скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Международные конференции по окружающей среде скачать рефераты

На соответствующие национальные учреждения следует возложить задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.

Принцип 18

Наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны быть использованы с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде и борьбы с ним, а также для решения проблем окружающей среды на благо всего человечества.

Принцип 19

Ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком. Важно также, чтобы средства общественной информации не способствовали ухудшению окружающей среды, а, напротив, распространяли знания, касающиеся необходимости охраны и улучшения окружающей среды, с целью обеспечения возможностей всестороннего развития человека.

Принцип 20

Национальные и многонациональные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с проблемами окружающей среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно в развивающихся странах. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному потоку современной научной информации и передаче опыта, с тем чтобы облегчить разрешение проблем окружающей среды; технические знания в области окружающей среды должны предоставляться развивающимся странам на условиях, которые будут способствовать их широкому распространению и не будут налагать экономическое бремя на развивающиеся страны.

Принцип 21

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 22

Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.

Принцип 23

Уважая критерии, которые могут быть согласованы международным сообществом, или нормы, которые должны быть установлены на национальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправданные социальные расходы в развивающихся странах.

Принцип 24

Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств.

Принцип 25

Государства должны содействовать тому, чтобы международные организации играли согласованную, эффективную и динамичную роль в деле охраны и улучшения окружающей человека среды.

Принцип 26

Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению договоренности в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года

Позиции стран-участников Рио-92

В сознательном переходе цивилизации на новую модель развития международный экологический форум Рио-92 несомненно займет важное место инициатора. Если же такой поворот не будет реализован, то Рио-92 останется для человечества компетентным предупреждением, грозным предостережением, совестливым укором. В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальную конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. С этой резолюции началась прямая дорога в Рио. Общее руководство подготовкой конференции осуществлял в течение двух с половиной лет Генеральный секретарь Конференции по окружающей среде и развитию (КОСР) Морис Стронг (Канада). В декабре 1989 года был создан специальный подготовительный комитет, который провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке. В его работе принимали участие представители более 170 стран мира, готовившие общими усилиями три основополагающих документа конференции - Декларацию Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов и "Повестку дня на XXI век". Параллельно шла работа специального межправительственного переговорного комитета ООН по подготовке Рамочной конвенции об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии. В соответствии с резолюцией 45/211 генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года и ее решением 46/468 от 13 апреля 1992 года Конференция ООН по окружающей среде и развитию начала свою работу 3 июня и продолжалась до 14 июня 1992 года. Ее участниками стали 177 стран, Европейское экономическое сообщество (по списку стран-участников). Возникла проблема с представительством Югославии при наличии на конференции Словении, Хорватии. На конференции также присутствовали представители подразделений ООН, секретариатов региональных комиссий, органов и программ ООН, некоторых специализированных учреждений и смежных организаций. В качестве наблюдателей на конференции находились делегаты ассоциированных членов региональных комиссий, национально-освободительных движений, таких как Африканский национальный конгресс (Южная Африка) и Панафриканский конгресс Азании, а также представители 35 межправительственных организаций. Конференцию открыл Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. Он предложил участникам Конференции соблюсти две минуты молчания от имени планеты Земля. Две минуты молчания в это же время были соблюдены во всем мире. Приводя доводы в пользу того, чтобы считать Конференцию историческим событием, Бутрос Гали подчеркнул, что "историки, возможно, сочтут, что именно эта встреча на высшем уровне по проблемам Земли послужила началом глубоких гносеологических изменений". Выражая оптимизм в отношении будущего, Бутрос Гали сказал: "Так или иначе, мы в некотором роде "обречены" приблизиться, хотя бы на один шаг, к той "благодетельной планете", существование которой предсказал исламский философ аль-Фараби".

Отрывки из выступлений на торжественной церемонии открытия конференции:

  Председатель Конференции,

президент Федеративной Республики Бразилия

Фернандо Коллор де Мелло

"... на многих направлениях по пути в Рио возникали неясные перспективы. В конце концов мы обсуждали нечто совершенно новое; мы старались представить себе новые международные учреждения, новые модели отношений между государствами. Мы принимаем исторический вызов и этическое обязательство создания новой модели, в которой прогресс обязательно будет синонимом благосостояния для всех и синонимом сохранения при родной среды".

  Генеральный секретарь Конференции

М.Стронг

"...зажженные в Стокгольме надежды в основном остались нереализованными... В центре вопросов, которые мы должны рассмотреть, стоят следующие: структура производства и потребления в промышленно развитых странах, наносящая ущерб системам поддержания жизни планеты; стремительный рост численности населения, в основном в развивающихся странах, который составляет четверть миллиона человек в день; углубляющиеся различия между богатыми и бедными, в результате которых 75% человечества оказываются в условиях борьбы за существование; экономическая система, в которой не учитываются экологические издержки или ущерб, - система, рассматривающая несдерживаемый рост как прогресс. Человеческий род был самым успешным из когда-либо существовавших биологических видов, теперь он является биологическим видом, вышедшим из-под контроля".

  Король Швеции Карл XVI Густав

(от имени страны, принимавшей в 1972 году

Конференцию по окружающей среде и развитию)

"Связь между окружающей средой и развитием имеет жизненно важное значение. Здесь, в Риоде-Жанейро, мы должны выдвинуть новые идеи и выработать новые практические меры, с тем, чтобы сделать устойчивое развитие существующей реальностью и реальной возможностью".

