скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Управление природопользованием - (курсовая) скачать рефераты

Управление природопользованием - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Тема: Управление природопользованием
    Раздел: Природопользование
    Назначение: Курсовая работа
    Формат: WinWord
    Автор: Рыбакова Ольга, olga@bfek. esoo. ru

Использование: год сдачи - 2001, название учебного заведения – БГТИ (филиал) ОГУ, полученная оценка - отлично

    Содержание:

Организационная структура и функции системы природопользования Проблемы организации управления природопользованием

    Управление природопользованием

Экономические принципы управления природопользованием в регионе Управление природопользованием в регионе в новых условиях хозяйствований Информационное обеспечение управления природопользованием

    УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Организационная структура и функции системы природопользования В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности. 1) Процесс непосредственного использования природных ресурсов связан с получением продукции и это представляет собой сферу материального производства. 2) Одновременно народнохозяйственная система природопользования выполняет социальные, экологические функции (улучшение условий труда, быта, проживания людей, развития личности). 3) Основой функционирования народнохозяйственной системы природопользования является государственный план экономического и социального развития страны. Начиная с 1975 г. в системе государственного плана экономического и социального развития планируется специальный раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов". Существующая система природопользования объединяет следующие 5 интегрированных государственных подсистем: 1) Наблюдение и контроль за состоянием природной среды;

2) Информационная и технико-экономическая подсистема, связанная с обработкой и анализом данных (мониторинга); 3) Использование, охрана, воспроизводство природных ресурсов (производственная и непроизводственная сферы народного хозяйства); 4) Исследований взаимосвязей в системе "общественное производство - природная среда"; 5) Планирование и управление природопользованием.

Сама система природопользования постоянно совершенствуется, развивается и происходит этот процесс в соответствии с законами по природопользованию (Конституция, законы и законодательные акты, постановления, решения). Элементы народнохозяйственной системы природопользования взаимосвязаны, взаимообусловлены, дополняют друг друга, но в то же время каждое звено, каждая подсистема выполняют специфические функции и решают свой круг задач. Основные функции специальных органов народнохозяйственной системы рационального природопользования обусловлены задачами, на решение которых ориентирована их специфическая деятельность. Параллельно осуществляется наблюдение санитарной службой Минздрава и на этой основе совершенствуются санитарно-гигиенические нормы. Центральным органом государственного управления и контроля в области рационального использования природных ресурсов является Министерство экологии и природных ресурсов. Минприрода осуществляет возложенные на него функции совместно с соответствующими подразделениями Совмина. Так, Госкомприрода РСФСР призван осуществлять руководство в области экологии и природопользования деятельностью эколого-ресурсного блока Совета Министров РСФСР, куда входят: Госкомитет РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, Министерство лесного хозяйства. Комитет по водному хозяйству при СМ РСФСР, Комитет по гидрометеорологии при ьМ РСФСР, Госкомитет РСФСР по земельной реформе. Госкомитет Р^ФСР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Основной задачей Минприроды является проведение единой научно-технической политики в области экологии и природопользования. Функция Минприроды заключается в осуществлении государственного контроля за состоянием природной среды и ее использованием. На Госкомприроду возлагается вся полнота ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране и соответственно его подразделениями на местах, в то же время не подменяя министерства, ведомства, исполкомы Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. В соответствии с этим на Минприроду возлагаются функции по: - осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработке и проведению единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координации деятельности министерств, ведомств в этой области; - государственному контролю за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны, а также общераспространенных полезных ископаемых; - подготовке и представлению предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов для включения их В проекты Концепции и Основных направлений экономического и социального развития, планов экономического и социального развития регионов. Министерство организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и планах; - разработке предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий. Министерство утверждает указанные нормативы, правила и стандарты; - подготовке долгосрочных государственных целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представлению их в Совет Министров, согласование территориальных комплексных схем охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие общереспубликанское и межреспубликанское значение; - осуществлению государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Министерство должно ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование; - выдаче в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности; - руководству заповедным делом и осуществлению государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране, также ведение государственного кадастра животного мира; - организации распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе; - планированию и осуществлению сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координации работы министерств и ведомств по выполнению обязательств страны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области. Госстандарт по согласованию с Минприродой, Минздравом и др. разрабатывает единые экологические нормы, нормативы и требования по рациональному природопользованию, следит за метрологическим обеспечением контроля загрязнения атмосферы, гидросферы. Госстрой обеспечивает проверку соблюдения в проектно-сметной документации требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; - осуществляет руководство разработкой и просмотром нормативных документов по проектированию и застройке городов и населенных пунктов (а также по проектированию и строительству сооружений для водопровода и канализации), сооружений для очистки вредных выбросов в атмосферу при одновременном снижении стоимости производства; - при участии Минприроды разрабатывает методические указания по составлению территориальных комплексных схем охраны окружающей среды; - предусматривает наличие в проектах по строительству и реконструкции предприятий и сооружений широкое применение малоотходной технологии, безводных технологий, оборотного, бессточного водоснабжения, других прогрессивных методов защиты природы; - обобщает опыт проектирования, строительства и эксплуатации газоочистных, пылеулавливающих установок, очистных сооружений с учетом достижений передовой отечественной, зарубежной техники и технологии; - осуществляет НИОКР по защите жилых районов от шумов промышленности и транспорта. Минздрав (совместно с Минприродой):

