КСЕ
КСЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
на тему:
Выполнила:
Кочина
Алина Валерьевна
ГиМУ 13з
Проверил:
Санкт-Петербург
2000
План.
1. Введение.
2. Развитие пространственно-временных представлений в классической
механике.
3. Пространство и время в теории относительности А. Эйнштейна.
4. Единство и многообразие свойств пространства и время.
5. Заключение.
6. Литература.
Введение.
Важнейшей задачей современного естествознания является создание
естественнонаучной картины мира. В процессе ее создания возникает вопрос о
происхождении и изменении различных материальных продуктов и явлений, об их
количественных, качественных характеристиках. Физические, химические и
другие величины непосредственно связаны с изменением длин и длительностей,
т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Выделение и фиксация
во времени части пространства дает состояние объекта. Упорядоченная
последовательность состояний объекта составляет процесс его развития
(жизни, существования) во времени. Философия определяет пространство и
время как всеобщие формы существования материи. Пространство и время не
существуют вне материи и независимо от нее. Для их описания в
естествознании исторически формировались различные представления о
пространстве и времени.
Современное понимание свойств пространства-времени исходит из знаменитых
открытий величайших физиков Джеймса Кларка Максвелла (1831-1879) и Альберта
Эйнштейна (1879-1955).
Развитие пространственно-временных представлений в классической механике.
В материалистической картине мира понятие пространства возникло на
основе наблюдения и практического использования объектов, их объемов и
протяженности.
Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий,
предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных
процессов.
Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли
длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из
очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых
физических тел, занимающих определенный объем. Здесь основными были
обыденные представления о пространстве и времени как о каких-то внешних
условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если
бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать концепцию
абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее отчетливую
формулировку в работе И. Ньютона “Математические начала натуральной
философии”. Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей
естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы
движения и дано определение пространства, времени, места и движения.
Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать
два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные
(кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:
- абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей
сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает
равномерно и иначе называется длительностью.
- относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или
изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности,
употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени,
как то: час, день, месяц, год...
Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы то
ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.
Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная
подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его
относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за
пространство неподвижное.
Время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего
существующего.
При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись
некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо
от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые
помещена материя.
Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и
времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как
материя. Они обладают лишь одним признаком субстанции - абсолютной
самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных
процессов. Но они не обладают другим важным качеством субстанции -
способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех
изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей,
которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже
вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время
и привел их в движение. Бог, являясь существом непространственным и
вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он
вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной
сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени, Бог
существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее
реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создал мир из
ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия
бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем
при творении божественный план развития и его существование прекратиться, а
вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность
как атрибут Бога и его бесконечная везде сущность. Подобные взгляды
выражались в общем виде еще Платоном, Аврелием Августином, Фомой Аквинским
и их последователями. Ньютон также разделял эти взгляды.
В этих воззрениях, даже с теологической точки зрения, содержаться
глубокие противоречия. Ведь однократный акт творения мира и обреченность
его на грядущую гибель не соответствует бесконечному могуществу,
совершенству и мудрости Бога. Этим божественным атрибутам более
соответствовало бы бесконечное множество актов творения самых различных
миров, последовательно сменяющих друг друга в пространстве и времени. В
каждом из них реализовывалась бы определенная идея, данная этому миру
Богом, а все множество этих идей создавало бы бесконечное пространство и
время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским теологом
Оригеном (III в. н.э.) и объявленные вскоре ересью, в Новое время
развивались в философии Лейбница, выдвинувшего идею о предустановленной
гармонии в каждом из потенциально возможных миров. Лейбниц рассматривал
пространство как порядок существования тел, а время - как порядок отношения
и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной
концепции пространства и времени, которая противостояла их пониманию как
абсолютных и независящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу.
Есть концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят
пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из
способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их
одно после другого. Так, Кант рассматривал пространство и время как
априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории
сознания, аргументируя это ссылкой на стабильность геометрии Евклида в
течении двух тысячелетий.
Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями
близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное
распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное
пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря
божественному проведению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс,
Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности
вещества и эфира, в котором свет распространяется с конечной скоростью в
виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке
которого и передавалось взаимодействие.
Именно это понимание взаимодействия и пространства, развивавшееся в
рамках классической физике, было унаследовано и развито далее в XX веке,
после крушения гипотезы эфира, в рамках теории относительности и квантовой
механики. Пространство и время вновь стали пониматься как атрибуты материи,
определяющиеся ее связями и взаимодействиями.
