Концепция современного естествознания
этапа развития. Возникшие целостные молекулярные системы, фазово-
обособленные от окружающей среды определенной границей раздела, сохраняют с
ней взаимодействие по типу открытых систем. Только такие системы, черпающие
из внешней среды вещества и энергию, могут противостоять энтропогории и
даже способствовать ее уменьшению в процессе своего роста и развития, что
является характерным признаком всех живых существ. Концепция Дж. Холдейна
внесла дополнения в гипотезу А.И. Опарина, согласно которой первичной была
не структура, способная к обмену веществ с окружающей средой, а
молекулярная система, подобная гену и способная к само репродукции, а по
этому названная «голым геном».
Я думаю возникновение жизни содержит элемент случайности, оно не было
абсолютно случайным, а в основе своей закономерным. Видимо появление жизни
происходило в ходе самоорганизации материи, когда химическая эволюция после
одной из точек буфукации привело к появлению живого организма и началу
биологической эволюции. Я не полностью согласен с В.И. Вернадским с его
разделением концепции панспермии, то есть занесение простейших живых
существ из космоса. Согласно этой концепции, зародыши живых организмов
могли попасть на землю с метеоритом или космической пылью и положить начало
эволюции живого, которая в свою очередь породило многообразие земной жизни.
Это осталось нерешенной проблемой для науки, и по этому сегодня
наиболее привлекательной темой для естествознания является исследование
возникновение жизни.
Тема 16. Основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле.
Ж.Б. Ламарк первым, который ясно указал на огромную роль живых
организмов в образование земной коры. Он подчеркивал, что все вещества,
находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору,
сформировались благодаря деятельности живых организмов. Теперь перед ученым
возникла реальная – конкретно исследовать, каким образом и в какой мере
живое вещество влияет на физико-химические и географические процессы,
проходящие на поверхности Земли и в земной коре. Такую задачу поставил
перед собой В.И Вернадский. Он высказывает предположение, что живое
вещество, возможно, имеет свой процесс эволюции, проявляющегося с ходом
геологического времени, вне зависимости от изменения среды.
Исходной основой существования биосферы и происходящей в ней
биологических процессов является астрономическое положение нашей планеты и
в первую очередь ее расстояние от солнца и наклон земной оси к эклиптике,
или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение земли
определяет в основном климат на планете, а последующий в свою очередь
жизненные циклы всех существующих на них организмов.
Непрерывный процесс эволюции, сопровождается появлением новых видов
организмов, организмов, оказывает воздействие на биосферу в целом, в том
числе и на природные биокосныеные тела, например почвы, наземные и
подземные виды и так далее. Это подтверждается тем, что почвы реки девона
совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом,
эволюция видов постепенно распределяется и переходит на всю биосферу.
Американский ученый Дж. Дана (1813-1895), который еще до появления
труда Ч. Дарвина впервые четко заявил, что эволюция живого вещества идет в
определенном направлении. Основываясь на своих исследованиях ракообразных
моллюсков, Д.Дана пришел к выводу, что на протяжение, по крайней мере, 2
миллиардов лет идет усовершенствование и рост центральной нервной системы
животных, начиная от ракообразных и кончая человеком. Этот процесс он
назвал ценоформализацией, при которой достигнутый уровень организации
нервной системы никогда не снижается.
Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические
факты, данные и результаты в единую систему знания, которая убедительно
объясняет, какие факторы способствуют переходу от биосферы к ноосфере. Она
основывается на признание решающей роли человеческой деятельности, труда и
мысли в эволюции биосферы, а через последнюю и в изменении происходящих на
Земле геологических процессов.
Прежде всего, биологическая революция присуща лишь живому веществу
биосферы (растениям животным) и человеку как части этого вещества. Человек
развивается до возникновения цивилизации и превращается в Homo sapiens. В
дальнейшем биологическая эволюция человека переходит в эволюцию социальную.
Эволюция живого вещества приводит к возникновению новых видов растений и
животных, которые как остальные виды, непрерывно и неразделимо связаны с
окружающей их средой, прежде всего с питанием и дыханием, как наиболее
характерными процессами обмена веществ. Такой обмен приводит к миграции,
движению атомов живого вещества к неживому в особенности в биогенному, в
котором живые элементы объединяются с неживыми. В период перехода от
биосферы к ноосфере в процесс вступает такой мощный фактор, как постоянно
увеличивающиеся количество зеленого живого вещества в биосфере, получаемого
посредствам расширения посевных площадей и интенсификации земледелия. По-
видимому, постепенный переход к ноосфере начался еще сотни тысяч лет тому
назад, когда человек овладел огнем и стал изготовлять первые орудия
производства и охоты.
Из выше сказанного, биосфера на сегодняшний день, представляет из
себя единство живых и минеральных элементов, вовлеченных в сферу жизни.