- осуществляет государственный контроль за проведением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения природной среды (воздуха, почв, воды, используемой для пищевых, бытовых и рекреационных целей); - систематически изучает влияние ядохимикатов на водные организмы и почву, человеческий организм, определяет ПДС, ПДВ, ПДК; - осуществляет государственный контроль за рациональным использованием водных ресурсов, за проведением мероприятий по ох ране водоемов от загрязнения, контролирует работу очистных сооружений. Мингеология обеспечивает: - проведение гидрогеологических исследований, разработку гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод. Министерством геологии создан межотраслевой комплекс НТ "Геос" для выявления, изучения и рационального использования месторождений. Госкомгидромет осуществляет наблюдение за загрязнением природной среды и его последствиями. Госкомстат:

- утверждает по согласованию с Минприродой формы и инструкции по проведению на предприятиях, организациях инвентаризации источников выбросов вредных веществ и отходов; - обеспечивает разработку и представление соответствующим государственным органам статистической отчетности, характеризующей выполнение заданий по рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных планом экономического и социального развития; - устанавливает порядок организации проведения учета отходов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов. Банк информации в настоящее время дополняется данными путем инвентаризации источников образования, путей использования вторичных ресурсов образования, путей использования вторичных ресурсов в народном хозяйстве. В настоящее время статистическая отчетность не охватывает учет всех отходов. Государственное планирование и управление - одно из центральных звеньев в народнохозяйственной системе по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Руководство и координацию деятельности этой подсистемы осуществляет Совет Министров по следующим направлениям: - разработка и утверждение показателей и формы планирования; - рассмотрение предложений местных органов управления;

- утверждение схем комплексного использования и охраны природных ресурсов; - обеспечение разработки схемы развития и размещения производительных сил (РПС), мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов; - осуществление единой научно-технической политики в области рационального использования природных ресурсов; - увеличение производства природоохранного оборудования, аппаратуры; - рассмотрение крупных проблем преобразования природной среды; - соблюдение экологических требований при РПС, строительстве и реконструкции предприятий. В законодательном порядке Комитет Верховного Совета осуществляет общее руководство всей системой органов планового управления по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, а в хозяйственном строительстве - Минприрода совместно с экологическим блоком Совета Министров. Для определения комплексных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждения негативных последствий деградации природной среды, эффективного использования природных ресурсов в народном хозяйстве разрабатываются территориальные схемы охраны природы: - министерства и ведомства - по городам, крупным промцентрам, природная среда в которых загрязняется преимущественно предприятиями данного министерства или ведомства; - местные органы управления - по территории краев, областей, по отдельным природным комплексам, крупным городам, промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется предприятиями различных министерств; - Минприродой и Госкомгидрометом - по отдельным регионам, расположенным на территориях нескольких автономных республик. Эти схемы разрабатываются за счет средств госбюджета Советами Министров. Капвложения на строительство объектов, предусмотренных схемами выделяются в планах отдельной строкой. Совокупность правовых средств, используемых для достижения указанных целей, составляет правовую основу охраны природных ресурсов. Эти средства включают создание и применение соответствующих законов и других правовых актов, установление запретов и дозволений, всестороннее обеспечение исполнения правовых требований охраны и рационального использования природных ресурсов, контроль за их соблюдением и осуществление юридических санкций в случае их нарушения, Так как охрана природных ресурсов обусловлена взаимосвязью природных ресурсов (вспомним определение объекта природопользования), так и обеспечение правовой охраны их обусловлено взаимодействием, взаимообусловленностью законов и правил о рациональном использовании отдельных природных ресурсов (примеры: лес, почва, вода, воздух.... ).

Правовые основы рационального природопользования обусловлены нормами и положениями советских специальных законов об охране и рациональном использовании природных ресурсов. Они подразумевают не только охрану естественных богатств (земли, недр, вод, лесов) от бесхозяйственного отношения к ним и расточительства, но также такое их использование, которое предотвращает их количественное и качественное истощение, обеспечивает их воспроизводство (при необходимости восстановления) для перспективного использования. На основе законодательных документов правительство осуществляет свои контрольные регулирующие функции во взаимодействии системы "общественное производство - природная среда". Кроме названных законодательных актов, издаваемых Верховным Советом, в автономных республиках имеются специальные законы об охране природы, постановления, положения, инструкции, регламентирующие рациональное природопользование в целом и по отдельным ресурсам, объектам природопользования. Они издаются Советами Министров автономных республик, отдельными министерствами. Существенна роль в рациональном природопользовании местных Советов. Законами, Постановлениями, распоряжениями, инструкциями определяются: - объекты природопользования, объекты охраны;

    - требования и нормативы рационального природопользования;
    - способы, действия по их эксплуатации;

- запрещающие условия, действия, способные причинить ущерб природным ресурсам и объектам; - уголовная, административная ответственность за нарушение законов и норм рационального природопользования. Названные правовые, государственные документы определяют порядок и условия предоставления природных ресурсов и объектов для эксплуатации предприятиям, организациям, в том числе колхозам, финансирование природоохранных мероприятий осуществляется в основном за счет средств природопользователей.

    Проблемы организации управления природопользованием

В широком смысле управление природопользованием можно рассматривать как деятельность общества (коллективного субъекта управления) по регулированию отношений в системе "общество - производство - природная среда". Данная деятельность обеспечивается реализацией: - Методологии (теоретической концепции) - основной деятельности в сфере природопользования: объект управления, принципы, цель, задачи, методы достижения цели. - Структурно-функциональной организацией управления природопользованием. - Информационным и методическим обеспечением,

    Управление природопользованием

Страницы: 1, 2