скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мира скачать рефераты

Ш разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. - С. 214.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений на добычу охотничьих животных в Российской Федерации; организует защиту от проникновения на территорию Российской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов; обеспечивает регулирование вопросов развития собаководства; организует разработку и выполнение программ по защитному лесоразведению, воспроизводству и охране лесов колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований; осуществляет контроль за использованием средств химизации и защиты растений, сертификацией и качеством продукции, семян и посадочного материала; организует семеноводство, племенное дело, испытание и охрану селекционных достижений, а также производство посадочного материала; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. - С. 215.

1.2.6. Федеральная пограничная служба РФ

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998. - С. 244.

1.2.7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, работ по активному взаимодействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.

Основные задачи Росгидромета:

Ш гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных сил Российской Федерации и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг состояния природных объектов;

Ш оценка климатических изменений, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Ш исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве;

Ш осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;

Ш выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. - С. 96..

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ЖИВОТНОГО МИРА С ТЕРРИТОРИЯМИ

Несомненно, бессмысленной оказалась бы работа специализированных государственных органов экологического контроля без четкого механизма взаимодействия их непосредственно с территориями.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 1998 года Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1994, 4 февраля. - С. 4. специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей природной среды имеют собственные структуры территориальных органов, которые, в соответствии с законодательством РФ, решают вопросы в области охраны окружающей природной среды с вышеуказанными надведомственными органами.

Взаимодействие между этими органами осуществляется на основе нормативных актов (постановления, приказы и т. д.), договоров (соглашениях), содержащих нормы права по экологическим вопросам, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами. Таковым являются такие правовые акты (постановления, письма и т. д.) касающиеся применения законодательства в сфере охраны животного мира. Эти акты обязательны для судов соответствующих судебных систем территориального уровня. В таких актах содержаться не новые правовые нормы, а разъяснения и толкования применения имеющегося законодательства, прежде всего, по вопросам подведомственности, направленные на обеспечение единства правоприменения и устранение пробелов в законодательстве в судебной практике, что имеет важное значение для этой практики.

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств (приказы, инструкции, разъяснения, указания, положения и т. д.), содержащие одну или более норм, затрагивающих права, свободы, законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также акты, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Федеральном органе юстиции опубликованию. Экологическое право: Учебник под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - С. 59. Только после этого они обретают полную юридическую силу и могут исполняться территориальными органами.

Форма взаимодействия федерального органа исполнительной власти с органом исполнительной власти субъекта Федерации - соглашение о передачи части своих полномочий.

Действующая правовая система позволяет государственным органам власти (федеральным, региональным), органам местного самоуправления давать задания субъектам хозяйствования по выполнению конкретных природоохранных мероприятий только выделением необходимого объема финансирования.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц специализированных органов экологического контроля:

Ш посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и знакомится с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

Ш проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

Ш назначать государственную экологическую экспертизу;

Ш требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

Ш принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в первую очередь, составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующий шаг - предписание об устранении экологического правонарушения. При неисполнении предписания подготавливается постановление о наложении штрафа.

К мерам государственного экологического контроля относится постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, предписания об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной или иной деятельности. Предписание о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляется в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и т.д. Экологическое право: Учебник под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - С. 359.

Органы местного самоуправления также являются важным звеном в механизме Взаимодействия специализированных органов экологического контроля с территориями.

Экологическая компетенция органов местного самоуправления уточнена Законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 года. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. - С. 17. К ведению муниципальных образований отведены вопросы местного значения, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей, водами, другими природными ресурсами), регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение муниципального образования, регулирование использования местных водных объектов и другие вопросы местного характера.

Вместе с тем действуют нормы Закона "О местном самоуправлении в РФ" от 6 июля 1991 года в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону от 12 августа 1995 года. Федеральный закон "О местном самоуправлении в РФ"// Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. - С. 19.

