скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности - (реферат) скачать рефераты

p>Программы в тех случаях, когда это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция справедлива в отношении реализованных и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов потребления. При внедрении новых видов процессов, оборудования, при модификации производства, программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также в сроки, определенные организацией, закрытие или демонтаж, консервацию. Вероятно, излагая такой взгляд на спектр вопросов, которые программы экологического менеджмента могут охватывать, мы несколько забегаем вперед. Еще ни одна российская компания не заявила широко и не представила доказательств того, что их программы экологического менеджмента подготовлены, внедрены и работают (! ). А мы говорим, по сути, о взаимосвязи между оценкой воздействия на окружающую среду (при внедрении новых процессов, реконструкции и т. п. ) и экологическим менеджментом. Но в России есть примеры намерений такого характера. В предпроектной документации одной из масштабных реконструкций предприятия машиностроительной отрасли описаны результаты экологического аудита промплощадки, основные направления деятельности будущего совместного предприятия в области экологического менеджмента и их связь с корпоративной экологической политикой. Работая над программой экологического менеджмента, следует принимать во внимание ряд вопросов, таких как (ISO 14004. 4. 2. 6. Environmental management programme): Как организован процесс разработки программы экологического менеджмента? Вовлечены ли в процесс планирования деятельности все подразделения, сотрудники, несущие ответственность за выполнение программы? Описан ли (используется ли) процесс периодического пересмотра программы? Как в программах описаны необходимые (для их выполнения) ресурсы, распределение ответственности, период выполнения и приоритеты? Как программы экологического менеджмента отражают (обеспечивают выполнение) экологической политики и основные направления планирования деятельности организации? Как организовано наблюдение за выполнением и пересмотр программ экологического менеджмента? Подготовленные и выполняющиеся программы - индикатор функционирования системы экологического менеджмента в целом. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению ПДВ (предельно допустимых выбросов) программ заменить не может. Их разработка, запуск, проверка выполнения, корректировка требуют систематического подхода целеустремленности, сил, знаний, терпения. В рамках настоящей брошюры мы не станем обращаться к детальному обсуждению рекомендаций в отношении разработки программ экологического менеджмента. Это скорее предмет методических указаний. Но и при наличии методических указаний внедрение программ будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала. Изящность систем экологического менеджмента состоит в том, что их принципы универсальны и применимы к любым организациям. Вопрос в том, как эти принципы преломляются применительно к конкретной ситуации, предприятию, стране. Процедуры в системе экологического менеджмента: обстоятельства образа действия Сам по себе термин как-то навевает мысли о здравоохранении, физиотерапевтическом кабинете или, по крайней мере, об утренней зарядке. В каноническом смысле слова процедура - официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо. То есть, процедуры и дают ответ на вопрос, как осуществляются различные виды действий в системе экологического менеджмента. Как обстоятельства образа действия в предложении, процедуры составляют важный компонент системы экологического менеджмента. В документированном виде, кстати, наименее представленный на российских предприятиях. Процедуры в системе экологического менеджмента определяют (Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK)): ответственность за выполнение конкретных действий, включенных в Программу; порядок (способ, прием, ресурсы) их выполнения;

    условия взаимодействия подразделений.

