скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды скачать рефераты

Вопросы сотрудничества в области охраны окружающей среды рассматриваются и на уровне глав государств. Так, президенты РФ и США

сделали совместное заявление о своей готовности всемерно способствовать осуществлению двусторонней инициативы по сохранению уникальной экосистемы - озера Байкал. В другом совместном заявлении (ноябрь, 1994г.)

президенты обоих государств поддержали идею создания российско-

американского международного парка в районе Берингова моря - одного из наиболее продуктивных морских бассейнов, на долю которого приходится почти 10% ежегодного улова во всем мире.

Подписаны Конвенция по сохранению анадромных видов в северной части Тихого океана (февраль, 1992г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (март, 1992 г.) и др. Министерство природных ресурсов РФ и соответствующее ведомство по охране природы Германии заключили Договор об охране окружающей среды (июнь, 1992 г.).

Совет Европы - это правительственная организация регионального уровня, объединяющая более 30 государств Европы и действующая в интересах европейского единства. Начало деятельности Совета Европы в области охраны окружающей среды относится к 1962 г., когда были созданы Комитет экспертов по охране природы и ландшафта и Европейский комитет по охране природы и природных ресурсов.

В целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении

8

климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство РФ в октябре 1996 года утвердило Федеральную целевую программу «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий». Конечная цель конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий РФ экономический эффект от реализации программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление. Реализация программы позволит выполнить обязательства РФ по Конвенции.

9

Участие России в международном сотрудничестве

В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.

Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

- с другими странами СНГ;

- со странами Балтии;

- с восточноевропейскими странами;

- с индустриально развитыми государствами;

- с развивающимися странами.

Объекты охраны окружающей среды делятся на:

Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

10

Используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

Используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты - реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).

Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

- Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)

- Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств - участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.

На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам - это сотрудничество по проблемам озера Байкал;

11

управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.

В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.

Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.

12

Общественные организации в области охраны окружающей среды

ГРИНПИС (GREEN PEASE)

Основные направления работы

Группа экологов " В 1971 году небольшая объявила войну" американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска). И именно у них вскоре возникла идея создать организацию под названием Гринпис (Зеленый мир). За прошедшую четверть века Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной международной организации, которая работает по всему миру.

Кампания по биоразнообразию - Гринпис борется против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых охраняемых природных территорий и т.д.

Кампания по защите атмосферы - Гринпис добивается сокращения выброса "парниковых газов" вызывающих "парниковый эффект", прекращения использования озоноразрушающих веществ.

Антиядерная кампания - Гринпис добивается сокращения ядерных арсеналов, запрещения ядерных испытаний, свертывания опасных программ развития ядерной энергетики и постепенного отказа от нее.

Кампания по токсическим веществам - Гринпис добивается запрещения опасных технологий, решения проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнения окружающей среды сильноядовитыми веществами.

Структура Гринпис

Главным руководящим органом является Совет Гринпис, состоящий из представителей всех офисов Гринпис. Совет ежегодно собирается для обсуждения дальнейшей деятельности организации, разработки ежегодного бюджета и избрания Правления Гринпис Интернэшнл.

Правление отчитывается за свою работу перед Советом. В свою очередь Правление избирает Председателя Правления и назначает Исполнительного Директора, ответственного за каждодневную работу Гринпис Интернэшнл. Исполнительный директор дает отчет о своей работе Правлению. Правление отвечает за финансовые дела организации, за выполнение решений Правления и принятие долгосрочной политики Гринпис.

Национальные офисы существуют в 27 странах мира, одним из них является

Гринпис России, который существует с 1992г. Цели - защита окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.

Основные направления работ (кампании):

Сегодня, благодаря помощи наших сторонников, ГРИНПИС России ведет

13

борьбу на четырех "фронтах":

Ш Лесная кампания - за сохранение "легких планеты" - русского леса.

Ш Антиядерная кампания - против радиационного заражения окружающей среды - этого кошмара России.

Токсическая кампания - против химического загрязнения, ежедневно и ежечасно убивающего нас и наших детей.

Байкальская кампания - за сохранение первозданной чистоты озера Байкал.

Принципы

1.ПРОТЕСТ ДЕЙСТВИЕМ. ГРИНПИС

проводит акции, привлекающие внимание общественности к проблемам и к тем, кто виновен в их возникновении.

2.НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ.

Мы не можем допустить, чтобы наши акции

принесли вред кому-нибудь. Все действия ГРИНПИС - это осуществление мирного протеста.

3.НЕЗАВИСИМОСТЬ.

