скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Пресные водные ресурсы как катализатор международного сотрудничества скачать рефераты

По моему мнению, признание необходимости сотрудничества в управлении принятием международных экологических решений будет иметь значительное влияние на дальнейшее развитие дискуссий относительно «устойчивого развития». Существует много возможностей для дебатов и попыток сочетать восстановление экосистем с ка-жущимися невозможными требованиями растущего мирового населения и глобальной торговой системы свободного рынка. Система, которая, по-видимому, питает этот по-стоянный рост, способствует развитию глобального доступа к капиталам и ресурсам, и пока выглядит как единственная существующая игра. К сожалению (или к счастью), постоянный рост является нестабильным, но пока он поддерживается, он одновременно производит слишком много неудачников и слишком много несправедливости.

Переосмысление наших взаимоотношений с пресными водными

ресурсами

Д.К. Валлентайн (иначе называемый Джонни-биосфера) сначала заставил меня думать о силе слов и языка в формировании наших мифов и мнений о мире вокруг нас и наших взаимоотношений с миром. Мне было трудно выразить это словами, однако я ясно чувствовал, что многие из наших мифов и мнений о водных ресурсах просто несо-вместимы с нашим миром, постоянно растущим населением и его требованиями на во-ду. Изложенные ниже наблюдения - некоторые их которых признаны повсеместно, не-которые более противоречивы - предлагаются как пища для размышлений.

1. Вода необходима для жизни, и пресные водные ресурсы, достаточные для обеспечения основных человеческих нужд, должны рассматриваться как основное право человека. Возможно ли, чтобы Канада, как это было в случае с минеральными ресурсами, смогла направить международное внимание на реализацию этого принци-па?

Видимо, мы должны найти способ признать право природы на воду. Совет Гор-бачева (Зеленый крест, 2000) включает следующее утверждение: «Вода является огра-ниченным ресурсом, в наличии имеется всегда ограниченное количество этого ресурса. Существование воды в конкретной форме в конкретном регионе должно рассматри-ваться в качестве постоянной характеристики ландшафта, вместе с человеческой и при-родной средой, следовательно, и нуждам людей, и нуждам природы необходимо отда-вать приоритет. Это также единственный путь, при котором могут быть соблюдены ин-тересы и права настоящих и будущих поколений». Здесь также цитируется Раздел 27

(1) (9b) Южно-Африканской конституции: «Вода, необходимая для удовлетворения че-ловеческих нужд и экологических требований, должна быть определена как «резерв» и получать приоритет использования (Принцип C4)». В другом разделе Конституции данный принцип выражен яркой фразой: «немного воды для всех и всегда».

2. Вопрос доступа к водным ресурсам и их распределения является слишком важным, чтобы оставить на откуп рынку, богатым акционерам и процентным став-кам.

Мод Барлоу (1999) пишет о глобальных кризисах и превращении воды в товар; Бокинг (1987) и Академия Раусона (1990) в своих работах рассматривали эту проблему в Североамериканском контексте. Недавний отчет Международной совместной комис-сии (февраль, 2000) относительно магистрального экспорта водных ресурсов из Вели-ких озер обнадеживает - или по крайней мере, немного обнадеживает.

Нужно ли нам беспокоиться? Я считаю несколько пугающим тот факт, что вода может в конечном счете просто превратиться в еще один товар на глобальном свобод-ном рынке игры в монополию. «Официальные версии», излагаемые нашими политиче-скими лидерами, доказывают данную тенденцию. Однако ослабление национальных правительств, руководств штатов и провинций, сопровождаемое одновременным рос-том мощи мультинациональных корпораций действительно дает причину для беспо-койства. Подумайте о том, как изменялось наше отношение к запасам нефти и газа Ка-нады и какое влияние оказали правила международной торговли на использование этих ресурсов.

3. Вопреки распространенному мнению, мы не управляем водой. На самом деле мы управляем, часто очень плохо, нашим собственным использованием воды и пресных водных ресурсов.

