скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Глобальные экологические проблемы - (реферат) скачать рефераты

Глобальные экологические проблемы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство среднего и специального образования
    Средняя школа № 13
    Глобальные экологические проблемы
    / экзаменационная реферативная работа /
    Выполнил: ученик
    10 класса “А”
    Должиков Д. А.
    Проверил:
    учитель географии
    Виселова О. В.
    Владивосток 1999

Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

    Ж. -Б. Ламарк
    СОДЕРЖАНИЕ.
    Стр
    Содержание. 2.
    Введение 3
    Глава I. Основные направления исследования 4
    Цели и задачи 4
    Круг рассматриваемых вопросов 5
    Существующие подходы к исследованию проблемы 5
    Прилагаемые материалы 6
    Глава II. Глобальные экологические проблемы 7
    Человек и окружающая среда: история взаимодействия 7
    Глобальные экологические проблемы современности 11

Глобальные экологические проблемы: перспективы развития и решения 21

    Заключение 25
    Список используемой литературы 26
    ВВЕДЕНИЕ

Всякий раз, выбирая тему исследования – одну из нескольких предложенных, – задаёшься вопросом: “А почему именно ее? .. ”

Глобальные экологические проблемы…Вспоминаются пресные безжизненные призывы откуда-то из начальных классов: не ломать деревьев, не стрелять из рогатки в птиц, “беречь зелёного друга”. С реальными экологическими проблемами сталкиваешься потом –задыхаясь от выхлопных газов центральных улиц, получая на ужин рыбу с откровенным бензиновым привкусом, находя очередной весной на месте любимой рощицы заплатки раскорчеванных дачных участков.

Смысл же слова “глобальные”хоть и понимается рассудком достаточно рано, чаще всего большинством из нас так и не осознается до конца никогда… Что тоже проблема …и тоже экологическая…

Ну, а реальное значение глобальности экологических проблем становится очевидным, обычно, лишь тогда, когда сознательно или неосознанно пропускаешь через себя весь объём сообщений о ежедневно разворачивающемся экологическом бедствии под названием“человеческая цивилизация”.

    Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    1. Цели и задачи
    ... .

Говорить обо всех существующих проблемах глобальной экологии, пожалуй, не имеет смысла. И что будет это, как ни бесконечное перечисление наших каждодневных дел и поступков. Более важным, скорее, кажетсяопределить круг проблем наиболее актуальных – страшный круг, душащий планету и обессмысливающий все достижения цивилизации.

    ... .

Задаваясь же первой частью вечного вопроса: “Кто виноват? ”, - как хочется всмотреться в то, с чего начиналась сегодняшняя экологическая вакханалия –в самое начало человеческой истории. И где, как ни там, следует искать истинный источник такого отношения человека к природе, которое на десятки тысячелетий сделало экологические проблемы актуальнейшими, с точки зрения самого существования жизни на Земле.

    ... .

Как любая история находит своё продолжение в современности, так и пестрая череда наших, самых разнообразных, контактов с окружающей средой на протяжении прошедших эпох создала для нас тот мир, в который мы погружаемся ежедневно, отрывая головы от своих подушек. Какая картина мира откроется глазу, если попробовать, пусть даже достаточно схематично, обозначить современное состояние некоторых из наиболее актуальных глобальных экологических проблем? И не покажется ли она тем самым зеркалом, на которое нет смысла пенять? ..

    ... .

Хотя, пожалуй, человечество не стоило бы своего высокого звания “носителя разумной жизни на планете”, если бы важность сохранения окружающей среды не понималась столькими достойнейшими его представителями и борьба в сфере охраны природы не была бы настолько ожесточенной. Поэтому попытка даже небольшогообзора некоторых направлений природоохранной деятельности имела бы смысл даже просто с точки зрения поддержания доброго имени “человека разумного”.

    2. Круг рассматриваемых вопросов

Как требуют того правила хорошего тона, любой разговор следует начинать с уточнения используемых терминов. В данном случае это имеет особый смысл. Так сложилось, что в сознании современного россиянина за словом“экология” закрепилось значение “охрана природы”. В разговоре на улице порой даже можно услышать о каком-то неблагоприятном для обитания месте: “Там такая плохая экология! ”…

Берем в руки философский словарь. Читаем. “Экология (греч. oikos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, знание, наука) –наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается всё живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное, а средой обитания–всё то, что окружает эти организмы, все, с чем они соприкасаются и взаимодействуют” [1 Философский словарь. С. 553. [10]. ].