ГРИНПИС не примыкает ни к одной политической партии. Гринпис не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий.

Стать сторонником Гринпис может каждый изъявивший желание.

Работает на территории России. Финансируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет ЛИЧНЫХ добровольных пожертвований наших сторонников - около 3 млн. в мире.

Наиболее значительные достижения:

1993г. - Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудили Россию признать факт сброса жидких радиоактивных отходов в море;

1995г. - Франция, Великобритания, США, Россия и Китай обязались заключить Договор о запрещении ядерных испытаний;

1995г. - Первая российская территория под названием "Девственные леса Коми" включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

1996г. - Выиграно дело в Верховном суде по отмене части Указа Президента России, разрешавшего ввоз отработавшего ядерного топлива АЭС.

1996г. - Международная лесоперерабатывающая фирма ЭНСО провозгласила

мораторий на вырубку девственных лесов в Карелии.

в список Всемирного 1996г. - ЮНЕСКО включило наследия две номинации под названием "Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки". Принципы.

1996г. - Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области сказали НЕТ строительству Костромской АЭС.

14

1997г. - Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную

информацию о диоксиновом загрязнении России.

1997г. - К мораторию ЭНСО присоединились другие крупные фирмы - ЮПМ Кюммене, МоДо и др.

1997г. - Открыто финансирование Федеральной целевой программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов" на 1996-1997гг.

1997г. - Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб.

1998г. ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия уникальные природные территории на Алтае.

Современный ядерный комплекс страны, возглавляемый Министерством по атомной энергии, находится в таком состоянии, что угрожал, угрожает и будет угрожать всем живущим в России. Причины лежат на поверхности. Это и физический износ опасных объектов, и традиционная закрытость этой области, не позволяющая даже правительству адекватно оценивать ситуацию, сложившуюся в ядерном комплексе. Все это дополняется традиционной российской безалаберностью и верой в "авось". Большие потоки государственных средств в условиях закрытости отрасли и, следовательно, более слабого контроля привлекают вполне определенный контингент чиновников и бизнесменов. Достаточно сказать, что финансовые расчеты по недавнему межгосударственному контракту по ввозу в Россию отработанного ядерного топлива из Болгарии, по инициативе российской стороны проходили через обширную зону на Кипре...

Как ни странно, основную угрозу населению и экологии представляет не столько военная часть ядерного комплекса, сколько так называемый мирный атом.

Речь идет и о локальном радиоактивном загрязнении, и обо все растущем риске крупных аварий на предприятиях ядерного комплекса, и о колоссальных экономических и социальных потерях, которые несет Россия в результате осуществления проектов Минатома. Последний такой пример - проект ввоза более 20 000 тонн облученного ядерного топлива в Россию на хранение и переработку.

15

Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF)

История создания

Когда в сентябре 1961 года несколько человек объявили о создании Всемирного фонда дикой природы (WWF), никто не обратил на это событие ровным счетом никакого внимания. И даже сами отцы-основатели - Питер Скотт, Люк Хоффман и Гай Монфор - не предполагали, во что выльется их затея.

В 1929 году слухи о том, что в лесах Китая живет диковинный черно-белый медведь, получили реальное подтверждение. В Вашингтоне на всеобщее обозрение было выставлено чучело панды. Последовавшие за этим попытки привести в Америку живую панду, каждый раз заканчивались смертью животного. И лишь после войны, китайцы, умевшие в отличие от американцев и европейцев обращаться с пандами, стали возить их по крупнейшим зоопаркам мира. Во время пребывания панды Чи-Чи в лондонском зоопарке, ее увидел один из основателей WWF - ученый и художник-анималист Сэр Питер Скотт. Он сделал стилизованный портрет панды. И решил, что изображение этого добродушного, нуждающегося в защите животного станет прекрасным символом нового фонда.

Известность и финансовую независимость WWF обрел через 10 лет после своего возникновения. В 1971 году президент фонда принц Голландии Бернард лично обратился к тысяче самых влиятельных и известных людей мира с просьбой поддержать WWF и передать в управление фондом по $10 тысяч. Собранный таким образом капитал ($10 млн.) стал основой трастового фонда, который по числу своих участников - тысяча приглашенных плюс принц Бернард - получил название "Трест 1001". Попасть в число избранных можно только после личного приглашения принца и оплаты вступительного взноса, который на сегодняшний день составляет $25 тысяч. Однако помочь фонду можно и, не дожидаясь приглашения - став членом WWF или сделав пожертвование на конкретный проект.

