скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения - (диплом) скачать рефераты

p>логического воспитания является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предла гает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной ра боты". [63, 8] Следует отметить, что в 1989-1990 гг. вышел учебники (3 и

4 класса по программе 1-4) А. А. Плешакова по природоведению, где реализуется задача экологического воспитания младших школьников. В нем рассматриваются следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истоще ния; сохранение многообразия видов живых организмов и це лостности их сообществ; охрана природы, как необходимое ус ловие сохранения здоровья людей. Данный учебник поможет учи телям формировать экологически грамотную личность.

    В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели
    новую актуальность и решать их - задача современной школы.
    ГЛАВА III. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    _1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспи

тания необходимо начать с определения его сущности. Мы счи таем, что экологическое воспитание - составная часть нравс твенного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гар моничного с природой. На формирование экологического созна ния оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эко логические представления формируются на уроках природоведе ния. Для этого мы дополнили действующий учебник экологичес кими вопросами. Во время преобразующего эксперимента мы фор мировали следующие представления:

    - почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
    - для чего существуют различные элементы природных сооб
    ществ;
    - как должен вести себя человек, находясь в этих природ
    ных сообществах.
    Эти экологические знания на протяжении ряда уроков пере

водили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведен ные в убеждения, формируют экологическое сознание.

    Экологическое поведение складывается из отдельных поступ

ков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказы вают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насышение содержа нием, удовлетворение).

    Выявив в сущности экологического воспитания две стороны:

первая - экологическое сознание, вторая - экологическое по ведение; мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной дея тельности.

    Таким образом, определяя сущность экологического воспита
    ния мы выделили, во-первых: особенности этого процесса:
    1) ступенчатый характер:
    а) формирование экологических представлений ;
    б) развитие экологического сознания и чувств;
    в) формирование убеждений в необходимости экологиче
    ской деятельности;
    г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
    д) преодоление в характере учащихся потребительского
    отношения к природе;
    2) длительность;
    3) сложность;
    4) скачкообразность;
    5) активность;
    во-вторых: огромное значение психологического аспекта,
    который включает в себя:
    1) развитие экологического сознания;
    2) формирование соответствующих (природосообразных) пот
    ребностей, мотивов и установок личности;
    3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и
    привычек;
    4) воспитание устойчивой воли;
    5) формирование значимых целей экологической деятельнос
    ти.
    Поэтому формирование экологического сознания и поведения

в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

    _2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
    Создание нового отношения человека к природе - эадача не

только социально-экономическая и техническая, но и нравс твенная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологи ческую культуру, формировать новое отношение к природе, ос нованное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое вос питание, где под воспитанием в широком смысле слова понима ется образование, развитие, воспитание (в узком смысле сло ва).

    Цель экологического воспитания - формирование ответствен

ного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравс твенных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

    Сама природа понимается не только как внешняя по отноше
    нию к человеку среда - она включает в себя человека.
    Отношение к природе тесно связано с семейными, обществен

ными, производственными, межличностными отношениями челове ка, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

    Ответственное отношение к природе - сложная характеристи

ка личности. Она означает понимание законов природы, опреде ляющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созида тельной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

    Условием такого обучения и воспитания выступает организа

ция взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстети ческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

    Критерием сформированности ответственного отношения к ок

ружающей среде является нравственная забота о будущих поко лениях.

    Цель экологического воспитания достигается по мере реше
    ния в единстве следующих задач:
    образовательных - формирование системы знаний об экологи
    ческих проблемах современности и пути их разрешения;
    воспитательных - формирование мотивов, потребностей и

привычек экологически целесообразного поведения и деятель ности, здорового образа жизни;

    развивающих - развитие системы интеллектуальных и практи

ческих умений по изучению, оценке состояния и улучшению ок ружающей среды своей местности; развитие стремление к актив ной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуаль ного (способности к анализу экологических ситуаций), эмоцио нального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

    Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ори

ентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, ос нованное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонен том всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).

    Содержание экологического воспитания включает в себя сис

тему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из цен ностных ориентаций, принципиально отличающихся от господс твующих.

    С традиционной точки зрения мир существует для человека,

который выступает мерой всех вещей, мерой же природы являет ся ее полезность. Отсюда потребительское отношение к приро де.

    В противовес новая система ценностей исходит из понимания

уникальности и самоценности природы. При этом человек расс матривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

    Выявляется междисциплинарный состав содержания экологи

ческого воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельност ный.

    Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризую

щие здоровье человека и природную среду его обитания; проис хождение, эволюцию и организацию природных систем как объек тов использования и охраны.

    Ценностный - экологические ориентации человека на различ

ных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характери зующие человека и природу как универсальные ценности; поня тие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимо го ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвра щение ущерба.

    Нормативный - система нравственных и правовых принципов,

норм и правил, предписаний и запретов экологического харак тера.

    Критерием эффективности экологического воспитания и обра

зования могут служить как система знаний на глобальном, ре гиональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение ок ружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школь ников.

    _3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
    Содержание экологического воспитания усваивается учащими
    ся в их различной деятельности.
    Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует

разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоя тельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, твор ческие способности, позволяет внести реальный вклад в изуче ние и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые

анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологи ческие ценностные ориентации, интересы и потребности. Ис пользуя их опыт наблюдений и природоохранительной деятель ности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, сужде ний вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сфор мировать у них личное отношение к проблеме.

    На этапе формирования экологической проблемы особую роль

приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятель ность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на форми рование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятель ность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными эколо гическими условиями, поиску возможностей их решения.

    На этапе теоретического обоснования способов гармоничес

кого воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы ох раны природы в широких и разносторонних связях с учетом фак торов глобального, регионального, локального уровней. Позна вательная деятельность стимулирует моделирование экологичес ких ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потреб ность в выражении эстетических чувств и переживаний творчес кими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п. ). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических эле ментов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для раз вития мотивов изучения и охраны природы.

    Средством психологической подготовки школьников к реаль

ным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской ради опередачи "Комитет охраны авторских прав природы").

    Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный

эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, конс тант, характеризующих экологические явления; эксперименталь ное изучение экологической техники, технологии; опыты, ил люстрирующие количественное выражение экологических законо мерностей и т. п. ) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

    Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, по

казать непривлекательность безответственных действий, учи тель использует пример и поощрение. Наказание рассматривает ся как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на

нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовлен ности учеников и с учетом природных условий, то учитель мо жет сформировать экологически грамотную и воспитанную лич ность.

    _4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
    Как известно, воспитание в широком смысле слова - это

процесс и результат развития личности под воздействием целе направленного обучения и воспитания. Обучение же - это про цесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

    На уроке решаются три задачи: образовательная, воспита

тельная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к при роде, основанного на гуманизме.

    Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обя

зательно нужно формирование экологического сознания. Эколо гически образованная личность, зная какой вред природе при носят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологи ческого поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

    Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность эколо

гического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

    В исследованиях психологов и педагогов (например, В. В. Да

выдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представ ления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведе ние".

    Какие же экологические связи устанавливаются на уроках
    данного курса?
    Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются свя

зи между неживой и живой природой, между различными компо нентами живой природы (растениями, животными), между приро дой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приоб рести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, вообра жения, речи.

    Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5