скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Стимулирование рационального природопользования - (реферат) скачать рефераты

Стимулирование рационального природопользования - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    I. ВВЕДЕНИЕ.
    Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, произ

водящих продукцию, необходимую для жизни современного чело века. Но при этом стало почти правилом наплевательское отно шение к окружающей среде со стороны работников этих предпри ятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под ви дом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для челове ка должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего эко номическими методами, с помощью экономических рычагов. Сей час в нашей стране делаются попытки создать действенные ме ханизмы рационального природопользования, определенные успе хи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

    Наиболее слабым звеном действующего механизма управле

ния природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функ ционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природ ных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хо зяйственной деятельности скязывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предп риятий, которые имеют достижения в рациональном использова нии природных ресурсов и соблюдении экологических нормати вов.

    В системе мер по стимулированию природоохранной и энер

госберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересован ности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рацио нального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны положены экономи ческие метоы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход про изводства посредством такого изминения окружающей их эконо мической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на дости жении поставленных целей по обеслечению рационального приро допользования. Экономические методы включают в себя планиро вание, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использо вание экономических рычагов, как ценообразование, финансиро вание, кредитование, материальные санкции и поощрения, дол говременные экономические нормативы и т. п.

    II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
    Одним из элементов экономического механизма рациональ

ного хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны.

    В условиях рыночных отношений цели планирования сохра

няются. Новый подход к самостоятельности предприятий, перехо дящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становле ния и поиска наиболее эффективных форм и методов планирова ния рационального природопользования.

    С переходом на экономические методы управления качест

венно меняются задачи и функции планирования природопользо вания. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы.

    Основными экономическими стимулами воздействия на при

родоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рацио нальному использованию природных ресурсов являются поощри тельные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как зкономи ческого рычага в системе хозрасчетного управления произ водством основано на стимулирующей функции цены. При повыше нии цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благо даря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулиру ющая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходи мых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране жаю щей среды, социальному страхованию, профессиональной подго товке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народ нохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению при родных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топлив но-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию дея тельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофи нансировани обеспечить осуществление природоохранных мероп риятий, в основном за счет собственных средств, будет стиму лировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

    III. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.
    Впервые в практику хозяйствования предполагется ввести

систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизнодство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хоз расчетными специализированными предприятиями и организация ми; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополни тельный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологи чески опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за наруше ние норм рационального природолользования; льготы по налого обложению прибыли.

    С каждым годом растут затраты на воспроизводство при

родных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В насоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлагается создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фон дов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территори альных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы. Ресурсы природохранного фонда могут быть использованы по согласова нию с природоохранными органами на совершенствование основ ного прозводства, обеспечивающее снижение вредного воз действия предприятия на окружающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в при родную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, про центы за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффек тинность функционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природопользованием достига ется, с одной стороны за счет применения его для перераспре деления денежных ресурсов между различными звеньями народно го хозяйства, а с другой -- за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Примени тельно к обеспечению охраны природы и рационального исполь зования природных ресурсов кредит может служить дополнитель ным источником фпнансирования ресурсосберегающих мероприя тий. Стимулирующее дейсвие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предпри ятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обя зательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональ ным природопользованием играет материальное стимулирование. Применяемые долгое время командно-административные ме

тоды управления народным хозяйством ориентировали предприя тия ня эксплуативный рост промышленного производства, добычи полезных скопаемых, использования сельскохозяйственных пло шадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации приролополь зования были малоэффектлвны, система санкций за зягрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего тру да.

    Перевод предприятий на работу в условиях налогообложе

ния прибыли изменяет содержание экономического механизма ра ционального природопользования. Балансовая прибыль предприя тия, а следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряже нии, прямо зависят от уровня использования им резервов уве личения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздейетвия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогооблажении и поощрительных выплат, стимулирующих приро доохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты устанав ливаются: за снижение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами -- в размере нормативной оценки предтвращенного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств (природоохранных фондов) федеральных и местных бюджетов; за сверхнормативное снижение забора воды из водных сточников - в размере 75% действующего тарифа; за повышение кадастровой (балльной) оденки сельскохозяйственных земель и лесов в ре зультате проведения соответствующих природоохранных (проти воэрозионных, лесоохранных, восстаковительных) мероприятий -- из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйствен ного оборота и в фонд (попенной) платы за лесопользование. Предусматрены и другие поощрительные выплаты. Важное значе ние при работе предприятий в условиях налогообложения прибы ли имеет система налоговых льгот от экологичности хо зяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохранную деятельность предприятий.

    Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются

в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу пот ребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископае мого, 1 м2 воды и др. Платежи датируются с учетом качествен ных характеристик ресурсов и прнродных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования при родных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаеных) применяются повышенные платежи, выпла чиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.

    Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении

природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудо вание, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощри тельного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природо пользования.

    Экономические санкции за нарушение природоохранного за

конодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размешения) загрязняющих вешеств платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

    Анализ практики применения действующего экономического

механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки эконо мических и организационных мер, которые позволят достичь ре альных результатов в решении проблемы рационального природо пользования. На это направлены усилия многих экономистов.

    IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ КОМПЛЕКСНОГО
    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
    Эффективность экономического механизма комплексного

использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.

    В горнорудной промышленности в состав статей при регу

лировании себестоимости продукции исходя из доходов от обо гащения включаются следующие статьи: при производстве щебня. вырабатываемого из скальных пород -- сырье (стоимость из расходованной на изготовление щебня, исходя из среднегодовой плановой себестоимости 1 м2), себестоимость передела перера ботки щебня, общекомбинатские и внепроизводственные расходы; при реализации отходов обогащения, песка -- затраты по под готовке к реализации; внепроизводственные расходы.

    Дополнительная прибыль от снижения против установленных

норм потерь полезных ископаемых при переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи.

    В развитие этого подхода в разработана методика стимули

рования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заин тересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реа лизации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном парядке.

    V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИИ
    СЫРЬЕВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
    Затраты на мероприятия по экономии материальных

ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению до бычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направле ниям организации работы по ресурсосбережению в промышлен ности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессив ной нормативной базы, создание системы управления материаль ными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

    В современных условиях существенно возрастает роль эко

номического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятель ности основного звена промышленности -- предприятия -- отк рывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение ма териальных затрат. В настоящее время конкретные виды матери альных ресурсов, на зкономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объ единениях.

    В целях повышения заинтересованности рабочих, руководя

Страницы: 1, 2