скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды скачать рефераты

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации А. Егорова, Экологическая культура - ключ к экологической безопасности // «ЭкосИнформ», №5, 2000;.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско - правовую ответственность Е. Виноградова, Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // «Российская юстиция», №8, 2001;.

Так, в 2001 году Госкомэкология РБ предъявила в Арбитражный суд РБ 105 исковых заявлений о возмещении ущерба, нанесённого государству предприятиями, организациями и учреждениями, нарушающими природоохранительное законодательство (в 2000 г. - 99 исков). Предъявлено требований на общую сумму 35 142 566,12 рублей. Взыскано Арбитражным судом РБ в бюджет Республики Башкортостан и добровольно удовлетворено предприятиями-нарушителями требований на общую сумму 9 миллионов 375 тысяч рублей (в 2000 г. - 4 миллиона 833 тысячи рублей).

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.

Согласно ст.13 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., органы государственной власти и их должностные лица обязаны оказывать содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв С. Анисимова, Вопросы возмещения «прошлого» экологического вреда в арбитражно-судебной практике // Вестник ВАС РФ, №6, 2000;.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 1079 ГК РФ.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями.

Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами экологического бедствия, что влечет прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду; приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды.

Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

В осуществлении предусмотренных Конституцией экологических прав граждан решающее значение приобретает их информационное обеспечение. Важно здесь подчеркнуть невозможность утаивания, сокрытия экологических сведений. В соответствии со ст.7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина. Таким образом реализуются в области экологии положения ст.29 Конституции о свободе информации В. Казанцев, Право граждан на информацию об окружающей среде // «Законность», №1, 2000;.

Статья 58 Конституции РФ (ст.65 Конституции РБ) закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

С развитием научно - технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы.

Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено в новом Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Согласно ст.11 этого Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право:

· создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

· направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

· обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

· осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны:

· сохранять природу и окружающую среду;

· бережно относиться к природе и природным богатствам;

· соблюдать иные требования законодательства.

Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Так, в ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно - гигиенических и иных норм и требований. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред А. Меркушов, О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологического законодательства // «Бюллетень Верховного суда РФ», №5, 1997;.

Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно - технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

5. Развитие взаимоотношений между

Российской Федерацией и Республикой Башкортостан

в области охраны окружающей среды

Взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области охраны окружающей природной среды в настоящее время строятся на основе следующих нормативных актов:

· Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 11);

· Договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (пункт «г» статьи II);

· Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан от 31 марта 1992 года (абзац 3 пункта 1).

· Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республикой Башкортостан» (пункт 5 статьи 3 и пункт 10 статьи 4);

· Соглашение от 25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов;

· Соглашение от 6 ноября 1995 года о разграничении полномочий между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской федерации и Правительством Республики Башкортостан по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

· Письмо от 05.05.1999 г. № 01-12/22-138 председателя Госкомэкологии РФ В.И. Данилова-Данильяна о пролонгации Соглашения между Правительствами РФ и РБ от 25.05.1994 г.;

· Письмо от 01.03.2000 г. № 01-14/11-140 председателя Госкомэкологии РФ В.И. Данилова-Данильяна о пролонгации Соглашения между Правительствами РФ и РБ от 25.05.1994 г.

Согласно ч.3 ст.11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе Конституции, Федеративного и иного договора о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии с п. «г» ст.II Договора от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

Согласно пункта 5 статьи 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республикой Башкортостан» (в настоящее время данный Договор является I частью Конституции Республики Башкортостан) в ведении Республики Башкортостан находятся:

· решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ст.4 указанного Договора в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:

· оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды;

· охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению;

· обеспечение экологической безопасности.

25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было заключено Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. Данное соглашение состоит из 7 статей, его положения не содержат никаких новшеств, по сравнению с ранее законодательно закрепленными нормами в рассматриваемой области.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации подписали (и продолжают подписывать) с федеральным центром Соглашения о прекращении действия соглашений между Правительством России и Правительством (Администрацией) субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в определенной области. Данная работа ведется в рамках приведения к единому правовому полю С. Cомов, Единство правового пространства // «Законность», №2, 2001; .

Считаю нецелесообразным подписание в настоящий момент Соглашения о прекращении действия «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 25 мая 1994 года», которое было пролонгировано в 1999 году и действует по настоящее время.

В настоящее время в связи с изменившейся обстановкой в политической, экономической сферах жизни общества и государства, значительным развитием законодательства (и экологического в частности) между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан ведётся работа по развитию договорных отношений, в том числе и в области охраны окружающей природной среды.

12 января сего года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон, определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стал новым шагом в развитии экологического права России.

Статьи 5-10 главы II закона («Основы управления в области охраны окружающей среды») регламентируют вопросы государственного управления, полномочия Российской Федерации и её субъектов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст.6, п.2 ст.8 и ст.9 указанного закона, существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и специально уполномоченных органов субъектов РФ в области охраны окружающей среды Н. Кольчевская, А. Попков, «Мы будем жить теперь по-новому..» // «Табигат», 31 января 2002 года, №2 (49); .

В частности, в соответствии с п.2 ст.8 закона, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта, что не было предусмотрено ранее действовавшим Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ и федеральных законов, также и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов (п.1 ст.9 ФЗ).

Также, существенным нововведением является закрепление в п.2 ст.9 закона права передавать осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» позволят более детально разграничить полномочия в области охраны окружающей среды между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан и эффективнее осуществлять государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Республике Башкортостан.

Принятый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стал новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к современному, то есть соответствующему законодательству передовых государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для реализации на практике заложенных в данном Федеральном законе норм потребуется принятие как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Башкортостан, ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы реализации норм закона и приведение в соответствие с требованиями данного закона как федерального природоохранительного законодательства, так и законодательства Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и природопользования Н. Кольчевская, А. Попков, Окружающей среде тоже нужна охрана // «Республика Башкортостан», 6 февраля 2002 года, №25 (25005)..

7. Использованная литература

1) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 2000;

2) Комментарий к Конституции Российской Федерации / под. ред. Л.А. Окунькова, - М. БЕК, 1998;

3) Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // рук. авторского коллектива - д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов.- М. НОРМА, 2000.

Array

Страницы: 1, 2, 3