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в
теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей
реляционную концепцию пространства и времени и давшей ей естественнонаучное
обоснование.
Пространство и время в теории относительности А.
Эйнштейна.
Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном,
стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея -
Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. “Она описывает законы всех
физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но
без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к
классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным
случаем”.[1]
Исходным пунктом этой теории стал принцип относительности. Классический
принцип относительности был сформулирован еще Г. Галилеем: “Если законы
механики справедливы в одной системе координат, то они справедливы и в
любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно относительно
первой”.[2] Такие системы называются инерциальными, поскольку движение в
них подчиняется закону инерции: “Всякое тело сохраняет состояние покоя или
равномерного прямолинейного движения, если только оно не вынуждено изменить
его под влиянием движущихся сил”.[3]
Из принципа относительности следует, что между покоем и движением -
если оно равномерно и прямолинейно - нет никакой принципиальной разницы.
Разница только в точке зрения.
Таким образом, слово “относительно” в названии принципа Галилея не
скрывает в себе ничего особенного. Оно не имеет никакого иного смысла,
кроме того, который мы вкладываем в движение о том, что движение или покой
- всегда движение или покой относительно чего-то, что служит нам системой
отсчета. Это, конечно, не означает, что между покоем и равномерным
движением нет никакой разницы. Но понятие покоя и движения приобретают
смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.
Если классический принцип относительности утверждал инвариантность
законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной
теории относительности данный принцип был распространен также на законы
электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность
законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и
неинерциальных. Неинерциальными называются системы отсчета, движущиеся с
замедлением или ускорением.
В соответствии со специальной теорией относительности, которая
объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-
временной континуум, пространственно-временные свойства тел зависят от
скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении
движения при приближении скорости тел к скорости света в вакууме (300 000
км/с), временные процессы замедляются в быстродвижущихся системах, масса
тела увеличивается.
Находясь в сопутствующей системе отсчета, то есть двигаясь параллельно
и на одинаковом расстоянии от измеряемой системы, нельзя заметить эти
эффекты, которые называются релятивистскими, так как все используемые при
измерениях пространственные масштабы и части будут меняться точно таким же
образом. Согласно принципу относительности, все процессы в инерциальных
системах отсчета протекают одинаково. Но если система является
неинерциальной, то релятивистские эффекты можно заметить и изменить. Так,
если воображаемый релятивистский корабль типа фотонной ракеты отправится к
далеким звездам, то после возвращения его на Землю времени в системе
корабля пройдет существенно меньше, чем на Земле, и это различие будет тем
больше, чем дальше совершается полет, а скорость корабля будет ближе к
скорости света. Разница может измеряться даже сотнями и тысячами лет, в
результате чего экипаж корабля сразу перенесется в близкое или отдаленное
будущее, минуя промежуточное время, поскольку ракета вместе с экипажем
выпала из хода развития на Земле.
Подобные процессы замедления хода времени в зависимости от скорости
движения реально регистрируются сейчас в измерениях длины пробега мезонов,
возникающих при столкновении частиц первичного космического излучения с
ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют в течении 10-6 - 10-15 с (в
зависимости от типа частиц) и после своего возникновения распадаются на
небольшом расстоянии от места рождения. Все это может быть зарегистрировано
измерительными устройствами по следам пробегов частиц. Но если мезон
движется со скоростью, близкой к скорости света, то временные процессы в
нем замедляются, период распада увеличивается (в тысячи и десятки тысяч
раз), и соответственно возрастает длина пробега от рождения до распада.
Итак, специальная теория относительности базируется на расширенном
принципе относительности Галилея. Кроме того, она использует еще одно новое
положение: скорость распространения света (в пустоте) одинакова во всех
инерциальных системах отсчета.
Но почему так важна эта скорость, что суждение о ней приравнивается по
значению к принципу относительности? Дело в том, что мы здесь сталкиваемся
со второй универсальной физической константой. Скорость света - это самая
большая из всех скоростей в природе, предельная скорость физических
взаимодействий. Движение света принципиально отличается от движения всех
других тел, скорость которых меньше скорости света. Скорость этих тел
всегда складывается с другими скоростями. В этом смысле скорости
относительны: их величина зависит от точки зрения. А скорость света не
складывается с другими скоростями, она абсолютна, всегда одна и та же, и,
Страницы: 1, 2
|