скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом) скачать рефераты

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2
    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ)................................................................ 10

    _ 1. Сознание как психолого-педагогическая категория.... 11

_ 2. Роль и место экологии в современном обществе......... 17

_ 3. История развития экологии как науки...................... 23

_ 4. Роль и место экологии в обучении........................... 31

    ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ............ 36
    _ 1. Связь образования и естественно-научных дисциплин.
    _ 2. Формирование бережного отношения школьников

к природе............................................................. 39

_ 3. Условия формирования экологических знаний............. 41

_ 4. Вопросы экологии в начальном курсе физики............. 45

_ 5. Экологизация географических знаний........................ 53

    _ 6. Формирование экологического сознания на уроках

биологии............................................................... 58

_ 7. Экологизация курса химии....................................... 66

    ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА....................................................... 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 110 ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 112 .

    - 3
    ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая пробле ма взаимодействия человека и природы, а также воздействия челове ческого общества на окружающую среду стала очень острой и приня ла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность лю дей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осоз нание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это озна чает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Зем ле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздейс твия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осущест вимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколо го-нравственной культуры, экологического и нравственного созна ния, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание чело века всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них ос новное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Эко логия из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась

    - 4

в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация ес тествознания. Экологический подход становится всеобщим.

Экологические проблемы в современных условиях перехода об щества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы эко логии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным вос питанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспи тания мало исследованы. Теория вззаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эко лого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой заачу разработки многосторон него эколого-нравственного образования учащихся различных типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т. д.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В раз витие теории нравственного воспитания в процессе общения с приро дой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский и др. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.... ", "Не ждать милости от природы.... " и т. д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами приро ды, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социаль ными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, от сутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потре бительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без дол

    - 5

госрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование но вого понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача шко лы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того , что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому обра зованию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. В конце концов это приведет к тому, о чем очень хорошо написал в своем стихотворении В. Федоров:

Меня охватывает дрожь, Земли не вечна благодать. Когда смотрю в провал заклятый, Когда последнего потомка О, человечество, Ты пустишь по миру с котомкой, куда ты, Ей будет нечего подать.

    Куда ты милое идешь.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологичес кого воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах склады вается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыден ных впечатлений или из сообщений средств массовой информации.

    - 6

Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического вос питания и образования населения.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практичес ки всех аспектов общественной жизни.

Существенные преобразования должны претерпеть научные знания в плане преодоления их традиционной разобщенности и наполнения естественных наук гуманистическим содержанием, а общественных естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез наук - необходимая предпосылка формирования такой комплексной об ласти научного знания, как социальная экология, которую уже не возможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естествен ным наукам. Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологи зирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производс тве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обла дает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.

Первое условие успеха экологического просвещения и воспита ния - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. кроме того, точные данные необхо димо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, ко торые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.

    Второе условие успеха экологического воспитания - необходи
    - 7

мость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных про цессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом об ществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое: "Мы не можем ждать милости от природы.... ") люди воспитывались в духе ожесточенно, непримиримой конфронтации и природной средой, природными условиями, которые нередко выстав лялись именно как косная сила, как препятствие на пути к дос тижению практических целей: благосостояния, изобилия и т. д. Те перь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опас ность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи чело века. Необходимость дать людям целостную систему экологичеких знаний как в области общих вопросов социально-экологической тео рии, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной про фессиональной деятельности.

Важно иметь в виду, что если "растворить" экологический ас пект в материале учебной дисциплины, тем более если "растворять" систематически, то эффект окажется куда меньше желательного, а эколого-нравственные убеждения учеников, которые и есть цель ра боты, вряд ли удастся сформировать.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию. Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех зако нов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях

    - 8

сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что сти хийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем образования и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр ме тодических и дидактических приемов.

Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека , если ох ватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если науч ные доводы взволнуют его и буду им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность оп ределили выбор темы дипломной работы: "Формирование экологическо го сознания в процессе изучения естественно-научных дисциплин в курсе неполной средней школы".

 _Цель исследования . : теоретически обосновать и эксперименталь но доказать формы, методы и средства повышения эффективности фор мирования экологического сознания учащихся 6-9 классов в процессе изучения естественно-научных дисциплин (физики, химии, биологии, географии).

 _Объект исследования . - формирование экологического сознания учащихся на уроках и во внеурочное время.

 _Предмет исследования . - формирование экологического сознания

    - 9

учащихся 6-9 классов при изучении естественно-научных дисциплин. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выд винуть _ гипотезу . : процесс формирования экологического сознания учащихся подросткового возраста при изучении предметов естествен но-научного цикла будет осуществляться более успешно, если: 1) в программах и учебниках соответствующих дисциплин четко и конкретно вычленяются экологические проблемы;

2) усилены экологические элементы взаимосвязи предметов ес тественно-научного цикла;

3) вопросы экологии будут рассматриваться во взаимосвязи, будет обеспечиваться их практическая направленность;

4) будет осуществляться поэтапное воспитание учащихся пос редством включения их в разнообразные формы учебной и внеурочной экологической деятельности;

5) в процессе экологического воспитания будут учитываться как возрастные особенности подростков, так и особенности экологи ческих проблем региона.

Выдвинутая гипотеза определила следующие _ задачи . исследова ния:

1) вскрыть исторические предпосылки развития исследуемой проблемы, уточнить понятие "экологическое сознание", раскрыть его сущностные характеристики;

2) определит экологический потенциал учебных программ и со держание предметов естественно-научного цикла;

3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально про верить педагогические условия , формы и методы формирования эко логического сознания учащихся-подростков в процессе изучения ест венно-научных дисциплин.

    .
    - 10
     2ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
     2ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ
     2АСПЕКТЫ)

Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков. На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначи тельным. В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и пос тепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук - ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения чело века к природе. Историческими предпосылками формирования экологи ческого сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.

 1Экологическое сознание 0 - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как от дельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же та кое экологическое сознание и каким образом его можно формировать у учащихся, сначала посмотрим, что же такое сознание вообще.

    - 11
    _ 1. Сознание как психолого-педагогическая категория.

Сознание - это единство всех психических состояний и свойств человека, как личности. Оно представляет собой чрезвычайно слож ный процесс активного отражения и духовного освоения объективной действительности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отнощения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью. В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным об разом относится к объективной действительности. В отличие от жи вотного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедея тельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психи ке человека, а сама субъективная сторона психики.

    Каковы же важнейшие характеристики сознания?

Страницы: 1, 2, 3, 4