скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Концепция современного естествознания скачать рефераты

этапа развития. Возникшие целостные молекулярные системы, фазово-

обособленные от окружающей среды определенной границей раздела, сохраняют с

ней взаимодействие по типу открытых систем. Только такие системы, черпающие

из внешней среды вещества и энергию, могут противостоять энтропогории и

даже способствовать ее уменьшению в процессе своего роста и развития, что

является характерным признаком всех живых существ. Концепция Дж. Холдейна

внесла дополнения в гипотезу А.И. Опарина, согласно которой первичной была

не структура, способная к обмену веществ с окружающей средой, а

молекулярная система, подобная гену и способная к само репродукции, а по

этому названная «голым геном».

Я думаю возникновение жизни содержит элемент случайности, оно не было

абсолютно случайным, а в основе своей закономерным. Видимо появление жизни

происходило в ходе самоорганизации материи, когда химическая эволюция после

одной из точек буфукации привело к появлению живого организма и началу

биологической эволюции. Я не полностью согласен с В.И. Вернадским с его

разделением концепции панспермии, то есть занесение простейших живых

существ из космоса. Согласно этой концепции, зародыши живых организмов

могли попасть на землю с метеоритом или космической пылью и положить начало

эволюции живого, которая в свою очередь породило многообразие земной жизни.

Это осталось нерешенной проблемой для науки, и по этому сегодня

наиболее привлекательной темой для естествознания является исследование

возникновение жизни.

Тема 16. Основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле.

Ж.Б. Ламарк первым, который ясно указал на огромную роль живых

организмов в образование земной коры. Он подчеркивал, что все вещества,

находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору,

сформировались благодаря деятельности живых организмов. Теперь перед ученым

возникла реальная – конкретно исследовать, каким образом и в какой мере

живое вещество влияет на физико-химические и географические процессы,

проходящие на поверхности Земли и в земной коре. Такую задачу поставил

перед собой В.И Вернадский. Он высказывает предположение, что живое

вещество, возможно, имеет свой процесс эволюции, проявляющегося с ходом

геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Исходной основой существования биосферы и происходящей в ней

биологических процессов является астрономическое положение нашей планеты и

в первую очередь ее расстояние от солнца и наклон земной оси к эклиптике,

или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение земли

определяет в основном климат на планете, а последующий в свою очередь

жизненные циклы всех существующих на них организмов.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождается появлением новых видов

организмов, организмов, оказывает воздействие на биосферу в целом, в том

числе и на природные биокосныеные тела, например почвы, наземные и

подземные виды и так далее. Это подтверждается тем, что почвы реки девона

совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом,

эволюция видов постепенно распределяется и переходит на всю биосферу.

Американский ученый Дж. Дана (1813-1895), который еще до появления

труда Ч. Дарвина впервые четко заявил, что эволюция живого вещества идет в

определенном направлении. Основываясь на своих исследованиях ракообразных

моллюсков, Д.Дана пришел к выводу, что на протяжение, по крайней мере, 2

миллиардов лет идет усовершенствование и рост центральной нервной системы

животных, начиная от ракообразных и кончая человеком. Этот процесс он

назвал ценоформализацией, при которой достигнутый уровень организации

нервной системы никогда не снижается.

Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические

факты, данные и результаты в единую систему знания, которая убедительно

объясняет, какие факторы способствуют переходу от биосферы к ноосфере. Она

основывается на признание решающей роли человеческой деятельности, труда и

мысли в эволюции биосферы, а через последнюю и в изменении происходящих на

Земле геологических процессов.

Прежде всего, биологическая революция присуща лишь живому веществу

биосферы (растениям животным) и человеку как части этого вещества. Человек

развивается до возникновения цивилизации и превращается в Homo sapiens. В

дальнейшем биологическая эволюция человека переходит в эволюцию социальную.

Эволюция живого вещества приводит к возникновению новых видов растений и

животных, которые как остальные виды, непрерывно и неразделимо связаны с

окружающей их средой, прежде всего с питанием и дыханием, как наиболее

характерными процессами обмена веществ. Такой обмен приводит к миграции,

движению атомов живого вещества к неживому в особенности в биогенному, в

котором живые элементы объединяются с неживыми. В период перехода от

биосферы к ноосфере в процесс вступает такой мощный фактор, как постоянно

увеличивающиеся количество зеленого живого вещества в биосфере, получаемого

посредствам расширения посевных площадей и интенсификации земледелия. По-

видимому, постепенный переход к ноосфере начался еще сотни тысяч лет тому

назад, когда человек овладел огнем и стал изготовлять первые орудия

производства и охоты.

Из выше сказанного, биосфера на сегодняшний день, представляет из

себя единство живых и минеральных элементов, вовлеченных в сферу жизни.