Вода является источником жизни, и человечество, в течение всей своей недолгой истории, создавало общества, экономику, города около воды. Когда мы строим плоти-ны, забираем воду, используем, загрязняем, распределяем, продаем воду и поклоняемся воде, на самом деле мы просто играем с гидрологическим циклом и реальная проблема состоит в необходимости управлять нашим использованием водными ресурсами и пре-сноводными экосистемами и наносимым ущербом.

4. Пресная вода является ограниченным и уязвимым ресурсом, и мы больше не можем обращаться с ним как с неограниченным и бесконечно возобновляемым ресур-сом.

Возможно, в ранние века, когда человечество не имело таких больших требова-ний на воду, было разумно считать воду возобновляемым ресурсом, так как по крайней мере на локальном уровне гидрологический цикл, сезонные колебания осадков и стока обеспечивали постоянное возобновление воды. На глобальном уровне вода скорее яв-ляется ограниченным и довольно уязвимым ресурсом (Гамильтон, 1998). Горбачев и другие в публикации Зеленого креста 2000 г. также постоянно упоминают ограничен-ный характер глобальных запасов пресных водных ресурсов.

5. Вода пограничных, трансграничных или внутренних экосистем имеет в дол-госрочной перспективе международный характер и создает взаимозависимость, ко-торая может стать сильным стимулом для сотрудничества между странами и их населением.

Гидрологический цикл не соблюдает политических границ; в результате воз-душно-водного обмена даже самые отдаленные водные экосистемы связаны с осталь-ным миром. Горбачев и другие в публикации Зеленого креста (2000) утверждают, что признание этой взаимозависимости приведет к большему сотрудничеству и фактически к укреплению национального суверенитета и национальной безопасности. Авторы при-знают водоразделы и площади водосбора важными элементами, несмотря на то, что они не распространяют свои утверждения на атмосферу или атмосферную часть гидро-логического цикла.

6. Вода, как и атмосфера, является интегрирующей средой.

Каждое озеро, каждая река, каждый ледник и даже каждая капля воды содержит следы - иногда очень небольшие - использования воды человеком в другом месте или другое время. Прошлые события и воздействия, если бы мы могли их расшифровать, содержатся в наносах озер и океанов, ледниках, возникших тысячелетия назад и слоях биоты - живущей сейчас или сотни лет назад.

Варвик (1980) в своей работе о наносах озер, ископаемых насекомых и челове-ческой истории залива Квинте смог показать, как Наполеон изменил структуру наносов и фауну насекомых этого водного объекта. Как это может быть? Автор приводит слож-ный и удивительный рассказ о взаимосвязи между нашей экономикой, деятельностью и окружающей средой. Наполеон смог блокировать Балтику, перекрыв англичанам дос-туп к мачтовому лесу для их кораблей. В ответ Англия изменила свою структуру тари-фов для поощрения вырубки леса в других частях планеты. Белые и красные ели бас-сейна Квинты закончили свое существование в качестве мачт для кораблей британско-го флота. Почвенная эрозия, сопровождавшая вырубку леса, изменила лимнологию за-лива и характер наносов, а также сильно изменила фауну насекомых, населяющих эту экосистему.

7. Соглашение о водных ресурсах Великих озер 1978 г., с поправкой протокола 1987 г. (Международная совместная комиссия, 1994 г.) остается наиболее прогрес-сивным международным соглашением о пограничных и трансграничных водных ресур-сах.

Согласно статье 2, «Целью Сторон является восстановление и поддержка хими-ческой, физической и биологической целостности водных ресурсов экосистемы бас-сейна Великих озер…». Это соглашение предоставляет вдохновляющую и содержа-тельную структуру, которая позволила Сторонам -Международной совместной комис-сии и населению бассейна Великих озер -выявить и решать широкий спектр проблем. Нужно подчеркнуть, что когда Премьер-министр Трудо и Президент Никсон подписали первоначальное соглашение в 1972 г., никто действительно не мог предположить, к че-му приведет это великое международное предприятие.