В соответствии с указанными нормами, органы местного самоуправления:

Ш осуществляют управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на соответствующей территории;

Ш обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение природоохранительного законодательства;

Ш информируют население об экологической обстановке, сообщают в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании, принимают в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.

3. ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Современное состояние животного мира

в Саратовской области

Современное состояние животного мира в Саратовской области довольно подробно описано в "Докладе о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году". Доклад о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году. - Саратов, 2001.

В настоящее время в области наиболее разработана нормативная база по использованию животных - объектов охоты, в связи, с чем и мероприятия по охране животного мира большей своей частью касаются охотничьих животных. Не смотря на это, незаконная добыча диких животных продолжает оставаться существенным фактором обеднения ресурсов животного мира. Анализ многолетних наблюдений показывает, что незаконный отстрел лося составляет порядка 10-20 % от его послепромысловой численности, объем незаконного изъятия сурка - более 1000 особей в год. При этом нарушителями часто применяются экологически опасные способы добычи - использование автомототранспорта, а иногда и химических веществ. Там же. - С. 94.

Не в лучшем состоянии использование, охрана и воспроизводство других объектов животного мира и мероприятия по охране среды обитания животных в целом. Федеральная и региональная нормативно-правовая база далека от совершенства.

Вместе с хроническим недофинансированием охранных мероприятий, все выше перечисленное является основной причиной неэффективной работы по охране диких животных и среды их обитания.

Стабилизация и поддержание устойчивого существования популяции диких животных, обитающих на территории области, невозможны без сохранения соответствующих условий.

Степень трансформации местообитаний животных в Саратовской области достигла уровня, когда возникает угроза значительной деградации или полной утраты ряда естественных природных комплексов. В первую очередь это относится к водным и околоводным экосистемам. Затопление и распашка пойм Волги и других крупных рек области оказались губительными для многих видов животных. Из-за пренебрежения экологическими требованиями при проведении лесохозяйственных работ, особенно рубок леса, неумеренной рекреационной нагрузки, стремительно утрачиваются комплексы местообитаний крупных хищных птиц. Монокультура зерновых, неэкологичные технологии обработки земель и интенсивный выпас скота привели к значительному сокращению экологической емкости естественных местообитаний дрофы, стрепета, других гнездящихся на земле птиц и сурков. Новые тенденции в отношении собственности на землю требуют срочных мер для придания сохранившимся в области участкам ненарушенных или слабонарушенных поволжских степей статуса особо охраняемых территорий. Там же. - С. 94.

В последнее время наметилась тенденция некоторого улучшения качества среды обитания животных, обусловленная работами по увеличению площади лесов, выводу из интенсивного использования некоторых сельхозугодий и общим сокращением поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Однако проблемы в целом это не решает. Там же. - С. 95.

Радикальным методом приостановления прогрессирующего обеднения биологического разнообразия животного мира области явилось учреждение Красной Книги Саратовской области, в которую внесено 155 редких и исчезающих видов диких животных. Сохранение этих видов требует достоверной оценки их качественного и количественного состояния, что всецело относится и ко всем объектам животного мира. К сожалению, в области до сих пор не существует единой системы слежения за состоянием животного мира. Отдельные ведомства и организации, заинтересованные в инвентаризации эксплуатируемых ресурсов или обязанные контролировать состояние животных, угрожающих здоровью и хозяйству человека, осуществляют тот или иной уровень мониторинга. Однако эти данные носят разрозненный характер, многие из них имеют большие погрешности или откровенно недостоверны, сами учеты работы, в последнее время, существенно сокращаются из-за недостатка средств. В целом возникла настоятельная потребность в принятии ряда нормативных документов, регламентирующих порядок проведения учета объектов животного мира в Саратовской области, унифицирующих методы обработки данных, порядок хранения и представления информации.

Госкомэкологии Саратовской области совместно с Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского, Саратовским филиалом института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН, Управлением охотничьего хозяйства области, областной станции защиты растений, областным Обществом охотников и рыболовов, Союзом охраны птиц (Саратовский филиал) и Министерством здравоохранения области осуществляют сбор и обработку мониторинговой информации по соответствующим группам животных области.