Прежде чем говорить о времени появление человека нужно выяснить
вопрос об особенности анатомии и жизнедеятельности высших обезьян и
человека.
Человек состоит из белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и
многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у обезьян. Чем выше
эволюционная ступень развития животного тем, ближе оно по сходству с
человеком. Человеческий зародыш проходит те же стадии в своем развитии,
которые прошла эволюция живого. Так же у человека имеются рудиментарные
органы, которые выполняют важную функцию у обезьян и сохранились у
человека, хотя не нужны ему. Изучение высших животных показало то, что они
обладают многим, что раньше считалось особенностью людей. Эксперименты с
обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью
компьютера о своих желаниях и сними можно вести диалог. Но высшие обезьяны
не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию
отвлеченных, абстрактных представлениях о предметах. Мышление обезьян если
о таковом можно говорить всегда конкретно, а мышление человека может быть
абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.
Особенности жизнедеятельности высших обезьян и человека сводятся к
главным отличиям: понятийному мышлению, труду, речи.
Тема 17. Сущность эволюционного учения.
Естественный отбор – особый механизм отбора в природе, приводящий к
избирательному уничтожению организмов, оказавшихся не приспособленными к
окружающей среде.
Теория Ч. Дарвина в ее сегодняшней форме содержит собственно два
независимых утверждения. Согласно одному из них, в процессе воспроизведения
испытываются все новые формы, которые в большинстве при данных внешних
обстоятельствах снова исчезнут как негодные; сохранятся только немногие
приспособленные. Во-вторых, предполагается, что новые формы возникают
вследствие чисто случайных событий нарушений генетической структуры.
Некоторые из событий, приводимых в качестве доказательства эволюционной
гипотезы, воспроизводима в лаборатории, однако это не означает, что они
действительно имели место в прошлом, а свидетельствует об их возможности.
На многие возражения до сих пор нет ответа. По этому концепцию Дарвина, я
считаю, точнее все же относить к гипотезам, которые требуют дальнейшего
подтверждения.
Русский ученый П.А. Кропоткин придерживался точки зрения, в
соответствии с которой взаимопомощь является более важным фактором
эволюции, чем борьба.
Совместная эволюция организмов хорошо объясняет эволюцию в системе
«хищник _ жертва» - постоянное совершенствование того и другого компонента
системы. В системе «паразит – хозяин» естественный отбор должен вроде бы
способствовать выживанию менее опасных для хозяина паразитов и белее
устойчивого к паразитам хозяина. Постепенно паразит может стать
компонентом, то есть безопасным для хозяина, а затем они могут
способствовать взаимному процветанию друг друга, как грибы и
фотосинтезирующие бактерии, вместе образуют лишайник.
И так случайно образовавшиеся более сложные формы увеличивают
разнообразие, и, стало быть, устойчивость экосистем. Удивительная
согласованность всех видов жизни есть следствие коэвалюции. Концепция
коэвалюции объясняет факты альтруизма у животных: заботу о потомстве,
устранение агрессивности путем демонстрации «умиротворяющих поз»,
повиновение вожаком, взаимопомощь в трудных ситуациях и так далее.
Тема 18. Эволюционное учение и генетика.
Генетика – это наука о наследственности, способах передачи признаков
от родителей к детям, о механизмах индивидуальной изменчивости организмов и
способах управлять ею.
Вначале устойчивость генов трактовалась как их неизменность.
Мутационная изменчивость отождествлялась непосредственно с видообразованием
и как казалось, как будто отмечала естественный отбор в качестве главного
фактора эволюции. Но уже в конце 20-х годов ХХ века становилась все яснее,
что генетика раскрывается конкретный механизм изменчивости, соотношенея
свойств организма и характера внешних воздействий в возникновение
индивидуальных.
Основатель мутационной теории Гуго де Фриз считал, что каждая доля
мутации ведет к возникновению нового вида, и сводил эволюцию к простому
накоплению мутаций. На самом деле мутация лишь поддерживают наследственную
неоднократность популяций и других эволюционных групп.
Важную роль в объединении генетики и дарвинизма, разработке генетике
популяции, сыграли С.С. Четвериков, Н.П. Дубинин, который сравнивает
соотношение генотипа и фенотипа с соотношением сущности и явления,
подчеркивая большую устойчивость генотипа и подвижность, текучесть
фенотипа. В 40-50 годы ХХ века И.И. Шмальгаузен, опираясь на достижения
генетики, конкретизируя учение о естественном отбоне, выделяя две его
формы: стабилизирующий отбор и ведущий отбор.
Выясняя соотношение эволюционного учения и генетики, необходимо четко
уяснить, что речь идет о двух различных уровнях организации живой природы:
видового и молекулярно генетического. В сущности, эта проблема сводится к
выяснению действия механизмов естественного отбора на видовом и молекулярно-
генетическом уровнях.