Протокол 1987 г. добавил к соглашению приложение, объединяющее атмосферу с озерами и, что очень важно, приложение о Планах коррективных действий и Планах бассейнового управления. Последнее приложение включило концепцию восстановле-ния «полезного использования» в проблемных зонах, содержащую задачи по видам ис-пользования (включая использование не человеком) в дополнение к задачам по качест-ву воды и экосистемам, содержащимся в Соглашении. Хартиг и Зарулл (1992) и многие другие рассматривают это предприятие как проявление «демократии у корней травы» и местной власти.

Я определенно соглашусь с Брунни и Тупом (1997) и их призывами к «созданию экосистемного режима». Вдохновляет то, что они, в отличие от авторов публикации Зеленого креста (2000) использовали Соглашение о Великих озерах как основной при-мер создания экосистемного режима. Я также думаю, что и они, и авторы публикации Зеленого креста правы, утверждая, что соглашения о сотрудничестве, даже если они не выходят за рамки добрых намерений и взаимопонимания, могут принести очень пози-тивные результаты.

Несколько заключительных мыслей и замечаний

Мне кажется, что Канада имеет хорошую возможность играть лидирующую роль в разработке и развитии международных усилий по обеспечению нашего будуще-го в использовании пресных водных ресурсов. Канада и ее жители играли важные ли-дирующие роли во многих международных миротворческих и экологических вопросах, а необходимость такого лидерства определенно требует поддержки. Каждая из четырех проблем, изложенных ниже, должна быть эффективно решена, что требует стратегиче-ского изменения направления деятельности на национальном уровне и нового, обнов-ленного и усиленного национального статуса.

1. Канада, обладающая достаточной властью, может играть намного более важную роль глобального лидера в решении вопросов устойчивости пресных водных ресурсов планеты. Вода - это источник жизни, устойчивости человеческого общест-ва и окружающей среды. Постоянные международные усилия, направленные на пре-вращение доступа к пресным водным ресурсам приемлемого качества и количества для обеспечения основных человеческих потребностей в основное право человека, пре-доставит много возможностей для развития международного сотрудничества.

Неужели невозможно, чтобы Канада, как это было с вопросом минеральных ре-сурсов, будет привлекать внимание международной общественности к реализации дан-ного вопроса? Канада, и в частности уважаемый Ллойд Эксворти, показали имеющийся потенциал лидерства на международной арене. Вопрос минеральных ресурсов является прекрасным примером того, как такая страна, как Канада, может мобилизовать между-народную поддержку для решения важной международной проблемы.

Несомненно, Департамент иностранных дел и торговли (Ханниган, 1999) рас-сматривает некоторые аспекты человеческой безопасности и конфликтов по поводу водных ресурсов, и, очевидно, Канада имеет необходимость и возможность сотрудни-чать с другими странами, имеющими схожие приоритеты, включая северные страны и Нидерланды, превращая вопрос пресных водных ресурсов в центральный элемент на-шей иностранной политики. Зеленый крест (2000) утверждает, что оружием конфликтов по поводу воды яв-ляются мачете и пистолеты, а не современное вооружение, однако нельзя пренебрегать масштабными международными конфликтами. Одной из основных задач является пре-дотвратить превращение воды в товар, и сделать правом человека иметь «немного воды для всех и всегда», создавая в то же время стимулы (включая неденежные) для охраны пресных водных ресурсов и экосистем.

2. Канада имеет хорошие возможности играть важную лидирующую роль в процессе «создания экосистемного режима» для поддержки международного сотруд-ничества для охраны и устойчивого использования международных пресноводных эко-систем.