Одним из эффективных методов сохранения биологического разнообразия животного мира является расселение диких животных. В Саратовской области в прошедшем году силами областного охотничьего управления и Областного общества охотников и рыболовов при финансовой поддержке Облкомэкологии, в рамках внутриобластного переселения, были отловлены, а затем выпущены в соответствующую среду 148 сурков, 9 пятнистых оленей и 14 диких кабанов. Животные выпускались с целью создания новых популяций и увеличения их ареалов внутри области.

Однако необходимо отметить, что в последние годы расселение животных в ряде случаев имело низкий экологический эффект. К примеру, не удалось создать устойчивые популяции кабана в Саратовском, и пятнистого оленя в Вольском районах. Это связано с тем, что значительно понизилось качество подготовительных работ. Нет единой областной программы по акклиматизации, реакклиматизации и расселению диких животных, практически не проводятся предварительные обследования перед выпуском и не анализируются результаты выпуска животных. Там же. - С. 97.

В связи с этим целесообразно разработать ряд регламентирующих документов и повысить эффективность работы органов экологического контроля.

3.2. Органы государственного экологического контроля в

Саратовской области и результаты их деятельности

Осуществление государственного контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов, за соблюдением норм экологической безопасности производит инспекторская служба комитета. Действуют отделы госконтроля по охране земельных ресурсов и недр, охране водных ресурсов и рыбных запасов, охране атмосферного воздуха, охране растительного и животного мира и заповедных территорий, охране окружающей среды от отходов производства и потребления, имеется также специализированная инспекция аналитического контроля с двумя филиалами в гг. Балашове и Балаково. Там же. - С. 102.

В каждом районе области обязанности государственных инспекторов выполняют председатели и специалисты райкомитетов по охране окружающей среды.

В 2000 году:

Ш были усилены государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства потенциально опасными субъектами; проверка соблюдения экологических требований при эксплуатации продуктопроводов (нефтепроводов, газопроводов и аммиакопровода);

Ш ужесточены санкции к нарушителям природоохранного законодательства при невыполнении природоохранных мероприятий, предписаний;

Ш применялись постановления о наложении штрафных санкций и приостановке деятельности предприятий, цехов, участков и другие мероприятия, направленные на решения вопросов по стабилизации экологической остановки в Саратовской области.

Всего инспекторскими службами Госкомэкологии Саратовской области обследовано 3744 предприятия, проведено 9478 проверок, из которых 6982 выявили нарушения экологических требований законодательства РФ. По выявленным нарушениям составлено 5758 протоколов, выдано 2500 обязательных предписаний, предъявлены штрафные санкции на сумму 2353, 0 млн. рублей, приостановлена производственная деятельность 130 объектов.

Большая часть нарушений приходится на захламление земель отходами производства и бытовыми отходами, загрязнение земель нефтепродуктами.

Основными загрязнителями земель являются нефтедобывающие эксплутационные предприятия ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы". Там же. - С. 103.

Контролировалась работа по ликвидации загрязнения земель в результате аварий на нефтепроводах (в Красноармейском 2,5 га, саратовском - 1,3 га, Энгельсском - 4,4 га и других районах). Проведена инвентаризация земель, загрязненных нефтепродуктами на АЗС по районам, выявлено 50 га загрязненных земель.

Осуществляется контроль за выполнением мероприятий по ликвидации последствий загрязнения авиационным керосином территории, прилегающей к в/ч 06987 г. Энгельса.

В результате целенаправленного экологического контроля за деятельностью природопользователей области сокращен сброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водоемы на 2030,6 тыс. м3/год. Проведена работа по выносу животноводческих строений из водоохранных зон малых рек, очищены прибрежные полосы рек Алтай, Литвинке, Волгоградского водохранилища и т. д. осуществляется оперативный контроль за охраной животного и растительного мира. Организован контроль за работой по обеспечению рациональной безопасности на территории Саратовской области. Там же. - С. 103.

