | |
| |изолированного раньше, | |
| |т.е. на основе | |
| |фактического соединения | |
| |анализа с синтезом. | |
|Методы исследования, |1.11 Подготовительные | |
|используемые в |периоды (исторические) к |2.2 Механика Ньютона. |
|естествознании. Методы |систематическому изучению |Область применимости. |
|естествознания могут быть |природы. Первый |Механику (динамику), |
|подразделены на группы: а)|подготовительный период - |основанную на законах |
|общие методы, касающиеся |натурфилософский |Ньютона называют |
|всего естествознания, |(зарождение элементов |ньютоновской или |
|любого предмета природы, |будущего естествознания) -|классической механикой. |
|любой науки; б) особенные |характерен для древности. |Как показал опыт она |
|методы - специальные |Второй период |оказывается верной для |
|методы, касающиеся не |характеризуется |очень широкого круга |
|предмета естествознания в |господством схоластики и |явлений. С помощью законов|
|целом, а лишь одной из его|теологии в Западной Европе|Ньютона рассчитывают |
|сторон или же |и спорадическими |движение автомобилей и |
|определенного приема |открытиями у арабо-язычных|самолетов, искусственных |
|исследований: анализ, |народов. Период |спутников и космических |
|синтез, индукция, |механического и |кораблей, жидкостей и |
|дедукция; в) частные |метафизического |газов, электронов в |
|методы - это методы, |естествознания. Период |кинескопе телевизора и |
|действующие либо только в |открытия всеобщей связи и |т.д. |
|пределах отдельной отрасли|утверждения эволюционных | |
|естествознания, либо за |идей в естествознании | |
|пределами той отрасли |характеризуется стихийным | |
|естествознания, где они |проникновением диалектики | |
|возникли. |в естествознании. Период | |
| |"новейшей революции" | |
| | | |
|1.5 Физика. Предмет |1.12 Характеристика |2.3 Микро-, макро- и |
|изучения. Физика - наука о|кризиса и революции в |мегамиры. В настоящее |
|природе, изучающая |науке. В 1913-1921 гг. на |время изучение |
|простейшие и вместе с тем |основе представлений об |естественной науки |
|наиболее общие свойства |атомном ядре , электронах |сконцентрировано на трех |
|материального мира. |и квантах Н. Бор создает |главных фронтах: 1) |
|Вследствие этой общности |модель атома, разработка |изучение очень большого - |
|физика и ее законы лежат в|которой ведется |(занимается астрономия, |
|основе всего |соответственно |астрономы наблюдают все |
|естествознания. |периодической системе Д.И.|более отдаленные объекты и|
| |Менделеева. Это |пытаются составить |
| |сопровождается нарушением |представление о том, как |
| |прежних представлений о |выглядит населяемый нами |
| |материи и ее строении, |мир в макрокосмосе); 2) |
| |свойствах, формах движения|изучение очень малого - |
| |и типах закономерностей, о|(представляет собой мир |
| |пространстве и времени. |атомов. Мы сами и все |
| |Это привело к кризису |вокруг нас состоит из |
| |физики и всего |атомов, для нас |
| |естествознания. |представляет |
| | |первостепенный интерес как|
| | |мы сложены); 3) изучение |
| | |очень сложного (эта |
| | |область принадлежит |
| | |биологии). |
| |1.13 Первый этап | |
|1.6 Химия. Предмет |"новейшей" революции в |2.4 Элементарные частицы. |
|изучения. - наука, |естествознании. В середине|Протон, нейтрон, позитрон.|
|изучающая превращение |90-х годов XIX века |Атом состоит из мельчайших|
|веществ, сопровождающиеся |началась новейшая |частиц, называемых |
|изменением их состава или |революция в |элементарными частицами. |
|строения. В современной |естествознании, главным |Протон - самая тяжелая |
|химии отдельные ее |образом в физике, а также |элементарная частица, ядро|
|области: неорганическая |в химии и биологии. В |атома водорода, заряжен |
|химия, органическая химия,|1913-1921 гг. на основе |положительно. Нейтрон - |
|физическая химия, |представлений об атомном |обладает почти такой же |
|аналитическая химия, химия|ядре , электронах и |массой как протон, но |
|полимеров стали в |квантах Н. Бор создает |электрически нейтральна, |
|значительной степени |модель атома, разработка |входит в состав всех |
|самостоятельными науками. |которой ведется |атомных ядер. Позитрон - |
|На законах химии |соответственно |положительно заряженная |
|базируются такие |периодической системе Д.И.|частица. ( обладающая |
|технические науки, как |Менделеева. Это |такими же свойствами, что |
|химическая технология, |сопровождается нарушением |и электрон).- античастица |
|металлургия. |прежних представлений о |электрона. |
| |материи и ее строении, | |
| |свойствах, формах движения| |
| |и типах закономерностей, о| |
| |пространстве и времени. | |
| |Это был I этап революции | |
| |в физике и во всем | |
| |естествознании. | |
| | | |
|1.7 Биология. Предмет |1.14 Второй этап |2.5 Взаимодействие |
|изучения. - совокупность |"новейшей" революции в |элементарных частиц. В |
|наук о живой природе - об |естествознании. - начался |физике называется |
|огромном многообразии |в середине 20-х годов XX |воздействие тел или частиц|
|вымерших и ныне населяющих|века в связи с созданием |друг на друга, приводящее |
|Землю живых существ, их |квантовой механики и |к изменению состояния их |
|строении и функциях, |сочетанием ее с теорией |движения. В механике |
|происхождении, |относительности в общую |Ньютона действие тел друг |
|распространении и |квантово-релятивистскую |на друга количественно |
|развитии, связях друг с |концепцию. Происходит |характеризуется силой. |
|другом и с неживой |дальнейшее бурное развитие|Более общей |
|природой. |естествознания и в связи с|характеристикой |
| |этим продолжается коренная|взаимодействия является |
| |ломка старых понятий, |потенциальная энергия. |
| |главным образом тех, |Взаимодействие |
| |которые связаны со старой |электрически заряженных |
| |классической картиной |тел осуществляется не |
| |мира. |мгновенно, а лишь спустя |
| | |конечное время. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|2.6 Типы фундаментальных |2.10 Волны де Бройля. |Принцип дополнительности. |
|взаимодействий в природе. |Двуединое, |- был высказан М. Бором. |
|В природе, по современным |корпускулярно-волновое |Из этого принципа следует,|
|данным, имеется лишь 4 |представление о кванте |что получение |
|типа взаимодействий (в |электромагнитного |экспериментальных данных |
|порядке возрастания |излучения - фотона - было |об одних физических |
|интенсивности): |распространено Луи де |величинах неизбежно |
|гравитационные |Бройлем. В 1924 году Л. Де|связано с изменением таких|
Страницы: 1, 2, 3
|