Прежде чем говорить о времени появление человека нужно выяснить

вопрос об особенности анатомии и жизнедеятельности высших обезьян и

человека.

Человек состоит из белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и

многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у обезьян. Чем выше

эволюционная ступень развития животного тем, ближе оно по сходству с

человеком. Человеческий зародыш проходит те же стадии в своем развитии,

которые прошла эволюция живого. Так же у человека имеются рудиментарные

органы, которые выполняют важную функцию у обезьян и сохранились у

человека, хотя не нужны ему. Изучение высших животных показало то, что они

обладают многим, что раньше считалось особенностью людей. Эксперименты с

обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью

компьютера о своих желаниях и сними можно вести диалог. Но высшие обезьяны

не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию

отвлеченных, абстрактных представлениях о предметах. Мышление обезьян если

о таковом можно говорить всегда конкретно, а мышление человека может быть

абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

Особенности жизнедеятельности высших обезьян и человека сводятся к

главным отличиям: понятийному мышлению, труду, речи.

Тема 17. Сущность эволюционного учения.

Естественный отбор – особый механизм отбора в природе, приводящий к

избирательному уничтожению организмов, оказавшихся не приспособленными к

окружающей среде.

Теория Ч. Дарвина в ее сегодняшней форме содержит собственно два

независимых утверждения. Согласно одному из них, в процессе воспроизведения

испытываются все новые формы, которые в большинстве при данных внешних

обстоятельствах снова исчезнут как негодные; сохранятся только немногие

приспособленные. Во-вторых, предполагается, что новые формы возникают

вследствие чисто случайных событий нарушений генетической структуры.

Некоторые из событий, приводимых в качестве доказательства эволюционной

гипотезы, воспроизводима в лаборатории, однако это не означает, что они

действительно имели место в прошлом, а свидетельствует об их возможности.

На многие возражения до сих пор нет ответа. По этому концепцию Дарвина, я

считаю, точнее все же относить к гипотезам, которые требуют дальнейшего

подтверждения.

Русский ученый П.А. Кропоткин придерживался точки зрения, в

соответствии с которой взаимопомощь является более важным фактором

эволюции, чем борьба.

Совместная эволюция организмов хорошо объясняет эволюцию в системе

«хищник _ жертва» - постоянное совершенствование того и другого компонента

системы. В системе «паразит – хозяин» естественный отбор должен вроде бы

способствовать выживанию менее опасных для хозяина паразитов и белее

устойчивого к паразитам хозяина. Постепенно паразит может стать

компонентом, то есть безопасным для хозяина, а затем они могут

способствовать взаимному процветанию друг друга, как грибы и

фотосинтезирующие бактерии, вместе образуют лишайник.

И так случайно образовавшиеся более сложные формы увеличивают

разнообразие, и, стало быть, устойчивость экосистем. Удивительная

согласованность всех видов жизни есть следствие коэвалюции. Концепция

коэвалюции объясняет факты альтруизма у животных: заботу о потомстве,

устранение агрессивности путем демонстрации «умиротворяющих поз»,

повиновение вожаком, взаимопомощь в трудных ситуациях и так далее.

Тема 18. Эволюционное учение и генетика.

Генетика – это наука о наследственности, способах передачи признаков

от родителей к детям, о механизмах индивидуальной изменчивости организмов и

способах управлять ею.

Вначале устойчивость генов трактовалась как их неизменность.

Мутационная изменчивость отождествлялась непосредственно с видообразованием

и как казалось, как будто отмечала естественный отбор в качестве главного

фактора эволюции. Но уже в конце 20-х годов ХХ века становилась все яснее,

что генетика раскрывается конкретный механизм изменчивости, соотношенея

свойств организма и характера внешних воздействий в возникновение

индивидуальных.

Основатель мутационной теории Гуго де Фриз считал, что каждая доля

мутации ведет к возникновению нового вида, и сводил эволюцию к простому

накоплению мутаций. На самом деле мутация лишь поддерживают наследственную

неоднократность популяций и других эволюционных групп.

Важную роль в объединении генетики и дарвинизма, разработке генетике

популяции, сыграли С.С. Четвериков, Н.П. Дубинин, который сравнивает

соотношение генотипа и фенотипа с соотношением сущности и явления,

подчеркивая большую устойчивость генотипа и подвижность, текучесть

фенотипа. В 40-50 годы ХХ века И.И. Шмальгаузен, опираясь на достижения

генетики, конкретизируя учение о естественном отбоне, выделяя две его

формы: стабилизирующий отбор и ведущий отбор.

Выясняя соотношение эволюционного учения и генетики, необходимо четко

уяснить, что речь идет о двух различных уровнях организации живой природы:

видового и молекулярно генетического. В сущности, эта проблема сводится к

выяснению действия механизмов естественного отбора на видовом и молекулярно-

генетическом уровнях.