Итак, будем считать, что, говоря об “экологии”, мы имеем в виду не столько проблемы природоохранной деятельности, сколько все, что касается существования человека (в данном случае нас интересует именно этоторганизм) в природной среде. А под “глобальными экологическими проблемами”, соответственно, (исходя из значения слова “глобальный”) –ту часть проблем экологии, которая кажется важной для взаимоотношений человечества в целом с природой Земли и оказывает существенное влияние на условия жизни и развития нашей цивилизации.

Кроме того, говоря о взаимоотношениях человека с природой, будем помнить о том, что некоторые ученые смотрят на эту проблему не совсем так, как многие журналисты и авторы популярных брошюр. Например, кому-то могло бы показаться странным, что в видеофильме, посвященном проблемам островов в Заливе Петра Великого на вопрос журналиста о том, одерживает ли природа верх в вечной битве“природа-человек”, ученая островной лаборатории ТИНРО эмоционально замечает, что человек в принципе не в состоянии победить природу, поскольку сам является ее (природы) частью1 [1 Видеофильм “На острове”. Автор и режиссер – С. Сиденко, оператор – А. Максименко. – ТГТРК “Владивосток”, 1998. ]. Поэтому, говоря о природе, будем помнить о том, что она всегда останется таковой–вне зависимости от степени изгаженности. Насколько же природа эта пригодна для жизни в ней человека– тема другой части данной работы…

    3. Существующие подходы
    к исследованию проблемы

Хотя в чём-чём, а в непонимании собственной вины перед природой (если вообще так можно ставить вопрос) человечество обвинить нельзя. Только в этом веке опубликовано огромное количество научных, научно-популярных, публицистических и совсем уж любительских исследований по теме экзаменационной работы автора. Сняты сотни телепередач, документальных и художественных фильмов, подготовлены километры графиков и таблиц, базы данных объёмом в тысячи гигабайт размещены в международной сети Интернет, почти каждый, хоть сколько-нибудь заметный, литератор 20-го столетия счел своим долгом пусть несколькими словами, но все-таки обмолвиться о вездесущих экологических проблемах.

Мало того, за десятилетия исследований человечеством выработана целая система самых разных подходов к оценке и решению экологических проблем, как таковых. Свои самостоятельные точки зрения на экологические проблемы имеют, кроме экологии, социология, медицина, политология, экономика, психология, этика и многие-многие научные дисциплины. Кроме того, в рамках самой экологии сегодня сложился ряд самостоятельных дисциплин: общая экология, глобальная, эволюционная, космическая, медицинская, сельскохозяйственная, экология животных, растений и т. п. [3 Философский словарь. С. 553. [10]. ]

На этом фоне совсем не просто в рамках экзаменационной работы попытаться высказать что-либо новое на исследуемую тему. Хотя так задача, в принципе, и не стоит. Главное, к чему стремится автор, –изучив значительный объем доступных материалов, сформулировать свое ощущение степени актуальности стоящих перед человечеством глобальных экологических проблем, а также свое понимание глубинных причин их (данных проблем) возникновения и обострения.

    5. Прилагаемые материалы

Кроме того, к работе прилагается ряд таблиц и схем, иллюстрирующих рассматриваемые вопросы, а также видеоматериалы (фрагменты отобранных автором телевизионных передач и самостоятельно подготовленные на основе местных реалий видеоиллюстрации освещаемой темы).

    Глава II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
    1. Человек и окружающая среда:
    история взаимодействия

С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время существования планеты, - дело рук человека, было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны.

Так за последние десятки тысячелетий одним из главных факторов подобных “фоновых”перестроек ландшафтов был климат: существование гигантских ледников на пространствах Северной Евразии и Северной Америки влекло за собой серьезные климатические изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие определенных циклов для этих самых перестроек.

Например, для Европы или даже, как считают некоторые ученые, для всего северного полушария отмечено общее потепление и увлажнение климата, начавшееся примерно 11-12 тысячелетий назад, после таяния ледникового покрова (с волной общего похолодания–около 9 тысячелетий назад). Так продолжалось до времени атлантического потепления между 8-5-м тысячелетием тому назад, когда широко распространилась теплолюбивая растительность. В последующий период из-за общего похолодания ландшафтные зоны сместились к югу. Наконец, около 2, 5 тыс. лет назад началось некоторое потепление климата. Выделяется нередко и так называемый малый ледниковый период–волна общего похолодания, прокатившаяся сравнительно недавно, несколько столетий назад1 [1 Мир географии. Природа и цивилизация. С. 14-15. [1]. ].

Хотя никто не станет спорить и с тем, что в последние десятки тысячелетий с антропогенным воздействием на природу планете приходится считаться (рис. 1).

Интересно, что многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности.