Процедуры системы экологического менеджмента должны охватывать весь цикл деятельности организации, начиная с определения исходного сырья, энергии, поставщиков, включая разработку требований ко всем видам продукции и услуг, все производственные операции (основные и вспомогательные) и заканчивая обращением с отходами, контролем выбросов и сбросов (операциями “на конце трубы”). Перечень процедур, разработка и выполнение которых рекомендованы международным стандартом ISO 14001, приведен в Приложении 3. То обстоятельство, что процедуры должны быть разработаны, документально описаны, доведены до сведения соответствующего персонала, кажется очевидным. Тем не менее, именно процедуры служат предметом нескончаемых дискуссий на семинарах по экологическому менеджменту. Логика проста: все очевидно, при первичном инструктаже каждый рабочий получает необходимые сведения по технике безопасности и (пауза), ну, и об экологии. Всегда интересуемся, нельзя ли взглянуть на эти “сведения по экологии”, например, в письменной форме, в виде раздела в должностной инструкции и т. п. Нельзя. Все слишком очевидно, чтобы уделять этому внимание. Кстати, рабочие даже очень благополучных с точки зрения природоохранной деятельности предприятий с трудом и лишь в общих чертах отвечали на вопросы, связанные с экологическими аспектами выполняемых ими операций. Если отвлечься от кажущейся очевидности и рассмотреть проблему с точки зрения контроля за выполнением служебных обязанностей, то можно предположить, что документированные, четко изложенные сведения делу никак помешать не могут. Например, в процедуре обращения с особо опасными материалами должны фигурировать материалы, описывающие влияние этих веществ на здоровье, и приемы снижения воздействия как на персонал, так и на окружающую среду. Самый одиозный случай произошел в цехе, где был организован раздельный сбор производственного брака (еще не отходов), подлежащего переработке и возврату в цикл. Работы, по мнению инженера по охране окружающей среды, экспериментальные, инициированные отделом главного технолога. Прямого отношения к экологической отчетности не имеющие. И впрямь, откуда бы? Во все еще действовавшем экологическом паспорте завода ни слова о перепрофилированном (в порядке эксперимента, как и сказано) участке не было. В отношении возврата пластика в производство мнения специалистов разделились. Технологи считали, что этот процесс позволит уменьшить расход сырья. Мастера уверяли, что все равно загрязненные отходы пластика к исходному сырью лучше не добавлять. Отметим, что требования к выпускаемой продукции вполне позволяют производить ее просто из вторичного полиэтилена. Мы поняли все, кроме одного обстоятельства. Почему возвратный пластик загрязнен? “А как же? ” - искренне изумился инженер по охране окружающей среды, утомленный бесконечными вопросами, - “Производство не лаборатория”. Вздохнув, он загасил сигарету и положил окурок в мешок с маркировкой “Полиэтилен высокого давления”. Вероятно, в такой ситуации в качестве документированной процедуры сгодился бы и документ типа сформулированного героем М. Е. Салтыкова-Щедрина Устава о добропорядочном пирогов печении: “Делать пироги из грязи, глины и строительных материалов навсегда возбраняется”. Однако категорические запреты, к которым нас приучили плакаты по технике безопасности, к описанию процедур имеют очень незначительное отношение. Суть состоит в том, чтобы сказать, из чего, когда и кому пироги печь рекомендуется. При разработке процедур следует обратить особое внимание на то, чтобы в них были отражены (Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK)): повседневные действия персонала в штатных, нештатных, аварийных ситуациях; деятельность в области производственного экологического мониторинга и контроля; действия при разработке и подготовке к производству новых видов продукции и услуг; аспекты взаимодействия с поставщиками, подрядчиками, клиентами (и, если это соответствует требованиям экологической политики, процедуры, предписывающие их деятельность в области экологического менеджмента). Подобного рода процедуры разрабатываются при подготовке предприятий к сертификации с соответствии с требованиям стандартов систем качества ISO 9000. В повседневной жизни некоторое впечатление об их описании могут дать инструкции по технике безопасности. В ряде случаев великолепно подобранные и распечатанные инструкции на практике оказываются сваленными в кучу у мастера цеха, который комментирует это так: “Так мы ж показываем их рабочим при инструктаже. А потом забираем назад. Потеряют ведь! ” В этом случае даже очень старательный рабочий может допустить ошибку, если каждый раз будет надеяться только на свою память. А если его потребуется подменить? Но представим, что инструкции есть на каждом рабочем месте. Читая документы, подготовленные на ряде предприятий к аттестации рабочих мест в соответствии с требованиями системы стандартов безопасности труда (ССБТ), мы убедились, что они не слишком информативны. Документы, безусловно, рассчитаны на высокий уровень образования персонала. Это справедливо: показатель, характеризующий число лет, проведенных за учебной партой (любой категории) в расчете не среднестатистического жителя страны, чрезвычайно высок. Не вдаваясь в детали востребованности кадров со средним специальным, высшим образованием, с ученой степенью, позволим себе отметить, что и для серьезных специалистов инструкции по ТБ бывают излишне зашифрованными. Например, перечень всех установленных для металлической меди предельно допустимых концентраций сам по себе интересен, но сведений о том, сколько медной пыли взвешено в воздухе рабочей зоны при включенной и отключенной системе местной вентиляции, не содержит. Не действенней бы было изложить вкратце то, что отключение вентиляции ведет к хроническому отравлению медью, проявляющемуся в функциональных расстройствах нервной системы, печени и почек, в нарушениях в процессах кроветворения и кровообращения, в изъязвлении носовой перегородки? Речь идет о воздействии медной пыли в концентрациях порядка 70-80 мг/м3, в течение 3-4 часов в день на продолжении 4-9 месяцев. Загадочная рекомендация работать в фильтрующей маске типа “Лепесток” до износа последнего ставит в тупик. Что значит износ спецодежды или обуви, ясно. Для респиратора явно следует использовать другую терминологию, связанную со сроком действия, с поглотительной способностью конкретного вида устройства. Впрочем, мы несколько увлеклись: свели таки разговор о процедурах к медицинской тематике. Оставим вопросы охраны труда и техники безопасности до появления серии международных стандартов ISO 18000 (благо, разработка такой уже планируется Международной организацией стандартизации), отметив, что до поры их рекомендуется включать в стандарты предприятия, разрабатываемые в рамках развития системы менеджмента качества. В то же время, в порядке развития и интеграции систем менеджмента, зарубежные компании (и не только химические, о которых рассказано в разделе, посвященном добровольной экологической деятельности) все чаще принимают единую политику и разрабатывают тесно взаимосвязанные цели, задачи и программы в области охраны здоровья, окружающей среды и безопасности (Health, Safety, Environment). Консультационные фирмы, в свою очередь, предлагают услуги по единой подготовке компаний к сертификации в соответствии с рекомендациями стандартов в области менеджмента качества, охраны здоровья, окружающей среды и безопасности. В процедурах, в зависимости от экологической политики организации, могут быть также учтены (Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK)): действия по выполнению конкретных (например, прежде составлявших проблему) требований программы экологического менеджмента и (или) экологического законодательства; вопросы проведения экологически значимых исследований, оценки результатов и их распространения; приемы выбора сырья и энергии, проведения закупок, транспортировки сырья, материалов, продукции; проведения анализа жизненного цикла продукции; аспекты коммуникаций в системе экологического менеджмента, кадровой политики, маркетинга, рекламы и др. В рекомендациях появился новый термин –“коммуникации в системе экологического менеджмента”, который определяется как обмен информацией внутри системы экологического менеджмента, а также с внешними заинтересованными сторонами по вопросам планирования, практической реализации, мониторинга, контроля, оценки, демонстрации и использования достигнутых результатов экологической деятельности. Как видно, вопросы коммуникаций мы уже затрагивали, говоря о добровольной экологической деятельности, о декларировании экологической политики, создании открытой отчетности и т. п. Дополнительного обсуждения, пожалуй, заслуживает обмен информацией с заинтересованными сторонами. Стороны, заинтересованные в экологических аспектах деятельности предприятия Как говорят наши коллеги из Эстонии: “А кто в них не заинтересован? ” Может быть, это справедливо только в условиях небольшой прибалтийской страны? Нет, в России заинтересованность в вопросах состояния окружающей среды и в экологических аспектах деятельности предприятий проявляет все растущее число общественных и профессиональных организаций, потребителей, инвесторов. В недавно разработанном и принятом “Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы”, пожалуй, впервые, если рассматривать государственные документы, подчеркнута необходимость вовлечения заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации национальных и региональных планов действий. Правда, само название раздела Плана выглядит несколько странно, а именно: “Вовлечение заинтересованных групп населения и регионов.... ” Попробуем разобраться. Выше мы уже приводили определение понятия заинтересованной стороны, принятое в ISO 14001, как личности или группы лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами. В Национальном плане16 это понятие рассматривается гораздо более узко, так как в 23 строках упомянутого раздела речь идет только о неправительственных организациях, временами называемых общественными17. Но региональные планы только тогда станут действенными, когда предприятия, производственники будут брать на себя добровольные обязательства в отношении природоохранной деятельности. Это убедительно доказано десятилетним опытом работы по Национальным планам экологической политики Нидерландов18. То есть, в отношении экологической деятельности, стороны становятся взаимно заинтересованными: государственные органы должны рассматривать предприятия, компании, деловые круги в целом в качестве сторон, заинтересованных в развитии региональных и национального планов действий. В свою очередь, руководители предприятий не могут не учитывать экологические интересы населения, государственных органов, партнеров, инвесторов, конкурентов. Особенности интересов сторон в развитии систем экологического менеджмента и аспекты их влияния в качестве компонентов внешней среды на предприятие мы попытались отразить в таблице. Таблица 6. Стороны, заинтересованные в развитии систем экологического менеджмента Заинтересованная сторона