За сорок лет своего существования фонд превратился во влиятельную и могущественную организацию и действует более чем в 100 странах мира. Миссия WWF - остановить нарастающую деградацию природной среды планеты для достижения гармонии человека и природы. На сегодняшний день WWF объединяет 27 национальных отделений и 5 ассоциированных членов во всем мире, а также более 5 миллионов индивидуальных членов. Сеть экспертов насчитывает более 3500 профессионалов. Международный Секретариат WWF находится в Швейцарии, откуда происходит координация действий всей сети WWF.

Таким образом, усилия Фонда направлены на решение важнейших природоохранных проблем в любом регионе мира, где они стоят наиболее остро.

16

Более половины денег поступает в Фонд в качестве благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц. С момента создания Международный Секретариат WWF предоставил средства на осуществление около 11 000 проектов в 130 странах мира.

Сохранение биоразнообразия в Уральском регионе

Всемирный фонд дикой природы (WWF) ставит перед собой цель сохранить планету для наших детей. Проблема изменения климата, загрязнения окружающей среды, охрана редких видов, заповедники - это основные направления деятельности фонда, которые успешно осуществляются путем увеличения заповедных территорий, вклада средств в экологическое образование, создание коммерчески выгодных условий для охраны природы, привлечения внимания общественности.

Уральский биогеографический регион - один из 200 экорегионов мира, так называемых "Сокровищ Земли", сохранение которых гарантирует будущее существование человечества на планете Земля. Он расположен в пределах 7 субъектов РФ: Республики Коми, Пермской, Свердловской, Тюменской, Оренбургской, Челябинской областей, Республики Башкортостан и расположен на границе Европы и Азии.

Природа Урала богата и разнообразна, что обусловлено сложным геологическим строением и значительной протяженностью Уральского хребта с севера на юг (более 2000 км.). Здесь представлен весь спектр природных сообществ от тундры до степей. Большую часть территории занимают леса: темнохвойная елово-пихтовая тайга, переходит в светлохвойные сосновые, сосново-лиственничные леса.

Южный Урал с прилегающей лесостепью и степью занимает 93000 кв.км. Большая его часть (около 80 % территории) расположена в пределах Республики Башкортостан.

Представленный спектр естественных сообществ включает: степь, лесостепь, широколиственные леса, хвойно-широколиственные и сосново-лиственничные леса, елово-пихтовая тайга и горная тундра.

На Южном Урале нет столь обширных и сохранившихся территорий, как на Северном и Приполярном, однако здесь гораздо выше разнообразие природных сообществ, видовое разнообразие, плотность и абсолютная численность видов, в том числе редких и исчезающих.

В связи с наибольшим разнообразием и уязвимостью природы Южного Урала проект WWF "Сохранение биоразнообразия в Уральском экорегионе" планируется именно в этой части. Предполагается создание системы охраняемых природных территорий (СОПТ), которая надежно зарезервирует природное разнообразие и явится основой рационального природопользования и устойчивого развития региона. Особенностью Уральского проекта является то, что в создаваемой системе ОПТ предполагается органичное сочетание как территорий строгой охраны (существующих и проектируемых заповедников и национальных парков), так и

17

территорий регулируемого природопользования (водоохранных и зеленых зон, лесов группы, округов и коридоров с ограниченным режимом природопользования и др.) для выполнения комплексной задачи - ландшафтно-экологического обеспечения устойчивости социально-экономического развития региона.

18

Заключение

Итак, подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет. Не нужно быть большим специалистом в области экологии, чтобы предсказать ситуацию, которая будет в ближайшем будущем, еще, образно говоря, вчера никто бы не задумался над проблемой питьевой воды, а уже сегодня она стоит пока еще не остро, но занимает одно из первых мест в проблемах экологии. Значит, завтра мы будем стоять перед проблемой, каким воздухом нам дышать. Конечно, можно на все махнуть рукой, сказав, что на мой век хватит, но мы забываем, что у нас будут дети и внуки.

Но , в любом случае, какими бы желаниями мы не были одержимы, нужно с благодарностью относиться к истокам, с которых и началась цивилизация, и люди в «лице» международных организаций по охране окружающей среды должны со своей стороны привлекать в свои ряды все больше и больше единомышленников - других стран, которые перерастут в одно единогласное движение, направленное на спасение всего живого на земле.

19

Список литературы

1. А. Г. Банников. Основы экологии и охрана окружающей среды. - М.; 1999

2. Э. А. Арустамов. Экологические основы природопользования. - М.; 2001

3. Э. А. Арустамов. Природопользование. - М.; 2000

4. Все тайны мира / Под ред. Нателы Ярошенко. - Франция; 2001 (с.295)

5.Энциклопедия «Аванта»

20

Страницы: 1, 2