    Вектор усиления антропогенного
    воздействия
    Глобальный кризис надёжности Революция экологи
    экологических систем ческого планирования
    Глобальный термодинамический Энергетическая
    (тепловой) кризис революция
    Современный глобальный экологический Научно-техническая
    кризис редуцентов (загрязнения) и угрозы революция
    нехватки минеральных ресурсов
    Второй антропогенный экологический Промышленная
    кризис (продуцентов) революция
    Вторая сельскохозяй
    Кризис примитивного земледелия ственная революция
    широкого освоения
    неполивных земель
    Первый антропогенный экологический

Кризис (консументов, перепромысла) Сельскохозяйственная революция, Переход к производящему хозяйству

    30-50 лет
    Современ.
    Прогноз

Кризис обеднения ресурсов промысла и Биотехническая революция собирательства

    3 млн. лет назад. Возникновение предков человека
    35-50 тыс. лет назад
    10-50 тыс. лет назад
    2 тыс. лет
    150-350 лет
    Время

Рис. 1. Экологические кризисы и революции (масштаб условный)1 [1 Природопользование. С. 15. [8]. ].

Так известно, что формирование и становление кроманьонского человека завершилось в течение считанных тысячелетий. Сравнительно быстро это событие вызвало экологические последствия. И, прежде всего–небывалое в геологической истории распространение одного биологического вида практически на всей обитаемой суше. Никогда– за миллионы, миллиарды лет – ни один вид не имел такого распространения1 [1 Мир географии. Природа и цивилизация. С. 24-25. [1]. ] .

Именно тогда и зародилось неразрешимое до сих пор противоречие между катастрофически быстро развивающимся биологическим видом-потребителем природных ресурсов и самой природной средой– между человеком и породившей его природой.

    ... .

Всё (если и не абсолютно всё, то многое) начиналось, как и водится, с огня. Нет, не с мифического огня Прометея, озарившего человеческое сознание, а с самого, что ни на есть реального пламени…

Доказательства варварского истребления лесов первобытными племенами поступают даже не из такого уж давнего прошлого–что особо ценно. Голландский мореплаватель А. Я. Тасман и его команда, первыми из европейцев увидевшие берега Тасмании, аборигенов не обнаружили, хотя обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова постоянно сталкивались с лесными пожарами или с обилием костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством, собирательством, главным“рычагом”, с помощью которого они “переворачивали” свою землю – перестраивали ландшафты радикально, - был огонь.

В результате подобной “природопреобразующей деятельности”на обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности; произошли изменения в характере почвы, изменился климат.

Многие исследователи сходятся на том, что до появления человека, в частности, в Исландии до 40% площади острова были заняты березовыми лесами с примесью ивы, рябины и можжевельника. Со времени освоения Исландии викингами леса стали быстро сокращаться, и ныне их площадь не превышает 0, 5%.

В других регионах к подобным же результатам привела система первобытного земледелия, предполагавшего выжигание огромных лесных пространств регулярно раз в несколько земледельческих сезонов.

    ... .

Как ни странно воспринимать это нам, привыкшим видеть главную проблему природы в развитии техногенной цивилизации, в числе первых экологических катастроф, привнесенных в жизнь планеты молодым человечеством, называют и последствия такого чистого и безобидного занятия, как самая обыкновенная охота. Именно результатом хищнического истребления целых видов животных (археологи, действительно, находят гигантские скопления костей животных на местах былых охотничьих побед), а также воздействия человека на природные комплексы в целом стало то, что во многих регионах мира создались предпосылки для кризиса охотничьего хозяйства, присваивающего природные биологические ресурсы практически без сознательного их возобновления.

Один из крупнейших знатоков ледникового периода американский географ и геолог Р. Флинт, писал об исчезновении групп животных: “вымирание в основном происходило 5000-10000 лет назад. К вымершим животным принадлежат все верблюды, лошади, ленивцы, два рода мускусных быков, пекари, винторогие антилопы, все виды бизонов (кроме одного)… и отдельные виды кошек–некоторые из них достигали размеров льва. Исчезли также два вида мамонтов, которые были крупнее современных слонов и были распространены на территории США почти повсеместно”. 1 [1 Мир географии. Природа и цивилизация. С. 32. [1]. ]

На отдельных изолированных территориях (Австралия, Тасмания и др. ), где отсутствовали пригодные для ведения сельского хозяйства виды животных и растений, первобытное общество настолько подорвало ресурсы существующих природных комплексов, что вступило в полосу застоя и даже некоторого технического и социального регресса. И хотя сохранился прежний уровень хозяйственного развития, хищническая эксплуатация природных биологических ресурсов вызывала последовательную деградацию окружающих ландшафтов, уменьшение или качественное ухудшение используемых биологических ресурсов. Общество– часть природы не могло оставаться вне этого процесса.

    ... .

Страницы: 1, 2