С целью усиления государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства потенциально опасными объектами и крупными предприятиями введено в практику работы комитета проведение комплексных проверок. В 2000 году их проведено более 300. В ходе комплексных проверок выявлено около 900 нарушений природоохранного законодательства, по которым составлены протоколы, акты, обязательные предписания, наложено свыше тысячи штрафных санкций на должностных и юридических лиц. Ужесточены санкции к нарушителям природоохранного законодательства вплоть до приостановки деятельности предприятий, цехов, участков.

В Саратове работает экологическая милиция, осуществляющая контроль за токсичностью отрабатывающих газов автомобилей. Решается вопрос о создании экологической милиции в Балашовском, Балаковском и Энгельсском комитетах. Там же. - С. 105. Государственный экоаналитический контроль за качеством сточных, поверхностных и подземных вод, соблюдением нормативов ПДВ/ПДС, содержанием загрязняющих веществ в почве, достоверностью экоаналитического контроля на предприятиях осуществлялся Саратовской, Балаковской и Балашовской специализированными инспекциями государственного контроля и анализа (СИГЭКиА).

За 2000 год этими подразделениями проведено 495 проверок на 244 объектах - природопользователях. Проведено обследование работы очистных сооружений (в гг. Балашове, Энгельсе, Саратове, Красноармейске и др.), качества воды в родниках, обследованы все предприятия, стоки которых поступают в коллектор Глебучева оврага, проведен эксперимент по установлению токсико-экологической нагрузки сточных вод Глебучева оврага на Волгоградское водохранилище, велась проверка достоверности экоаналитического контроля за качеством сбрасываемых стоков и промышленных выбросов в атмосферу на предприятиях, обследован 81 объект на содержание загрязняющих веществ в почве. Там же. - С. 105.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана и контроль за рациональным использованием животного мира в настоящее время не дань моде и даже не просто забота о перспективе будущего развития. Это насущная необходимость уже в настоящее время, обусловленная дестабилизацией экологической ситуации, ее резким осложнением, продолжающейся деградацией природных систем. Проблема экологического неблагополучия представляет сейчас реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности страны.

Правовая база охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время еще плохо сформирована. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время Правительство Российской Федерации не имеет четкой концепции в области охраны природы и, в частности, животного мира. Принятая 1 апреля 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в которой проблемам экологии уделяется достаточно большое внимание, в настоящее время пока остается только на бумаге.

Между тем, слова Мориса Стронга о том, что или будет спасен весь мир, или погибнет все цивилизация Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1995. С. 120. особенно актуальны в настоящее время применительно к проблемам охраны окружающей природной среды.

При анализе темы курсовой работы выявлены некоторые недостатки организации системы специализированных органов экологического контроля:

Ш дублирование функций и задач;

Ш размытость формулировок, описывающих полномочия органов и должностных лиц;

Ш сложность и неэффективность взаимодействия федеральных и региональных органов с территориями непосредственно.

Все это доказывает, что Россия сегодня, как никогда, нуждается в хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах.

Сегодня необходимо дать больше свободы местному законотворчеству, способность которого в создании хорошо организованных структур в сфере охраны животного мира на много выше, чем у федерального центра.

Ярким примером такой структуры является система органов экологического контроля Саратовской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1999, 4 февраля.

2. Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ 1999. - № 3.

3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сборник законов.

4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйства России"//Российская газета, 1994 г., 29 июля.

5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.

6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.

7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.

8. Федеральный закон "О местном самоуправлении в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998.

9. Доклад о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году. - Саратов, 2001.

10. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998.

11. Лори А. Живой океан. - Л., 1976.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1995.

13. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997.

14. Федоров В.В. Органы государственной власти и управления в области охраны окружающей среды//Тенденции развития государственной службы в российских регионах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-12 марта 1997 года). - Саратов: Издательство ПАГС, 1998.

15. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. - М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997.

Страницы: 1, 2