Опыт Канады в достижении многонационального консенсуса и разработке со-глашений по вопросам окружающей среды и природных ресурсов является очень цен-ным. Договор о пограничных водах 1909 г. и последующие соглашения, такие как Со-глашения о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг., создали структуру для сотрудничества между Канадой и США, а цели и задачи, изложенные в данных со-глашениях, дали надежду поколениям североамериканцев. Канадский опыт совместной работы с провинциями в разработке механизмов сотрудничества по управлению меж-дународными и межпровинциальными реками и озерами также дал много ценных уро-ков. Канадский Водный акт создал очень полезную структуру для федерально-го/провинциальногоимежпровинциальногопланированияисотрудничества.

3. Для того, чтобы Канада стала играть более лидирующую международную роль в вопросах пресных водных ресурсов, необходимо взять на себя долгосрочное стратегическое обязательство увеличить свой потенциал для обеспечения междуна-родного лидерства в экологической науке и особенно в сфере пресных водных ресурсов.

В конце 1960-х гг. Канада приняла решение лидировать в области науки о пре-сных водных ресурсах. Существовало очевидное признание серьезных проблем, свя-занных с водными ресурсами Великих озер, а также необходимости развивать науку о пресноводных ресурсах, что являлось важным условием для восстановления озер. Я также четко осознавал, что без совместных исследований и общего понимания проблем экосистем Великих озер невозможно стимулировать координированные международ-ные действия. Научный рыбоохранный совет Канады создал Институт пресных водных ресурсов в Виннипеге, а Департамент энергетики, рудников и ресурсов создал Канад-ский центр внутренних водных ресурсов в Берлингтоне для развития канадского по-тенциала лидерства в науке о пресных водных ресурсах.

В начале 1970-х гг., менее, чем через 10 лет после создания Института пресных водных ресурсов и Канадского центра внутренних водных ресурсов, директор немецко-го института Макса Планка написал в международном журнале, что лимнология (наука об экологии пресных водных ресурсов) развивается наиболее быстрыми темпами в Ка-наде. Существует бесконечное количество примеров того, как канадские ученые при-нимали на себя лидирующую роль в выявлении и решении важных локальных и гло-бальных проблем здравоохранения и целостности канадских и мировых экосистем пре-сноводных ресурсов.

Можно привести четыре примера того, как люди, начинавшие свою карьеру в 1960-1970-х гг., играли важную роль в научной сфере: 1) канадские ученые в Програм-ме мониторинга и оценки Арктики (АМАР, 1998); 2) канадец д-р Джон Буссини воз-главляет текущие переговоры по разработке конвенции о постоянных органических за-грязняющих веществах (РОР); 3) присуждение Стокгольмского водного приза и Эколо-гического приза Вольво д-ру Дэвиду Шиндлеру за его вклад в развитие науки о пресно-водных ресурсах; 4) продолжающееся мировое лидерство Джима Брюса, первого Ди-ректора Канадского центра внутренних водных ресурсов, в вопросах глобального из-менения климата.

Канадское лидерство в области изучения пресных водных ресурсов не ограни-чивалось сферой исследований и мониторинга. Бывший Канадский Директорат окру-жающей среды внутренних водных ресурсов имел одно время примерно 1000 сотруд-ников, большая часть которых имела высокую квалификацию, обеспечивших привле-чение внимания национальной и международной общественности к усилиям Канады в области изучения пресных водных ресурсов. Именно эта группа руководила обеспече-нием выполнения обязательств Канады по Договору о пограничных водных ресурсах 1909, Соглашениям о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг. и другим международным соглашениям. На них также возлагалась основная ответственность за управление Канадским водным актом.

Потенциал в области изучения пресных водных ресурсов, созданный Директора-том, сейчас утрачен. Многие первоклассные федеральные общественные служащие ра-но вышли в отставку, и хотя некоторые оставшиеся члены Директората все еще рабо-тают в других отделах Департамента, общий потенциал лидерства в области пресных водных ресурсов значительно снизился. Печально, что значительный потенциал науч-ных исследований, мониторинга и планирования, который существовал на уровне про-винций, также утерян.