Тема 19. Экология как наука о целостности органической природы, о
структуре и эволюции биосферы в целом.
В середине 20-х годов нашего века наряду с синтезом эволюционной
теории с генетикой началось формирование другого направления –
экологического, базирующегося на принципах системности, организованности и
устойчивости живой природы и отдельных организмов. Экология как наука
изучает соотношение организмов с условиями окружающей среды и формы их
приспособления к условиям существования. К ее возникновению привел
дарвинизм, а затем сама экология способствовала его развитию, давая
конкретный материал для изучения борьбы за существование и естественного
отбора. Экология раскрывает структуру и закономерность эволюции биосферы в
целом, изучая взаимосвязи по цепочке: особь – популяция – вид – биоценоз –
биогеоценоз – биосфера.
Экспериментальной изучение фактов и причин, вызывающих
приспособительное преобразование популяций, и обобщение их с учетом
достижений генетики, экологии и других наук стали основой синтетической
теории эволюции (СТЭ), которая заменила подходы организмоцентрический
подход в понимание единицы эволюции популяционным. В основе эволюции лежат
противоречия не в системе «организм – биологическая среда», а в системе
«популяция – биогеоценоз». СТЭ более доказательна, опираясь на
воспроизводимые опыты. Она продолжает развиваться, совершенствуясь в
процессе практического применеия для выработки основных способов управления
эволюционным процессом и многообразных экологических проблем.
В.И. Вернадский трактовал понятие «биосферы» как, сферу жизни в
земной коре, воде и воздухе, простирающегося примерно от 10км вглубь Земли
до 30км над землей.
По результатам преобразований окружающей среды с помощью НТП можно
говорить о новом ее состояние – техносфере. Понятие техносфера выражает
совокупность технических устройств и систем вместе с различными видами
технической деятельности человека.
Ноосфера, в прямом переводе означает «сфера разума», анпропосфера,
техносфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с появлением
человека, становлением цивилизованного общества, которое начинает оказывать
определяющее влияние на природные ресурсы. В ноосфере разумная человеческая
деятельность становится главным фактором развития биосферы.
Экологические исследования имеют, следующие практические значения, во-
первых, была конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 года, Рио-
де-Жанейро), где поставили такие задачи как:
1. Снижение материала и энергоемкости производства, максимальное
сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение
использование возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.
2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену
ущерба окружающей среде)
3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских
районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур,
улучшение питательных свойств растительной и животной продукции,
использование комплексных методов борьбы с вредителями и тому
подобное.
4. Создание международных институтов, определить единую глобальную линию
устойчивого развития, установить единые для всех стран единые
экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в
интересах всего общества, контролировать соблюдение всеми
государствами единых правил экологического поведения.
Тема 21. Происхождение человека, проблема антропосоциогенеза.
С ХIХ века. В науке господствует вытекающая из теории Дарвина
концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных
обезьян. Эта концепция в ХХ веке получила генетическое подтверждение,
поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всех к человеку
оказались шимпанзе.
Происхождение в чале века от обезьяны, ведущих древний образ жизни,
предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь
явились анатомической его особенности к труду и дальнейшей социальной
эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих
с помощью хватательных движений, необходимо было соответствующие строение
органов: в кисти первый палец противопоставлен остальным, развит плечевой
пояс, позволяющий совершать движения с размахом 180 градусов, грудная летка
становится широкой и уплощенной в спинном и брюшном направлении.
Передвижение по деревьям в различных направлениях и различной скоростью,
непрерывно меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом
перед прыжком привело к развитию двигательных отделов мозга. Необходимость
точного определения расстояния при прыжках обусловило снижение глазниц в
одной плоскости и появление бинокулярного зрения. А после наступления
ледникового периода обезьянам, не отступившим к экватору с тропическими
лесами, пришлось приспосабливаться к новым суровым условиям и вести
жестокую борьбу за существование. Они могли выжить только благодаря
стадному образу жизни и используя освободившиеся от передвижения руки.
Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямое хождение.
Считают, что древние люди появились более 1-го миллиона лет назад и
прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появились около 200 тысяч
лет тому назад) и далее к нормальному – современному человеку, возникшему
40-50 тысяч лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда
привели к резкому уменьшению зависимость кроманьонца от внешней среды, к
появлению абстрактного мышления и попытке отражения окружающей
действительности в художественных образах – наскальных рисунках, резьбе по
дереву и кости, а также появлению религии. Эти доказательства родства
человека с животным миром считается достаточными для того, чтобы перестать
обсуждать вопрос об инопланетянах предков человека или каких-то иных
возможных появления разума на Земле.
Список использованной литературы
1. Грушевская Т.Г. , Садохин П.П. Концепции современного естествознания:
Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 1998
Страницы: 1, 2
|