    Инструменты влияния и пути взаимодействия

Предприятия отрасли, региона, партнеры и смежники, промышленные и бизнес-ассоциации Интегрированный подход к предотвращению воздействия, создание ассоциаций для объединения усилий по достижению конкретных целей. Повышение качества поставляемых сырьевых компонентов, стабилизация поставок. Создание экологически целесообразной продукции, объединенная программа маркетинга, маркировка продукции. Комплексное, совместное решение проблемы повторного использования, удаления и размещения отходов. Снижение воздействия продукции на окружающую среду в процессе потребления и последующей утилизации. Предприятия отрасли, региона, партнеры и смежники, промышленные и бизнес-ассоциации Интегрированный подход к предотвращению воздействия, создание ассоциаций для объединения усилий по достижению конкретных целей. Повышение качества поставляемых сырьевых компонентов, стабилизация поставок. Создание экологически целесообразной продукции, объединенная программа маркетинга, маркировка продукции. Комплексное, совместное решение проблемы повторного использования, удаления и размещения отходов. Снижение воздействия продукции на окружающую среду в процессе потребления и последующей утилизации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные природоохранительные органы Гибкая система экономических стимулов для предприятий-экологических лидеров. Поддержка экспериментальных проектов и инициатив на территориальном и региональном уровнях. Гибкое применение требований в отношении применения государственных контрольных мер. Разработка пакета региональных нормативно-правовых и местных нормативных документов. Общественные и профессиональные организации, население

Страницы: 1, 2, 3