Как изменились времена и наше отношение к исследованиям, финансируемым за счет общественных средств! Не так давно многие пытались убедить Департамент рыбного хозяйства и океанов Канады спасти остатки Института пресных водных ресур-сов и его всемирно известную исследовательскую станцию в Экспериментальной зоне озер. По иронии судьбы, во время борьбы за сохранение части бывшего потенциала в области изучения пресных водных ресурсов, другое федеральное министерство объя-вило об увеличении финансирования международной фармацевтической компании под предлогом, что лекарства, производимые этой компанией, вернут величие Канадскому правительству. К сожалению, имущественные исследования, направленные на патенто-вание и продажу новых продуктов и процессов, не заменят собой экологические иссле-дования, направленные на изучение и информирование. По моему личному мнению, финансируемые за счет общественных средств эко-логические исследования, осуществляемые государственными структурами, являются наиболее предпочтительным способом обеспечения долгосрочной непрерывности про-грамм мониторинга и исследований. Только таким образом мы сможем сохранить ли-дирующую роль в области выявления экологических вопросов и разработке эффектив-ных политических решений.

Наш мир все больше зависит от координированных международных действий и нуждается в них. Те, кто имеет информацию и комплексное понимание нашего коллек-тивного воздействия на пресные водные ресурсы и экосистемы, сможет достигнуть консенсуса, который сделает возможным коллективные действия. Университетские и в очень ограниченной степени промышленные исследования, могут дополнить, но не за-менить необходимость первоклассных государственных исследований в этой сфере. Такие исследования, особенно если они разработаны в общественных интересах, а не просто в поддержку официальных позиций департаментов, могут снова - возможно, через десятилетие - вернуть Канаде лидерство в этой сфере.

4. Для эффективного обеспечения международного «экологического лидерст-ва» Канада должна показать пример у себя дома.

Потенциал Канады по обеспечению международного лидерства в решении меж-дународных экологических проблем явно зависит от собственной деятельности внутри страны. Существует очевидное доказательство того, что эта деятельность требует со-вершенствования. Недавние отчеты Комиссионера окружающей среды и устойчивого развития (Эммет 1999а, 1999b) приводят множество примеров недостаточной способ-ности правительства решать проблемы управления и контроля постоянных токсичных веществ в окружающей среде Канады.

Выполнение обязательств, взятых Канадой на UNCED 1992 в «Повестке 21 ве-ка», по Конвенции о биоразнообразии и Рамочной конвенции по изменению климата, оказалось достаточно проблематичным. В некоторых случаях было понятно, что Кана-да отстает от многих других стран в выполнении данных обязательств. Особенное бес-покойство вызывает очевидная неспособность Канады снизить объем выбрасываемых газов, способствующих парниковому эффекту. Усилия, предпринимаемые до сего-дняшнего дня, были очень скромными, поэтому очевидно, что без лидирующей роли государства Канада по-прежнему не будет выполнять требуемые уровни снижения вы-бросов. Долгожданное канадское законодательство о вымирающих видах выглядит как очень незначительное мероприятие. Существует ясное понимание в сообществе НПО, что действия Канады по усилению собственного экологического законодательства не достаточно эффективны. Свидетельством этого являются многочисленные обращения в Североамериканскую комиссию экологического сотрудничества по статье 14 Северо-американского соглашения об экологическом сотрудничестве. Основное внимание об-ращено на неспособность Канады выполнять экологические требования Рыбоохранного акта.

Успех Канады в решении собственных внутренних проблем, связанных с пре-сными водными ресурсами, обязательно повлияет на ее способность влиять на между-народную политику в области пресных водных ресурсов и создания экосистемного ре-жима. Канадский Водный акт предоставил структуру, тренинговую площадку и финан-сирование в помощь федеральному/провинциальному планированию и управлению по некоторым меж провинциальным речным системам. Этот опыт бесценен, и недавние примеры достижения консенсуса включили широкое участие заинтересованных сторон. Финансирование поддержки «федерального/провинциального» бассейнового планиро-вания было значительно сокращено в недавние годы.

Страницы: 1, 2