  Председатель Международной комиссии

по окружающей среде и развитию,

премьер-министр Норвегии Г.Х. Брундтланд

"До конца ХХ века осталось менее 400 недель. У нас мало времени для исправления нынешних неустойчивых моделей развития человечества. Мы должны искоренить нищету. Мы должны добиться большего равенства как внутри стран, так и между странами. Мы должны привести деятельность человека и рост численности населения в соответствие с законами природы... Нам нельзя предавать будущие поколения. Они сурово осудят нас, если мы подведем их в этот критический момент. У нас есть перед ними моральное обязательство".

  Президент Португалии

Мариу Соареш

"...сейчас, когда мы говорим об окончании идеологической борьбы в результате краха коммунизма и окончания эпохи, когда мир был разделен на соперничающие блоки, приятно видеть в связи с этой Конференцией в Рио-де-Жанейро моральный идеализм молодых людей, которые верят в это великое и благородное дело защиты нашей планеты от многочисленных опасностей, угрожающих нам. В определенном смысле мы видим возрождение утопии, веры в способность каждого человека, всех людей взять свою судьбу в свои собственные руки, защищая ресурсы Земли, охраняя биологическое разнообразие, избегая загрязнения таких важнейших ресурсов, как вода, воздух, почва или океаны и, прежде всего, будучи убежденными в возможности сокращения неравноправия между отдельными лицами и между государствами и построения общества. основанного на мире, справедливости и благосостоянии... скептикам я бы сказал, что Конференцию в Рио-де-Жанейро следует рассматривать не в качестве окончательного решения экологических проблем Земли, а скорее в качестве отправной точки, а также исключительно важного качественного скачка в процессе обеспечения всеобщего осознания экологических проблем со всеми их экономическими, социальными и культурными последствиями".

Совокупность стран мира представляет собой динамичную международную систему. Состояние конца XIX - начала XX века политологи образно называют "концертом держав". Государства долго метались в поисках союзников, создавали и разрушали самые разнообразные коалиции, пока наконец не разошлись по двум относительно стабильным блокам, противоречия между которыми привели к Первой мировой войне.

XX век при всей пестроте политической карты был отмечен ярковыраженной, доминирующей над миром двухполюсностью. После Второй мировой войны в равновесном противостоянии замерли капиталистические и социалистические страны, которые группировались вокруг США и СССР.

90-е годы характеризуются существенными сдвигами в геополитическом раскладе мира. Рухнул блок социализма. За небольшим исключением, страны в него входящие стали кардинально менять свой общественный строй, решительно отказавшись от прежних системных характеристик. Ушла в прошлое идеологическая биполярность, вместе с ней роль сильного полюса была выпущена из рук наследниками бывшего социализма. Даже Россия, самим геополитическим пространством предопределенная быть великой державой, ослабев в результате реформ и неумелой внешней политики, выпала из сферы центра притяжения, полюса.

На сегодняшний день многие ученые говорят о складывающемся в мире двоецентрии, но принципиально другого качества, чем прежнее. Одним центром признается Запад, в который входят США и европейские страны. Вторым центром считается АТР (Азиатско-тихоокеанский регион) во главе с Японией, в сферу влияния которой включаются и первые четыре дракона и идущие вслед за ними Таиланд, Индонезия, Малайзия. По существу центрами становятся издавна сложившиеся западная и восточная цивилизации, со своими особыми традициями, ментальностью, мировосприятием. Долго доминировавший европоцентризм сменяется встречей и сотрудничеством двух равноценных цивилизаций.

Другие ученые говорят или о формировании трех центров, или о складывании единого центра в виде коллективного лидерства США, Запаной Европы и Японии. Однополюсность или трехполюсность определяется, с одной стороны, степенью остроты противоречий между странами, с другой стороны, их схожестью в движении к постиндустриальной цивилизации.

Какие бы разные конфигурации в международной системе не видели ученые, для определения геополитических центров они пользуются категорией "сила". Под силой государства традиционно подразумевается его экономическая, научно-техническая, военная мощь, дающие ему решающие голоса в международной политике. Но есть множество других критериев, по которым можно группировать страны, или хотя бы расширять спектр традиционных оценок. Один из таких критериев стал виден на международном экологическом форуме Рио-92. В связи с необходимостью перехода на новую модель устойчивого развития конференция Рио-92 вполне четко выявила определенную расстановку сил на мировой арене, своеобразно коррелирующую представленную выше картину. Расстановка сил просматривается по особым позициям стран и групп стран, занятых ими по отношению к ключевым вопросам в ходе работы Подготовительного комитета и самой Конференции.

Конференция стала сложнейшим организмом, работа которого шла в комиссиях, на пленарных секционных заседаниях, где выступали главы государств, министры экологии, представители государственного аппарата, специалисты, эксперты. С трибун Конференции выступили только 118 глав государств и правительств. В этом веере событий и лиц большое внимание обращалось на тех, кто представлял мир "сильных", промышленно развитых стран.

Одними из важнейших проблем конференции были подписание Конвенции о биологическом разнообразии и вопросы сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, связанные с подписанием Конвенции об изменении климата.

Конвенция о биологическом разнообразии была подготовлена Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с участием Института мировых ресурсов, Международного союза охраны природы (МСОП) и других международных и национальных организаций, согласована до начала работы Конференции и открыта для подписания на третий день ее работы - 5 июня 1992 года.

Разработка Конвенции явилась выражением озабоченности международного сообщества существенным сокращением биологического разнообразия в результате деятельности человека. К настоящему времени описано около 1,4 млн. биологических видов, всего же их, по имеющимся оценкам, не менее 5 млн. Специалисты подсчитали, что сейчас ежегодно исчезает 10-15 тыс. видов, преимущественно простейших. При таких темпах в ближайшие 50 лет планета потеряет от четверти до половины своего биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8