скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Ноосфера скачать рефераты

Ноосфера

Содержание

Введение 3

1. Ноосфера 4

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере 4

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера. 6

1.3. Трансформация биосферы в ноосферу 9

1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек 15

1.5. Единство и многообразие органического мира 19

1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ 21

Заключение 23

2. Задача 24

Список литературы 26

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны

фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако

в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном

направлении развития наших знаний.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук

стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере

могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и

приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки

и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты,

социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только

своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом

целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие

многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное

мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в

эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу

как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили

пути их решения в будущем.

Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.

Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:

- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;

- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;

- рассмотреть процесс трансформации биосферы в ноосферу;

- рассмотреть противоречия в системе природа-биосфера-человек;

- рассмотреть единство и многообразие биологического мира и

круговорот веществ.

1. Ноосфера

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его

деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин

«ноосфера» переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в

научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де

Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование,

внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие

понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или

использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма

спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть

определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока

законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как

некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было

сформулировано и в трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. В

его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере,

которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал

развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после детальной разработки

учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и

преобразовании планеты, В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в

разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится

крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного

проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения

биосферы. [1, с.76]

Очень важным в учении В.И.Вернадского о ноосфере было то, что он

впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных

наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно

перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже

качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным

преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто

сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого

достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни

человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться

на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих

процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы».

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия

человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность

становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы

можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,

совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с

биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа

устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу,

основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса.

Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в

сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем

постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И.Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере

живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство

человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной

геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере)

человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им

данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же

развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим

человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы.

Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы

и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие

приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а

также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней

человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь

вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после

смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е.

о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И

так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных

проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить,

как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. [3, с.106]

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине

огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так

называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок

превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он

требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы

природа—биосфера—человек.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую

очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на

начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом

его производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX

столетие — век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым

взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил

масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством

целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не

только в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника все

менее остается только вспомогательной силой для человека. Все больше

проявляется ее автономность (автоматические линии, роботы, межпланетные

станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).

Понятие «совокупность техники и технических систем» лишь начинает

обретать право на существование в науке. По аналогии с живым веществом,

лежащим в основе биосферы, мы можем говорить о техновеществе как

совокупности всех существующих технических устройств и систем (своеобразных

техноценозов). В его состав, в частности, включают технические устройства,

добывающие полезные ископаемые и вырабатывающие энергию подобно зеленым

растениям в биосфере. Выделяется также технический блок по переработке

полученного сырья и производству средств производства. Далее идет техника,

производящая средства потребления. Затем — технические системы по передаче,

использованию и хранению средств информации. В особый блок выделяют

автономные многофункциональные системы (роботы, автоматические межпланетные

станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по

переработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходной

технологии. Это своего рода «технические санитары», действующие подобно

биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура

техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых

подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогичную организацию

естественных природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает

швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три

крупнейшие отрасли: первичная (добыча природных ресурсов), вторичная

(обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства:

наука, управление). [3, с.108]

По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системы

техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом.

Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета

оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и

последствий их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу. В

результате преобразования человеком естественной среды обитания можно

говорить уже о реальном существовании нового ее состояния — о техносфере.

Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем

вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура

достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические

системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу.

Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за

пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.

Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении

техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует

природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на

другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.

Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не

отметить обостряющуюся сегодня проблему гуманизации техносферы. Пока что

наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию

природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой.

Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие,

антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из

отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах,

загнанная в резервации природа — вот реальные плоды отрицательного влияния

человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является

также следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных

наук в осмыслении данной проблемы. [3, с.110]

1.3. Трансформация биосферы в ноосферу

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное

влияние на самые различные процессы жизни на Земле.

В. И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы,

указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без

космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы

существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную

энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах,

определяющих существование биосферы.

На существенную роль космоса в появлении жизни на Земле указывал

шведский ученый, Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос

жизни на Землю из космоса был возможен в виде бактерий благодаря

космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на

Земле из космоса и В. И. Вернадский.

Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, Луны на

морские приливы и отливы, солнечные затмения) люди подметили еще в

древности. Однако многие века связь космоса с Землей осмысливалась чаще на

уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это

было обусловлено ограниченными возможностями человека, научной базы и

имевшегося инструментария. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю

существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в

первую очередь представителей русского космизма — А.Л.Чижевского,

К.Э.Циолковского, Л.Н.Гумилева, В.И.Вернадского и др.

Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего

Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось А.Л.Чижевскому.

Об этом красноречиво свидетельствуют названия его работ: «Физические

факторы исторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь» и т.п. [6,

с.121]

Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца

(пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою

очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями

мирового пространства. А.Л.Чижевский, проведя многочисленные научные

исследования по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень

значительном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные

процессы на Земле («Физические факторы исторического процесса»).

В 1915 г. 18-летний А.Л.Чижевский, самозабвенно изучавший астрономию,

химию и физику, обратил внимание на синхронность образования солнечных

пятен и на одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой

мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил

ему сделать данное исследование научным и убедительным.

Страницы: 1, 2