Тема 19. Экология как наука о целостности органической природы, о

структуре и эволюции биосферы в целом.

В середине 20-х годов нашего века наряду с синтезом эволюционной

теории с генетикой началось формирование другого направления –

экологического, базирующегося на принципах системности, организованности и

устойчивости живой природы и отдельных организмов. Экология как наука

изучает соотношение организмов с условиями окружающей среды и формы их

приспособления к условиям существования. К ее возникновению привел

дарвинизм, а затем сама экология способствовала его развитию, давая

конкретный материал для изучения борьбы за существование и естественного

отбора. Экология раскрывает структуру и закономерность эволюции биосферы в

целом, изучая взаимосвязи по цепочке: особь – популяция – вид – биоценоз –

биогеоценоз – биосфера.

Экспериментальной изучение фактов и причин, вызывающих

приспособительное преобразование популяций, и обобщение их с учетом

достижений генетики, экологии и других наук стали основой синтетической

теории эволюции (СТЭ), которая заменила подходы организмоцентрический

подход в понимание единицы эволюции популяционным. В основе эволюции лежат

противоречия не в системе «организм – биологическая среда», а в системе

«популяция – биогеоценоз». СТЭ более доказательна, опираясь на

воспроизводимые опыты. Она продолжает развиваться, совершенствуясь в

процессе практического применеия для выработки основных способов управления

эволюционным процессом и многообразных экологических проблем.

В.И. Вернадский трактовал понятие «биосферы» как, сферу жизни в

земной коре, воде и воздухе, простирающегося примерно от 10км вглубь Земли

до 30км над землей.

По результатам преобразований окружающей среды с помощью НТП можно

говорить о новом ее состояние – техносфере. Понятие техносфера выражает

совокупность технических устройств и систем вместе с различными видами

технической деятельности человека.

Ноосфера, в прямом переводе означает «сфера разума», анпропосфера,

техносфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с появлением

человека, становлением цивилизованного общества, которое начинает оказывать

определяющее влияние на природные ресурсы. В ноосфере разумная человеческая

деятельность становится главным фактором развития биосферы.

Экологические исследования имеют, следующие практические значения, во-

первых, была конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 года, Рио-

де-Жанейро), где поставили такие задачи как:

1. Снижение материала и энергоемкости производства, максимальное

сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение

использование возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.

2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену

ущерба окружающей среде)

3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских

районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур,

улучшение питательных свойств растительной и животной продукции,

использование комплексных методов борьбы с вредителями и тому

подобное.

4. Создание международных институтов, определить единую глобальную линию

устойчивого развития, установить единые для всех стран единые

экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в

интересах всего общества, контролировать соблюдение всеми

государствами единых правил экологического поведения.

Тема 21. Происхождение человека, проблема антропосоциогенеза.

С ХIХ века. В науке господствует вытекающая из теории Дарвина

концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных

обезьян. Эта концепция в ХХ веке получила генетическое подтверждение,

поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всех к человеку

оказались шимпанзе.

Происхождение в чале века от обезьяны, ведущих древний образ жизни,

предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь

явились анатомической его особенности к труду и дальнейшей социальной

эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих

с помощью хватательных движений, необходимо было соответствующие строение

органов: в кисти первый палец противопоставлен остальным, развит плечевой

пояс, позволяющий совершать движения с размахом 180 градусов, грудная летка

становится широкой и уплощенной в спинном и брюшном направлении.

Передвижение по деревьям в различных направлениях и различной скоростью,

непрерывно меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом

перед прыжком привело к развитию двигательных отделов мозга. Необходимость

точного определения расстояния при прыжках обусловило снижение глазниц в

одной плоскости и появление бинокулярного зрения. А после наступления

ледникового периода обезьянам, не отступившим к экватору с тропическими

лесами, пришлось приспосабливаться к новым суровым условиям и вести

жестокую борьбу за существование. Они могли выжить только благодаря

стадному образу жизни и используя освободившиеся от передвижения руки.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямое хождение.

Считают, что древние люди появились более 1-го миллиона лет назад и

прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появились около 200 тысяч

лет тому назад) и далее к нормальному – современному человеку, возникшему

40-50 тысяч лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда

привели к резкому уменьшению зависимость кроманьонца от внешней среды, к

появлению абстрактного мышления и попытке отражения окружающей

действительности в художественных образах – наскальных рисунках, резьбе по

дереву и кости, а также появлению религии. Эти доказательства родства

человека с животным миром считается достаточными для того, чтобы перестать

обсуждать вопрос об инопланетянах предков человека или каких-то иных

возможных появления разума на Земле.

Список использованной литературы

1. Грушевская Т.Г. , Садохин П.П. Концепции современного естествознания:

Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 1998

Страницы: 1, 2